Найти тему

Жизнь Эзуза из Асирии. Встреча с рави Удой Скаротом ( Большим ртом ) и его учениками.

Иса из Нахарета в течении семи лет ( от достижения самостоятельности по древним законам ) проживал в поселении Эзуз. Его туда пригласила пожилая торговка корзинами и плетеными изделиями. Жители Эзуза издревле заготавливали тростник, растущий на заболоченной реке под таким же названием, как и поселение - Эзуз. Тростник они использовали в своей повседневной жизни для множества целей и научились искусно и быстро плести не только корзины, но и обувь, легкие складные столы, короба для перевоза товаров и личных вещей. Все эти плетеные изделия, торговка Сара брала на реализацию и складировала у себя во дворе. Постоянные скандалы с односельчанами, отдававшими Саре свои изделия без записи ( "под честное слово" ) и утверждающие, что она им не за все рассчиталась, принудили Сару искать писца и учетчика. Вскоре знакомые купцы привезли ей юношу с невероятно красивыми бронзово рыжими волосами, на солнце волосы отливали золотым блеском. Они представили его грамотным писарем. -"Я возьму его даже если он не сможет писать!" - усомнившись, что он грамотен, подумала Сара. -"Но он не один"- сообщили купцы -"С ним прибыла его мама Марьям".- по древним законам последний ребенок в семье обязан содержать родителей до их естественной смерти и двадцатипятилетний Иса вынужден был просить постой и труд, и для своей мамы. -"Найду тебе мужа Марьям." - так же тайно, решила Сара. И молча провела гостей в свой дом. Молчание ей было совершенно не свойственно, её одолела страсть, которую иногда называют любовью. Любовь к этому красавцу, который выглядел как юноша, а был уже самостоятельным мужчиной. Через некоторое время совместной жизни Сара отселила своего мужа - строителя плотника со словами - "Взяла я тебя в мужья, что бы ты мне дом новый отстроил, а ты в старом доме ни гвоздя не забил! Надоел ты мне бездельем своим. Иди теперь строй себе дом!" С того времени невзлюбил этот плотник Рыжего Ису и стал ругать его "за глаза" придумывая разные ложные истории про Ису из Нахарета. Он тщательно очернил его в глазах соседей создав ложный образ о человеке всеми презираемом и из за презрения прибежавшим жить глухомань, каковым был поселок Эзуз. С тех пор жители Эзуза знали все про "грязного" Ису, а сам Иса никогда, так и не узнал, какие тайны хранит его "грязное" прошлое. Больше всего в этих слухах пострадала честь Марьям. Однажды, когда Сара и Рыжий Иса отсутствовали - ушли поговорить с заезжими купцами, пока еще не изгнанный муж, напал на Марьям и попытался ее раздеть. Марьям, защищаясь от насильника повредила ему глаз. На крики боли издаваемые мужем Сары сбежались все соседи и крики были слышны даже в купеческом лагере, расположенном на противоположном берегу реки, торговка Сара и Рыжий Иса поспешили вернуться в поселение. Выяснив причину Сара получила веское основание избавиться от изменника и блудодея, она была очень ревнивая женщина. Всем своим родственникам и друзьям бывший муж Сары рассказал, что именно эта Марьям, злая ведьма, зачаровала меня на плотское вожделение, тем что у нее до сих пор бывают месячные выделения. Хотел ей удовольствие доставить, а она меня по глазу ногой, потому что вдруг взлетела и по воздуху забегала, пиная меня пяткой, так и в глаз попала. Большая часть населения Эзуза не поверили в эту историю до конца, но Марьям стали бояться. Надежда на новое замужество для Марьям, растаяла как дым. Марьям была женщиной редкой красоты, ее каштановые волосы почти не седели и лишь издали, казалось, отливали серебром седины, но вблизи, когда кто нибудь был рядом, этот "кто нибудь" видел только красивые ухоженные волосы без малейшего признака старости. Прожила красавица Марьям под одной крышей с сыном и его новой семьей, не нашелся смелый и достойный кандидат красавице в мужья. Когда ей и ее сыну пришлось срочно покинуть поселение Эзуз, Марьям было уже далеко за шестьдесят прожитых ею лет. Она уже имела на лице печать неизбежной старости, хотя и не так ярко, как у сверстниц, которых было крайне мало. Жизненные силы ее уже иссякли и она могла лишь недолго работать по хозяйству, заменив свою извечную беготню по делам, на сучение пряжи, тихо сидя где нибудь во дворе, наблюдая, что бы покупатели не прихватили с собой не оплаченный товар. Иногда у неё случались приступы удушья и тогда она теряла сознание. В эти мгновения она выходила в другой мир и видела своего единственного отца, который и дал ей имя Марьям, папа приглашал ее на другую Землю, там где все сыты и одеты. Она отказывалась, она безумно любила своего единственного сына. -"Я боюсь за моего Рыженького, я уйду и враги сгубят его."- шептала она пересохшими губами. И тут же приходила в чувства. Неожиданно торговку Сару нашли лежащей перед навесом под которым хранили корзины, она была мертва. До этого она ходила по навесу, который одной из сторон касался невысокой глиняной горки и по ней на навес заносили корзины для просушивания перед переносом на хранение. Без просушивания, корзины могли заплесневеть, Сара зашла на навес что бы проверить хорошо ли просох товар и не пора ли перенести корзины под навес. На навесе спал ее бывший муж, вернее отсыпался после попойки с друзьями. Он разместился между корзин и совершенно не был заметен. Когда он проснулся, то в шутку швырнул корзину в сторону Сары пытаясь испугать ее. В это момент порыв ветра вдруг подхватил корзину и корзина, долетев до головы Сары, ударила ее в лоб. Женщина, потеряв равновесие упала с навеса. Она была пожилая и грузная, и падение с невысокого навеса стало для нее смертельным. В это же время Иса из Нахарета вышел из дома и стал свидетелем происшедшего. Он был возмущен до предела -"Как ты посмел сбросить Сару с навеса!" - на глазах его были слезы. -"Ты лучше себя оплакивай! Сегодня мы придем вас судить за колдовство! Защитница ваша кончилась. А за случайную смерть у нас не судят. Вот так!" - язвительно заявил старый муж Сары. Он был еще очень пьян и снова улегся среди корзин. Иса пошел в дом и сообщил маме Марьям, что Сара упала с навеса и умерла. И что старый ее муж хочет собрать родственников Сары и они скоро прибудут грабить и судить его - Ису и ее - Марьям. Иса знал, что главная причина по которой родственники Сары обязательно лишат их жизни - это богатое наследство торговки. Он сообщил маме, что им надо незамедлительно бежать из Эзуза. Расстроившись от трагичной новости о смерти родственницы, Марьям зарыдала - "Наша жизнь закончилась."- ее сын и торговка жили как муж и жена. -"Сару надо похоронить".- тихо произнесла она. -"Если мы здесь задержимся, нас похоронят вместе с ней." - ответил Иса и он стал увещевать маму Марьям собираться в путь. Они взяли с собой небольшие заплечные котомки с необходимыми пожитками и запасом еды. Иса спрятал в вещах скопленные им серебряные монеты, которых с лихвой хватило бы на покупку дома и на обустройство в новом месте. И они по старой дороге на Дамаск, двинулись в путь. Казалось они идут по делам, Иса часто ходил встречать купеческие караваны если купцы назначали день прибытия. Он организовал подобие стоялого двора, где размещал верблюдов и носильщиков, а для купцов в отдельном лагере, нанятые Исой женщины, готовили угощение, перед пирушкой купцов и их друзей одевали в новые чистые одежды и обувь. Это дело и приносило ему основной доход и он завязал дружеские отношения с некоторыми купцами. Дороги в те времена были не безопасны, передвигаться по ним в одиночку, означало подвергать себя смертельному риску. Шайки разбойников и дикие племена, ведущие практически животный образ жизни могли нападать на одиноких путников. Поэтому обыкновенно путники за оплату нанимали вооруженных проводников, либо ждали попутчиков, которых для безопасных переходов должно было быть не меньше десятка. Иса надеялся только на удачу, оружием был острый топор, на поясе топор висел для отпугивания. Иса не владел искусством боя. Через два часа быстрой ходьбы они заметили, что за ними увязались карлики, это были дикари. Обычно эти карлики нападали по ночам, они воровали путников. Надо было еще более ускорить ходьбу, но у мамы Марьям начался приступ удушья, она присела у дороги, достала из котомки лекарственный настой, хранящийся в стеклянном флаконе и перед тем как его выпить сообщила сыну -"Я дальше не пойду, я не могу." -"Мама я тебя не брошу, я останусь и буду защищать тебя!" - взволнованно заговорил Иса. -"Рыженький мой беги, не жди меня. Я буду страдать если увижу твою смерть. Страдать сильнее чем от моей собственной смерти! Помилуй свою мать - беги!" - тихо со слезами на глазах шептала Марьям. Тело ее светилось незримым светом, она уже почти ушла из мира живых людей. И она перестала дышать. Иса бережно укрыл ее лицо наплечной накидкой, по щекам его бурно лились слезы, они лились на тело матери Марьям. Иса был полной прострации, неведомая сила швырнула его на землю и он услышал грозный мужской крик -"Беги щенок! Хватит рыдать!".- Иса вдруг вскочил на ноги и не осознавая себя побежал по дороге устилая путь слезами глубокой утраты. Он уже не оглядывался и не опасался преследования, ему было все равно, стресс от невероятных потерь грузом задавил все его чувства. Карлики дикари все так же преследовали свою жертву, они ждали когда Иса выдохнется и остановится для отдыха. Но Иса бежал и бежал. В сумерках он добрался до небольшого оазиса. Там проживали одинокие иудеи, они были бездомны и их было два десятка. Они жили разбоем, хотя тщательно скрывали это. Они ожидали путников, иногда забредающим к ним и просящих принять их на постой. Иса пробежал через их оазис, даже не посмотрев на этих иудеев. Они предполагали что путник попросится посидеть у костра, но увиденное ими сияние, исходившее от Исы, заставило их промолчать и проводить Ису смиренными взглядами. Не иначе как ангел стремительно пролетел через их оазис. Карлики дикари остановились перед оазисом - там была чужая территория и они бы были отловлены и замучены этими иудеями, как конкуренты. Но замеченные жителями оазиса так и не ушли от погони и были схвачены. В итоге Иса освободился от преследователей и вскоре он увидел большое поселение мирных иудеев, почти такое же в котором он провел все свои годы взросления. Стресс постепенно заменила ужасная усталость, он не нашел ни чего лучшего, как спрятаться в пустом полуразрушенном доме без крыши, там же он и уснул. На следующий день, проснувшись, Иса выйдя из своего убежища, нашел небольшое озерцо, там он искупался и выстирал свою запыленную одежду. Груз пережитого все же не отпускал его до конца, глаза его были исполнены печали. Он захотел посидеть среди верующих иудеев и послушать чтеца святых законов. Ему это всегда приносило облегчение, он верил, что встречается с самим Богом и слышит голос Бога в устах рави чтеца. Он обратился к первому встреченному жителю поселения с вопросом, где можно увидеть местного равина. На что получил ответ, что местный рави в отбыл в Пальмиру очень давно и никак не возвращается, но есть рави, который зашел на время и он со своими учениками расположился лагерем, недалеко от поселения. Иса испытал радостные чувства, Возможно этот рави идет с учениками в сторону Дамаска. В Дамаске жили купцы, которых Иса знал как друзей и надеялся на их помощь в обустройстве на новом месте. Он поспешил найти этого рави. Рави выглядел совсем не презентабельно - поношенная одежда рави просила ремонта, на лице его были следы похмелья, но Иса не усомнился в его праведности. Главная заповедь которую он знал, гласила - "Не сомневайся в праведности иудея, если он равин." На поясе рави висел тубус, это был главный атрибут настоящего рави, в тубусе должна быть грамота о том, что он доверенный и грамотный равин, грамоты могли выдавать только равины сидящие в раввинатском синоде, на ней должна стоять печать синода и сама грамота стоила немалых денег. Рави громко хлопнул ладонью по тубусу, привлекая внимание рыжего юноши к себе - рави, а не к грязной одежде, ничего не стоящей перед Богом Израилевым. По одежде Исы, рави догадался, рыжий юноша пришел не проситься в ученики, а ищет что то другое. Ученики рави все до одного были обнажены, они не имели даже набедренных повязок, их бы не пустили в Дамаск. Иса из вежливости поинтересовался, не идет ли рави в сторону Дамаска. На что Иса получил совершенно утвердительный ответ -" Именно туда мы и направляемся." Иса поинтересовался - "Как вас называть, уважаемый рави?" -"Я рави Уда."-торжественно заявил равин. Ему понравилась уважительная речь Исы, ему понравились красивые бронзово рыжие волосы Исы, а главное он знал древнее поверье о том, что рыжий приносит богатство. Он страстно захотел, что бы Иса пошел с ним новым учеником. В реальности Уда был шарлатан, а вовсе не равин. Выходец из древнего богатого купеческого города, развалины которого находятся близ современного города Ашкелон. Он в молодости промотал все свое состояние, полученное в наследство от родителей и был изгнан за попрошайничество, пьянство и блуд. Он был филимистянин, выдающий себя за иудея. В тубусе его, хранилась вовсе не грамота обученного равина, а грамота вольноотпущенника - грека, собственность одного из членов его группы. Грек вольноотпущенник опасался возвращаться туда, откуда его продали в рабство и решил бродить по дорогам иудеев. Он отдал грамоту рави Уде на хранение - "В тубусе она будет сохраннее". - заметил рави Уда. Грамота была написана раввином из синодального суда, на ней стояла печать синода, в ней говорилось о том, что предъявитель грамоты имеет право беспрепятственно покинуть земли Иудейского царства. В те времена грамотность была редким даром и прочесть эту грамоту могли лишь не многие одаренные талантом усердно учиться. Таких было очень мало из за отсутствия профессиональных учителей и платежеспособных учеников. Так что грамота об вольноотпущении некоего грека на родину, вполне подходила как грамота о раввинстве и не могла быть прочитана ни где, кроме как в синоде, самое главное - на ней была печать синода - суда израилева. На следующий день, ровно в полдень группа рави Уды и Иса Эзуз вышли из поселения. Исой Эзузом он стал неожиданно для себя. В тайном разговоре с рави Удой, Иса из Нахарета рассказал о своей жизни в поселении Эзуз и бегстве из него что бы получить мудрый совет наставника рави Уды. -"Я прошу вас, рави Уда, никому не рассказывайте о том, что я из Эзуза, я опасаюсь самаритянской родни моей умершей жены, они очень мстительны, они никогда не поверят, что я ее не убивал. Мы с мамой спасались бегством". Рави Уда узнал так же и о намерении Исы из Нахарета приобрести недвижимость где нибудь вблизи Дамаска. И даже узнал, что Иса носит средства на приобретение при себе. Дело в том, что рави Уда обладал задатками сильного гипнотизера и Иса, даже раввину никогда не сказал бы о собственных деньгах, если бы тот не применил гипноз. Рави сразу же предложил свои услуги по сохранению средств Исы -"Хочешь я понесу твои деньги за тебя, дай их мне". -"Мне не трудно их нести рави Уда."- отвечал Иса. Поутру рави Уда стал знакомить его со своей командой, из них самым старшим и опытным оказался грек, еврейского происхождения, он воскликнул -"Рад лицезреть юного Гелиоса!" - и вежливо склонил голову. Остальные заявили - -"Что бы быть Исой, надо драться и победить Ису. Вон он стоит." - там стоял упитанный атлет ученик, одолеть которого было бы Исе из Нахарета совершенно не возможно. -"Зачем они мне это говорят, кто они мне, я же лишь их временный попутчик"? - задумался Иса из Нахарета. -"Так будешь драться или нет"? - крикнул юноша атлет. -"Мне это незачем, я с вами не надолго". - ответил Иса из Нахарета. -"Пока ты снами, ты - Эзуз. Я дал тебе имя что бы вечно быть с тобой."- крикнул атлет. -"Я путешествую в Дамаск, вас туда не пустят без набедренных повязок". - заметил Эзуз. -"Когда я вижу эти ваши набедренные повязки, я умираю от смеха, ни за что бы не стал носить". - заревел атлет. В реальности они бы с удовольствием носили бы эти повязки - все зрелые женатые мужчины их носили. Хорошая повязка стоила дорого, а плохая никого не привлекала. Вскоре они покинули поселение, а Эзуз слишком поздно задумался о бегстве, его окружала плотная толпа учеников рави Уды, не давая ему вырваться. "Ты Скарота нашего не знал, знал бы за версту бы нас обошел!" - смеялись юноши -"Когда подальше уйдем, отдохнешь." А в это время, Уда Скарот предвкушал приобретение собственного дома где нибудь в Дамаске.
11.12.2023 пос.Курагино, Красноярский кр. А.Д.Амандыков

Эзуз (иврит: עֱזוּז) - небольшое общинное поселение в пустыне Негев на юге Израиля. Названный в честь Нахаль-Эзуз, пересохшего русла реки, он расположен к югу от Ницаны и подпадает под юрисдикцию регионального совета Рамат-Ханегев. В 2021 году его население составляло 82 человека.[1]