Найти тему
Безумное веселье

Анализ диалога героев "Секса в большом городе" по Крейгу: манипуляции и конфликты в счастливой семье

Американский исследователь Роберт Крейг изучал теорию коммуникации. Он предложил несколько теоретических подходов - традиций, с помощью которых можно провести анализ дискурса.

Всего традиций насчитывается семь, и прежде чем провести анализ диалога из всеми любимого американского сериала, сиквела "Секса в большом городе" - "И просто так", мы перечислим названия теорий, которые Роберт Крейг называет в своем исследовании "Теория коммуникации как область знания".

Социально-психологическая традиция

Риторическая традиция

Семиотическая традиция

Феноменологическая традиция

Кибернетическая традиция

Социально-психологическая традиция

Социально-психологические теории имеют ограничение предсказательной возможности.

Социокультурная традиция

Критическая традиция

Для анализа коммуникативной ситуации мы возьмем сцену из 1 сезона 7 серии сериала «И просто так» (14:50-17:11), где у главной героини Шарлотты разгорелся конфликт с ее мужем Гарри.

Супруги вдвоем выходят из спортзала после совместной игры в теннис с друзьями. Во время игры Шарлотта случайно толкнула мужа, и тот упал. В указанной сцене Гарри интересуется у своей жены, не хочет ли она ему что-то сказать, а та абсолютно не понимает, о чем речь. Супруг тут же объясняет, что во время игры она случайно толкнула его и даже не извинилась, от этого ему обидно.

Скриншот из сериала "И просто так"
Скриншот из сериала "И просто так"

Шарлотту крайне удивляет признание мужа, она восклицает «Скажи, что ты шутишь!» и тут же обесценивает его чувства «Ну что за детский сад? Мы же играли в теннис», а после накидывается на него с обвинениями о том, что он тоже часто мешал ей, но для того, чтобы достичь победы, на такие вещи нельзя обращать внимание.

Гарри продолжает требовать извинения уже с раздражением, а жена продолжает активный протест, супруги обвиняют друг друга в том, что раздули из мухи слона, для каждого проблема другого кажется смешной и незначительной.

Шарлотта начинает все больше выходить из себя «Да что тебе не нравится, черт возьми?! Я не собираюсь извиняться за то, что хорошо играю в теннис! Ты меня с ума сведешь!»

Яростный диалог обрывается, когда пара замечает, что все это время за ними наблюдали их друзья, сидевшие рядом на скамейке.

«Супер, теперь мы для них такая пара», резюмирует Шарлотта.

Скриншот из сериала "И просто так"
Скриншот из сериала "И просто так"

Анализ

Основная коммуникативная проблема данной ситуации в том, что каждый герой думает только о своих потребностях, пытаясь удовлетворить их за счет другого. Каждый супруг зациклен на своей точке зрения и не может с эмпатией отнестись к высказываниям другого. Герои не слышат просьб друг друга, и все сказанное воспринимают на свой счет.

Гарри уверен, что Шарлотта хочет сделать ему больно, ведь ей трудно сказать ради него всего одно слово «извини», женщина в свою очередь уверена, что ее обвиняют в плохой игре, не ценят ее стараний и пытаются сделать виноватой. Однако, она не может четко высказаться о своих чувствах и лишь нападает на мужа с эмоциональными высказываниями.

С точки зрения социально-психологической традиции мы можем видеть здесь процесс, во время которого люди пытаются повлиять друг на друга, выражая эмоции и внутреннее состояние. Здесь можно заметить мышление, дающее возможность эффективно манипулировать причинами поведения с целью достижения определенных результатов. Например, Гарри пытается добиться от Шарлотты признания его правоты, извинения, которое даст ему знание о том, что его уважают. Супруга в свою очередь эмоциональным поведением пытается защититься и добиться признания ее успеха. Однако, для достижения необходимых им результатов оба выбрали нерациональные способы, поэтому терпят поражение.

Риторическая традиция транслирует здесь проблему острой необходимости решить что-то с помощью дискурса. Один персонаж пытается убедить другого в своей правоте, и для каждого его взгляд на мир является правильным.

Если взглянуть на ситуацию с точки зрения семиотической традиции, то можно заметить проблему репрезентации и передачи смысла. Субъекты коммуникации не могут преодолеть разрыв, даже используя знаковою систему. Герои активно выражают свои эмоции и желания мимикой и жестикуляцией, но это не помогает им решить проблему. Однако, это дает сигнал каждому о том, что их партнер разозлен и настроен враждебно, именно поэтому они пытаются защититься друг от друга.

Скриншот из сериала "И просто так"
Скриншот из сериала "И просто так"

Феноменологическая традиция показывает нам, что герои не могли прийти к понимаю друг друга из-за того, что смотрели на ситуацию через призму своего опыта. Гарри видел в поступке жены и ее отказе извиниться желание обидеть его, а Шарлотта считала, что муж пытается обвинить ее и унизить. У персонажей не получается создать устойчивую, подлинную коммуникацию. Также, исходя из своего личного опыта, героиня теперь уверена, что ее друзья подумали о ней плохо, хотя они не давали такого сообщения ни словами, ни жестами.

Кибернетическая традиция имеет подходящее объяснения для данного примера коммуникации, здесь мы все же можем увидеть разрыв в потоке информации из-за несоответствия между ожиданием и реальностью героев. Гарри уверен в своей правоте и для него очевидно, что Шарлотта виновата и должна извиниться. Однако в реальности супруги все совершенно не так. Из-за такого разрыва у супругов происходит разлад и непонимание ситуации.

Социокультурная традиция показывает в данной ситуации разрывы между отношениями и социокультурными изменениями. Данные переломы создали невозможность взаимодействия. В данной сцене у супруг оборвался их привычный порядок жизни. Гарри не получил извинение от жены, которое, по его мнению, обязательно должно было быть, его ожидания рухнули, и это вылилось в ссору.

В представленной ситуации также есть место критической традиции. Каждый герой искаженно смотрит на произошедшую ситуацию. Гарри видит ее через собственную призму, он уверен, что его не просто толкнули во время игры, а задели его внутренний мир и высказали неуважение, своей попыткой получить извинение он пытается восстановить справедливость для себя. Шарлотта же в свою очередь информацию о чувствах Гарри и требования извиниться воспринимает как нападение. Она считает, что ее пытаются сделать виноватой и сказать, что она что-то делает неправильно, когда она пыталась сделать как лучше. Супруга показывает эмоции, кричит и обвиняет мужа, чтобы восстановить справедливость для себя.