Найти в Дзене

ГУРИЙ НИКИТИН — ХУДОЖНИК «БОЖЬЕЙ МИЛОСТИЮ».

Оглавление

Один из выдающихся иконописцев своего времени, талантливейший изограф, художник « Божьей милостию» , занявший достойное место в искусстве свой эпохи, — все это о человеке, рассказ о котором пойдет в этой статье.

Гурий Никитин Кинешемцев

Множество туристов приезжают посмотреть на фрески, созданные Мастером. Моим землякам , жителям Ярославской и Костромской губернии очень повезло—,они имеют уникальную возможность в любое время наслаждаться фресками Гурия Никитина . А их было создано не мало.

Собор Рождества Богоматери .  г. Ростов Великий
Собор Рождества Богоматери . г. Ростов Великий

Первое упоминание о Гурии Никитине мы находим в т. н. « Переписной книге " жителей Костромской губернии 1646г. а как иконописец он впервые упоминается в 1659 г. В этом году иногородних живописцев вызвали в Москву для росписи Архангельского собора Московского Кремля. Среди них был и Гурий Никитин. Есть основания полагать, что ранее Гурий Никитин уже принимал участие в росписи церкви Троицы в Никитниках в Москве.

В 1662 г Гурий Никитин в возрасте тридцати с лишним лет уже возглавляет артель живописцев, работавшую над росписью Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле Залесском. С этого момента за право получить Гурия Никитина с товарищами борются царь и патриарх, митрополиты, архимандриты и посадские люди.

В 1664 г Гурий Никитин оказывается владельцем четырех лавок, все они были «отказаны » ему , как наследнику. Лавки для сбыта своей продукции имели в то время многие иконописцы.

Вопрос о материальном положении иконописцев в 60 - х годах 17 века ни раз являлся предметом обсуждения. Труд « иконников » , как их тогда называли , признавался почетным, но не столько за искусство как таковое, а скорее за «почесть воображения святых икон» и этим он приравнивался к труду духовных писателей. Отдельные художники из числа придворных иконописцев - Симон Ушаков, Иван Безмин, Дорофей Ермолаев — даже были удостоены дворянских званий, но таких было единицы.

Как старшина костромских иконописцев Гурий Никитин имел вполне определенные привилегии и почет, но это налагало большую личную ответственность.

Некоторые этапы творчества Гурия Никитина:

  • Около 1650г. участие в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме

Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Кострома
Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Кострома

  • 1651 г. участие в росписи паперти церкви Вознесения на Дебре в Костроме
  • 1653 г. участие в росписи церкви Святой троицы в Никитниках в Москве
  • 1660 г. роспись Архангельского собора
  • 1662 г. начало росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле Залесском
  • 1664 г. писал вместе с другими иконописцами иконы для иконостаса в церковь Евдокии в Московском кремле - 17 икон деисуса и 18 праздников
  • 1666 г. работал в Архангельском соборе
  • 1667 г. расписывал Богоявленский собор в Костроме
  • 1669 г. написал икону Федоровской богоматери для Ярославской церкви Николы на Пенье
  • 1670 -71г. « Писал стенное письмо»в Ростовском успенском соборе, 14 икон праздников « Знамение» « Казанская в чудесах »
  • 1672 г. расписывал собор Богоявления в Костроме
  • 1673 г. писал в Москве для царя икону « Седьмой вселенский собор»
  • 1675 г. расписывал церковь Воскресенья в Ростове

Роспись Крестовоздвиженского собора в Романово Борисоглебске
Роспись Крестовоздвиженского собора в Романово Борисоглебске

  • 1680 г. расписывал церковь Ильи Пророка в Ярославле

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле

  • 1882 г. писал икону « Воскресение» для Троицкого обора Ипатьевского монастыря
  • 1688 г. написал « Нерукотворный Спас » собора Игрицкого монастыря
  • 1689 г. роспись Преображенского собора Спаса - Евфимиева монастыря в Суздале

Роспись  Преображенского собора Спаса - Евфимиева монастыря в Суздале
Роспись Преображенского собора Спаса - Евфимиева монастыря в Суздале

Гурий Никитин никогда не был женат и детей не имел. Девственность и безбрачие — что кроется за этим решением. определившем всю жизнь художника ? Может быть обет безбрачия им был дан в годы мирового поветрия, которое стало тяжелым потрясением для переживших его? Путь подвижничества в искусстве мог быть избран художником из за всех трудностей, стоявших перед юношей из бедной семьи неиконописца, при овладении искусством на том высоком уровне, которым отмечено все творчество Гурия Никитина.

При скудости биографических сведений о Гурии Никитине можно догадываться что художник был многим обязан матери. В молодые годы простая русская женщина должна была много сделать для развития нравственного мира сына . Образ женщины матери в искусстве мастера занимает особенное место, в чем отразилась одна из лучших черт его личной биографии.

Если учесть. что большинство иконников 17 века происходило из потомственных семей иконописцев, можно предполагать . что гурий Никитин с молодых лет обратил на себя внимание способностями к искусству живописи, это был " художник Божьей милостью" . Исключительно благодаря таланту и труду он занял достойное место в ряду самых почитаемых иконописцев.

Путешествуя по Золотому кольцу у вас просто нет шансов остаться в стороне от архитектурных памятников 16-17 века. А это значит, что живопись внутреннего убранства непременно поразит вас своей красотой. Эту фресковую живопись , в том числе, создал наш земляк, художник Гурий Никитин.

Буду признательна всем заинтересованным темой за лайки и комментарии.

И до встречи в следующих постах...

.

.