Санскары (Самскары) — таинства, жертвоприношения и ритуалы, служащие переходными обрядами и фиксирующие различные этапы жизни индуиста. Традиция этих ритуалов с подношениями богам, предкам и хранителям уходит корнями к ведическим представлениям о дхарме и праведной жизни.
16 самскар, также известные как 16 таинств или 16 переходных обрядов, представляют собой серию ритуалов и церемоний, которые отмечают различные этапы жизни человека - от рождения до смерти. Считается, что эти самскары очищают и освящают человека и готовят его к следующему этапу человеческой жизни. Ритуалы обычно выполняет индуистский священник или член семьи, который хорошо разбирается в ритуалах, и ему помогают другие родственники или друзья.
Всего в индуизме практикуется 16 различных ритуалов («Шодаша-санскара»), описанных в древних священных книгах индуизма, таких как Ману-смрити или Грихья-сутры. В наши дни определение проводимого ритуала зависит от региона, касты или семейных традиций.
Зачатие и рождение
1. Санскара Гарбхадана (Зачатие)
Этот ритуал проводится супружеской парой, чтобы произвести на свет здорового, благополучного и развитого ребенка. Эта первая санскара выполняется сразу после каждого бракосочетания и является частью Гарбх Санскара. Первый половой акт или оплодотворение известен как ниша.
Согласно ритуалу, если жена желает произвести на свет ребенка с идеальными характеристиками, "столь же храброго, как Абхиманью, столь же набожного, как Дхрува, столь же духовного, как царь Джанака , или столь же щедрого, как Карна", она должна принять омовение на 4-й день после менструации, затем она должна выразить свое почтение старшим и своему гуру, а затем присоединиться к своему мужу в благоприятный час.
Считается, что если оплодотворение произойдет в третью фазу ночи, например, между 12:00 и 03:00, родившийся ребенок будет преданным Богу, честным и достойным человеком.
2. Пумсавана Санскара (Влияние на развитие плода)
Этот ритуал направлен на то, чтобы произвести на свет ребенка и добиться того, чтобы он родился здоровым, красивым и умным, гарантируя, что весь период беременности пройдет нормально и без наличия проблем. Он предназначен для обеспечения рождения мальчика. Проводится на третьем месяце беременности. Если это первая беременность, то он может выполняться и на четвертом месяце.
Ритуал проводится брамином и включает в себя различные церемонии и подношения богам и богиням, которые, как полагают, благословляют пару рождением мальчика. Ритуал также может включать в себя чтение мантр и использование священных предметов, таких как цветы, фрукты и зерна.
Важность Пумсавана Санскара заключается в вере в то, что в этот период, помимо начала развития конечностей и мозга ребенка, начинают также развиваться его умственные способности. Считается, что разум родителей оказывает большое влияние на особенности плода, поэтому и проводится этот ритуал, поскольку, согласно священным писаниям, он способствует развитию ребенка физически и морально сильным.
3. Симантоннаяна (Разделение волос женщины на пробор)
Этот ритуал призван очистить утробу матери, поднять ее моральный дух и помочь ей иметь только хорошие и чистые мысли, поскольку именно ребенок, пришедший в утробу матери, впитает в себя все эти мысли. Это церемония, проводимая на четвертом месяце беременности женщины, когда муж расчесывает волосы жены, разделяя их на пробор и обещает ей, что не оставит ее. Это подходящий момент, чтобы обсудить с будущей матерью хорошие действия, которые сделают ее счастливой, и то, как эти благородные мысли повлияют на будущего ребенка.
Детство
4. Джатакарман (Ритуалы рождения)
Этот ритуал проводится при рождении ребенка, но до перерезания пуповины, чтобы попросить о его здоровье, богатстве, славе, энергии, знаниях и долгой жизни. Отец приветствует и благословляет новорожденного ребенка и кормит его небольшим количеством масла и меда.
Перерезав пуповину, отец совершает ягью (огненную церемонию), шепчет 9 мантр в одно из ушей ребенка и просит после этого славы, энергии, знаний, здоровья и богатства, а также долгой жизни. Начинается ритуал, когда мать кормит ребенка грудью, восхваляя богов и богинь.
Читайте также:
5. Намакарана (Имянаречение)
Эта церемония дает ребенку новое имя, благословляет его и желает ему долгих лет жизни и славы. Обычно это делается на десятый день после рождения. В некоторых регионах этот обряд совершается через 101 день после рождения, а в других – через год после рождения ребенка.
Обряд Намакарана состоит в том, чтобы давать ребенку мед и топленое масло, шепча ему на ухо мудрые слова. Затем произносится молитва Солнцу, где ребенка просят быть таким же ярким, как Солнце. Уважение также воздается Матери-Земле. Затем голову ребенка поворачивают на север, а стопы на юг. Обмениваются подарками, и ребенку дают новое имя.
6. Нишкрамана (Первое покидание ребенком дома)
Нишкрамана означает «вывести ребенка из дома». Эта церемония проводится в благоприятный день, особенно когда оба родителя совершают паломничество. Считается, что этот ритуал помогает обрести хорошее здоровье и долгую жизнь.
Нишкрамана обычно происходит на четвертом месяце жизни ребенка, когда его органы чувств полностью развиты и ребенок может справляться с окружающей средой, жарой и т.п. Поскольку согласно индуистским верованиям, человек состоит из эфира, воздуха, огня, воды и земли, отец ребенка просит, чтобы благословение этих пяти веществ было даровано ребенку для его здоровья и благополучия.
7. Аннапрашана (первое кормление твердой пищей)
Ритуал Аннапрашана проводится на шестом месяце после рождения ребенка. Считается, что пищеварительная система ребенка в этот период активизируется благодаря росту зубов; следовательно, желудок ребенка готов к приему твердой пищи.
Во время церемонии Аннапрашаны ребенку дают пищу (чаще всего рис), приготовленную на топленого масла (гхи) или смешанную с йогуртом и медом. Читаются мантры и богам предлагается еда.
8. Чудакарана или Мундана (Первая стрижка волос)
Этот ритуал проводится в период с конца первого года жизни или до завершения третьего года жизни ребенка. Он заключается в первой стрижке волос ребенка. По индуистским поверьям, если ребенку подстричь волосы до первого года рождения, это может нанести вред его здоровью.
Некоторые семьи проводят Чудакарану или Мундану в возрасте от 5 до 7 лет. Его часто проводят в храме или священном месте паломничества. Считается, что нечистые мысли исчезают при стрижке волос, а в мозг приходят чистые и добродетельные мысли.
9. Карнаведа (Прокалывание уха)
Эту церемонию проводят, когда ребенку от 6 до 16 месяцев или от 3 до 5 лет. Она заключается в прокалывании мочек ушей ребенка. Считается, что посредством этого ритуала передается женственность (девочкам) или мужественность (мальчикам). По поверьям, солнечные лучи проникают в тело ребенка через отверстия в обеих мочках ушей и наполняют его энергией. После этого ритуала девочки могут носить украшения.
Считается также, что церемония Карнавед помогает защитить от болезней. В некоторых случаях в носу также делают отверстия для ношения украшений.
Обучение и взросление
10. Видьярамбха или Ведарамбха (Начало обучения)
Начало изучения ребенком алфавита. Ведарамбха, также известная как Видьяамбхам, — это индуистский ритуал, знаменующий начало формального образования ребенка. Церемония обычно проводится в благоприятный день Виджаядашами, который приходится на сентябрь или октябрь. На момент церемонии ребенку обычно от 2 до 5 лет.
Во время церемонии отец, учитель или уважаемый ученый человек сажает ребенка на деревянную доску и учит его писать буквы алфавита, обычно из рисовых зерен, разложенных на тарелке, а иногда и на песке. Этот акт символизирует посвящение ребенка в мир знаний и обучения.
После того, как ребенок закончит писать буквы, учитель прочитывает молитву, чтобы призвать благословения богов и богинь обучения, а родители ребенка дарят ему новый комплект одежды и небольшую сумму денег в качестве подарка - символ нового статуса ребенка как ученика.
11. Упанаяна или Ягьопавета (Священная нить)
Упанаяна — это индуистский ритуал, который знаменует начало формального образования и духовного пути ребенка, начало изучения Вед - священных писаний.
Обычно его проводят мальчикам в возрасте от 8 до 12 лет, реже девочкам. Слово «упанаяна» буквально означает «вести или приближать». Это значит, что ребенок, приближается к познанию священных текстов и обретению гуру, который будет его обучать.
Во время церемонии ребенка облекают священным шнуром или «ягьопаветам», который символизирует духовную приверженность мальчика и знаменует его вступление во второй этап жизни, называемый «брахмачарья». Ребенок начинает изучать Веды, ритуалы и духовные дисциплины, что является основной целью Упанаяны.
Церемония включает в себя такие ритуалы, как бритье головы ребенка и одевание новой одежды, получение ребенком благословений от гуру и родителей, а также посвящение ребенка в изучение Вед. Обычно его выполняет индуистский священник или квалифицированный учитель.
Подробнее об упанаяне читайте здесь:
12. Самавартанам (Завершение обучения у Гуру)
Самавартанам, также известный как Снана-самскара или Снана-самскара-Самбрама, представляет собой индуистский ритуал, знаменующий окончание формального образования ученика и его возвращение к мирской жизни. Обычно это происходит после завершения обучения студента, обычно в возрасте 16–24 лет.
Во время церемонии ученик принимает церемониальное омовение, которое символизирует очищение ума и тела и знаменует конец жизни ученика как брахмачари (ученика, соблюдающего целомудрие) и начало следующего этапа жизни, как грихастхи (мирянин). Затем ученик получает благословения от гуру и родителей и новую одежду , что символизирует конец духовного пути ученика и начало его новой роли домохозяина.
Семья
13. Пааниграхана или Виваха (Свадьба)
Виваха, также известная как индуистская свадебная церемония, является одной из 16 самскар в индуистской традиции. Это таинство, знаменующее союз мужчины и женщины и начало их совместной жизни как мужа и жены.
Виваха, как правило, представляет собой сложную и тщательно продуманную церемонию, которая обычно длится несколько дней. Церемония включает в себя различные ритуалы, такие как обмен гирляндами, обвязывание священной нитью запястий пары, огненная церемония и обмен клятвами. Пара также получает благословения от своих родителей и Богов, они также получают благословения от гуру и других важных людей.
Стоит отметить, что в разных регионах и общинах Индии существуют свои вариации и обычаи свадебной церемонии, но основная цель и ритуалы более или менее схожи – здоровое начало супружеской жизни.
Духовный путь
14. Ванапрастха (Уход на пенсию)
Согласно индуистской традиции, Ванапрастха (буквальный перевод - "лесной путь") — это третий этап жизни, следующий за этапом мирянина и перед этапом отречения от мира. Это время, когда человек должен отойти от дел материального мира и сосредоточиться на духовных поисках. Этот этап обычно происходит в более поздние годы жизни и характеризуется постепенным отказом человека от обязанностей домохозяина и материальных благ.
15. Саньяса (Отречение)
Саньяса — четвертый и последний этап жизни согласно индуистской традиции, это этап отречения, от человека на этом этапе ожидается отстранение от материального мира и посвящение жизни духовным поискам и самореализации. В этот период человек полностью отрекается от всех материальных благ и ведет уединенный и аскетический образ жизни.
Эти две самскары (Ванапрастха и Саньяса) не являются обязательными для всех. Их принимают те, у кого есть призвание к духовным поискам, особенно на стадии отречения.
Уход
16. Антьешти (Обряды смерти)
Антьешти, также известная как Антьякрия или Антья-крия, является последней из 16 самскар в индуистской традиции. Это ритуал похорон и заключительные обряды, совершаемые над умершим. Ритуалы проводятся, чтобы помочь душе умершего достичь загробной жизни и обрести покой.
Ритуалы обычно включают омовение и одевание тела, выполнение последних обрядов, таких как зажжение погребального костра и подношение умершему еды, цветов и других предметов. Семья и друзья умершего также могут проводить дополнительные церемонии, такие как церемония Шраддха, которая проводится в годовщину смерти человека, и церемония Тарпана, которая проводится в честь предков умершего.
Эти ритуалы обычно проводятся на месте смерти или на месте кремации.
Стоит отметить также, что все вышеперечисленные санскары обязательны только для мужчин. А для всех девушек со времен Ману основном и самой важной санскарой считается свадьба.
Лидия Яхонтова