Найти тему
ИндияСвами

Таинства жизни: 16 обрядов-самскар в индуизме

В индуизме существует 16 основных таинств-ритуалов в жизни человека. Фото: Hinduism Today
В индуизме существует 16 основных таинств-ритуалов в жизни человека. Фото: Hinduism Today

Санскары (Самскары) — таинства, жертвоприношения и ритуалы, служащие переходными обрядами и фиксирующие различные этапы жизни индуиста. Традиция этих ритуалов с подношениями богам, предкам и хранителям уходит корнями к ведическим представлениям о дхарме и праведной жизни.

16 самскар, также известные как 16 таинств или 16 переходных обрядов, представляют собой серию ритуалов и церемоний, которые отмечают различные этапы жизни человека - от рождения до смерти. Считается, что эти самскары очищают и освящают человека и готовят его к следующему этапу человеческой жизни. Ритуалы обычно выполняет индуистский священник или член семьи, который хорошо разбирается в ритуалах, и ему помогают другие родственники или друзья.

Всего в индуизме практикуется 16 различных ритуалов («Шодаша-санскара»), описанных в древних священных книгах индуизма, таких как Ману-смрити или Грихья-сутры. В наши дни определение проводимого ритуала зависит от региона, касты или семейных традиций.

Зачатие и рождение

1. Санскара Гарбхадана (Зачатие)

Фото: Indica Today
Фото: Indica Today

Этот ритуал проводится супружеской парой, чтобы произвести на свет здорового, благополучного и развитого ребенка. Эта первая санскара выполняется сразу после каждого бракосочетания и является частью Гарбх Санскара. Первый половой акт или оплодотворение известен как ниша.

Согласно ритуалу, если жена желает произвести на свет ребенка с идеальными характеристиками, "столь же храброго, как Абхиманью, столь же набожного, как Дхрува, столь же духовного, как царь Джанака , или столь же щедрого, как Карна", она должна принять омовение на 4-й день после менструации, затем она должна выразить свое почтение старшим и своему гуру, а затем присоединиться к своему мужу в благоприятный час.

Считается, что если оплодотворение произойдет в третью фазу ночи, например, между 12:00 и 03:00, родившийся ребенок будет преданным Богу, честным и достойным человеком.

2. Пумсавана Санскара (Влияние на развитие плода)

Различные сорта сладостей подаются на празднике Пумсавана в Керале. Фото: wikipedia.org
Различные сорта сладостей подаются на празднике Пумсавана в Керале. Фото: wikipedia.org

Этот ритуал направлен на то, чтобы произвести на свет ребенка и добиться того, чтобы он родился здоровым, красивым и умным, гарантируя, что весь период беременности пройдет нормально и без наличия проблем. Он предназначен для обеспечения рождения мальчика. Проводится на третьем месяце беременности. Если это первая беременность, то он может выполняться и на четвертом месяце.

Ритуал проводится брамином и включает в себя различные церемонии и подношения богам и богиням, которые, как полагают, благословляют пару рождением мальчика. Ритуал также может включать в себя чтение мантр и использование священных предметов, таких как цветы, фрукты и зерна.

Важность Пумсавана Санскара заключается в вере в то, что в этот период, помимо начала развития конечностей и мозга ребенка, начинают также развиваться его умственные способности. Считается, что разум родителей оказывает большое влияние на особенности плода, поэтому и проводится этот ритуал, поскольку, согласно священным писаниям, он способствует развитию ребенка физически и морально сильным.

3. Симантоннаяна (Разделение волос женщины на пробор)

Этот ритуал призван очистить утробу матери, поднять ее моральный дух и помочь ей иметь только хорошие и чистые мысли, поскольку именно ребенок, пришедший в утробу матери, впитает в себя все эти мысли. Это церемония, проводимая на четвертом месяце беременности женщины, когда муж расчесывает волосы жены, разделяя их на пробор и обещает ей, что не оставит ее. Это подходящий момент, чтобы обсудить с будущей матерью хорошие действия, которые сделают ее счастливой, и то, как эти благородные мысли повлияют на будущего ребенка.

Детство

4. Джатакарман (Ритуалы рождения)

Этот ритуал проводится при рождении ребенка, но до перерезания пуповины, чтобы попросить о его здоровье, богатстве, славе, энергии, знаниях и долгой жизни. Отец приветствует и благословляет новорожденного ребенка и кормит его небольшим количеством масла и меда.

Перерезав пуповину, отец совершает ягью (огненную церемонию), шепчет 9 мантр в одно из ушей ребенка и просит после этого славы, энергии, знаний, здоровья и богатства, а также долгой жизни. Начинается ритуал, когда мать кормит ребенка грудью, восхваляя богов и богинь.

Читайте также:

5. Намакарана (Имянаречение)

Церемония Намакарана для новорожденного. Бабушка шепчет имя ребенку на ухо, а друзья и семья наблюдают. Фото: wikipedia.org
Церемония Намакарана для новорожденного. Бабушка шепчет имя ребенку на ухо, а друзья и семья наблюдают. Фото: wikipedia.org

Эта церемония дает ребенку новое имя, благословляет его и желает ему долгих лет жизни и славы. Обычно это делается на десятый день после рождения. В некоторых регионах этот обряд совершается через 101 день после рождения, а в других – через год после рождения ребенка.

Обряд Намакарана состоит в том, чтобы давать ребенку мед и топленое масло, шепча ему на ухо мудрые слова. Затем произносится молитва Солнцу, где ребенка просят быть таким же ярким, как Солнце. Уважение также воздается Матери-Земле. Затем голову ребенка поворачивают на север, а стопы на юг. Обмениваются подарками, и ребенку дают новое имя.

6. Нишкрамана (Первое покидание ребенком дома)

Нишкрамана означает «вывести ребенка из дома». Эта церемония проводится в благоприятный день, особенно когда оба родителя совершают паломничество. Считается, что этот ритуал помогает обрести хорошее здоровье и долгую жизнь.

Нишкрамана обычно происходит на четвертом месяце жизни ребенка, когда его органы чувств полностью развиты и ребенок может справляться с окружающей средой, жарой и т.п. Поскольку согласно индуистским верованиям, человек состоит из эфира, воздуха, огня, воды и земли, отец ребенка просит, чтобы благословение этих пяти веществ было даровано ребенку для его здоровья и благополучия.

7. Аннапрашана (первое кормление твердой пищей)

Аннапрашана-самскара - первое кормление ребенка твердой пищей. Фото: wikipedia.org
Аннапрашана-самскара - первое кормление ребенка твердой пищей. Фото: wikipedia.org

Ритуал Аннапрашана проводится на шестом месяце после рождения ребенка. Считается, что пищеварительная система ребенка в этот период активизируется благодаря росту зубов; следовательно, желудок ребенка готов к приему твердой пищи.

Во время церемонии Аннапрашаны ребенку дают пищу (чаще всего рис), приготовленную на топленого масла (гхи) или смешанную с йогуртом и медом. Читаются мантры и богам предлагается еда.

8. Чудакарана или Мундана (Первая стрижка волос)

Этот ритуал проводится в период с конца первого года жизни или до завершения третьего года жизни ребенка. Он заключается в первой стрижке волос ребенка. По индуистским поверьям, если ребенку подстричь волосы до первого года рождения, это может нанести вред его здоровью.

Некоторые семьи проводят Чудакарану или Мундану в возрасте от 5 до 7 лет. Его часто проводят в храме или священном месте паломничества. Считается, что нечистые мысли исчезают при стрижке волос, а в мозг приходят чистые и добродетельные мысли.

9. Карнаведа (Прокалывание уха)

Индуистская девочка после обряда посвящения Карнаведха (прокалывание ушей). Фото: wikipedia.org
Индуистская девочка после обряда посвящения Карнаведха (прокалывание ушей). Фото: wikipedia.org

Эту церемонию проводят, когда ребенку от 6 до 16 месяцев или от 3 до 5 лет. Она заключается в прокалывании мочек ушей ребенка. Считается, что посредством этого ритуала передается женственность (девочкам) или мужественность (мальчикам). По поверьям, солнечные лучи проникают в тело ребенка через отверстия в обеих мочках ушей и наполняют его энергией. После этого ритуала девочки могут носить украшения.

Считается также, что церемония Карнавед помогает защитить от болезней. В некоторых случаях в носу также делают отверстия для ношения украшений.

Обучение и взросление

10. Видьярамбха или Ведарамбха (Начало обучения)

Начало изучения ребенком алфавита. Ведарамбха, также известная как Видьяамбхам, — это индуистский ритуал, знаменующий начало формального образования ребенка. Церемония обычно проводится в благоприятный день Виджаядашами, который приходится на сентябрь или октябрь. На момент церемонии ребенку обычно от 2 до 5 лет.

Во время церемонии отец, учитель или уважаемый ученый человек сажает ребенка на деревянную доску и учит его писать буквы алфавита, обычно из рисовых зерен, разложенных на тарелке, а иногда и на песке. Этот акт символизирует посвящение ребенка в мир знаний и обучения.

После того, как ребенок закончит писать буквы, учитель прочитывает молитву, чтобы призвать благословения богов и богинь обучения, а родители ребенка дарят ему новый комплект одежды и небольшую сумму денег в качестве подарка - символ нового статуса ребенка как ученика.

11. Упанаяна или Ягьопавета (Священная нить)

Южная Индия. Мальчик во время ритуала упанаяны. Тонкая желтая нить ягодопавита проходит от левого плеча до талии. Ветка пипала в правой руке знаменует его вступление на стадию жизни брахмачарьи. Фото: wikipedia.org
Южная Индия. Мальчик во время ритуала упанаяны. Тонкая желтая нить ягодопавита проходит от левого плеча до талии. Ветка пипала в правой руке знаменует его вступление на стадию жизни брахмачарьи. Фото: wikipedia.org

Упанаяна — это индуистский ритуал, который знаменует начало формального образования и духовного пути ребенка, начало изучения Вед - священных писаний.

Обычно его проводят мальчикам в возрасте от 8 до 12 лет, реже девочкам. Слово «упанаяна» буквально означает «вести или приближать». Это значит, что ребенок, приближается к познанию священных текстов и обретению гуру, который будет его обучать.

Во время церемонии ребенка облекают священным шнуром или «ягьопаветам», который символизирует духовную приверженность мальчика и знаменует его вступление во второй этап жизни, называемый «брахмачарья». Ребенок начинает изучать Веды, ритуалы и духовные дисциплины, что является основной целью Упанаяны.

Церемония включает в себя такие ритуалы, как бритье головы ребенка и одевание новой одежды, получение ребенком благословений от гуру и родителей, а также посвящение ребенка в изучение Вед. Обычно его выполняет индуистский священник или квалифицированный учитель.

Подробнее об упанаяне читайте здесь:

12. Самавартанам (Завершение обучения у Гуру)

Самавартанам, также известный как Снана-самскара или Снана-самскара-Самбрама, представляет собой индуистский ритуал, знаменующий окончание формального образования ученика и его возвращение к мирской жизни. Обычно это происходит после завершения обучения студента, обычно в возрасте 16–24 лет.

Во время церемонии ученик принимает церемониальное омовение, которое символизирует очищение ума и тела и знаменует конец жизни ученика как брахмачари (ученика, соблюдающего целомудрие) и начало следующего этапа жизни, как грихастхи (мирянин). Затем ученик получает благословения от гуру и родителей и новую одежду , что символизирует конец духовного пути ученика и начало его новой роли домохозяина.

Семья

13. Пааниграхана или Виваха (Свадьба)

Жених повязывает мангаласутру (брачное ожерелье) на шею невесты в знак женитьбы. Фото: wikipedia.org
Жених повязывает мангаласутру (брачное ожерелье) на шею невесты в знак женитьбы. Фото: wikipedia.org

Виваха, также известная как индуистская свадебная церемония, является одной из 16 самскар в индуистской традиции. Это таинство, знаменующее союз мужчины и женщины и начало их совместной жизни как мужа и жены.

Виваха, как правило, представляет собой сложную и тщательно продуманную церемонию, которая обычно длится несколько дней. Церемония включает в себя различные ритуалы, такие как обмен гирляндами, обвязывание священной нитью запястий пары, огненная церемония и обмен клятвами. Пара также получает благословения от своих родителей и Богов, они также получают благословения от гуру и других важных людей.

Стоит отметить, что в разных регионах и общинах Индии существуют свои вариации и обычаи свадебной церемонии, но основная цель и ритуалы более или менее схожи – здоровое начало супружеской жизни.

Духовный путь

14. Ванапрастха (Уход на пенсию)

Согласно индуистской традиции, Ванапрастха (буквальный перевод - "лесной путь") — это третий этап жизни, следующий за этапом мирянина и перед этапом отречения от мира. Это время, когда человек должен отойти от дел материального мира и сосредоточиться на духовных поисках. Этот этап обычно происходит в более поздние годы жизни и характеризуется постепенным отказом человека от обязанностей домохозяина и материальных благ.

15. Саньяса (Отречение)

Индуистский санньясин. В древней и средневековой литературе они обычно ассоциируются с лесами и отдаленными скитами, куда человек удаляется в своих духовных, литературных и философских поисках. Фото: wikipedia.org
Индуистский санньясин. В древней и средневековой литературе они обычно ассоциируются с лесами и отдаленными скитами, куда человек удаляется в своих духовных, литературных и философских поисках. Фото: wikipedia.org

Саньяса — четвертый и последний этап жизни согласно индуистской традиции, это этап отречения, от человека на этом этапе ожидается отстранение от материального мира и посвящение жизни духовным поискам и самореализации. В этот период человек полностью отрекается от всех материальных благ и ведет уединенный и аскетический образ жизни.

Эти две самскары (Ванапрастха и Саньяса) не являются обязательными для всех. Их принимают те, у кого есть призвание к духовным поискам, особенно на стадии отречения.

Уход

16. Антьешти (Обряды смерти)

Кремация на берегах Ганги в Варанаси. Фото: moscow-airports.com
Кремация на берегах Ганги в Варанаси. Фото: moscow-airports.com

Антьешти, также известная как Антьякрия или Антья-крия, является последней из 16 самскар в индуистской традиции. Это ритуал похорон и заключительные обряды, совершаемые над умершим. Ритуалы проводятся, чтобы помочь душе умершего достичь загробной жизни и обрести покой.

Ритуалы обычно включают омовение и одевание тела, выполнение последних обрядов, таких как зажжение погребального костра и подношение умершему еды, цветов и других предметов. Семья и друзья умершего также могут проводить дополнительные церемонии, такие как церемония Шраддха, которая проводится в годовщину смерти человека, и церемония Тарпана, которая проводится в честь предков умершего.

Эти ритуалы обычно проводятся на месте смерти или на месте кремации.

Стоит отметить также, что все вышеперечисленные санскары обязательны только для мужчин. А для всех девушек со времен Ману основном и самой важной санскарой считается свадьба.

Лидия Яхонтова

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Индуизм
707 интересуются