Найти тему
BFM.ru

«Негативная реакция в соцсетях»: Минкульт объяснил запрет фильма «Айта»

   кадр из кинофильма «Айта»
кадр из кинофильма «Айта»

Прокатное удостоверение у якутского фильма «Айта» было отозвано после критики зрителей в социальных сетях, сообщила министр культуры Ольга Любимова, выступая в Госдуме. Вопрос поднял депутат от фракции ЛДПР Ярослав Нилов, у которого фильм нареканий не вызвал.

Далее слово взяла Ольга Любимова. Вот несколько фрагментов из их диалога:

— Я его посмотрел. До сих пор его можно посмотреть в самолетах, хороший фильм, ничего плохого там нет. В нем представлены якутские полицейские: есть и хорошие, и плохие. Русский полицейский в итоге хорошим оказывается. Фильм на самом деле жизненный, ничего межнационального, острого я не заметил. Поэтому хотел бы понять, что случилось.

— Очень много вопросов было со стороны ваших коллег, очень много обращений со стороны граждан. Действительно, фильм вызвал очень неоднозначную реакцию. Мы знаем, как болезненно относятся к любому упоминанию тематики межнациональной розни в нашем обществе. Поэтому изначально фильм, который получил прокатное удостоверение и прошел на фестивалях, был представлен в российских кинотеатрах. Когда появился на онлайн-платформах, он вызвал резко негативную реакцию в соцсетях, были направлены сотни обращений от людей, которые увидели фильм немного иначе, не так, как об этом говорите вы. И наши коллеги приостановили онлайн-прокат этой картины.

В сентябре самый кассовый якутский фильм «Айта» был заблокирован Роскомнадзором на всех стриминговых сервисах, так как в нем усмотрели пропаганду национализма. До этого ленту показывали на фестивалях. По данным «Кинопоиска», в кинотеатрах «Айту» успели посмотреть почти 80 тысяч зрителей. На самой платформе у фильма рейтинг 6,9 балла и более 23 тысяч оценок.

Евгений Баженов, более известный как блогер BadComedian, изучил отзывы о ленте:

Евгений Баженов кинокритик, ведущий YouTube-канала BadComedian «Министр культуры Любимова ссылается на мнение граждан, дескать, это граждане начали негодовать по поводу фильма, это они запросами засыпали. Доказательств этому вообще нет. Я перерыскал сайты с рецензиями, пытаясь найти, где недовольство. Действительно, фильм ругают: у него маленький бюджет, пишут про то, что он неказистый, где-то сглаживает углы, где-то чернуха. Есть такое банальное недовольство, это мнение людей. Но нигде нет про запреты, про то, что фильм разжигает [ненависть]. Я нашел только одну рецензию, которая поднимает тему русофобии, одну из более чем ста отзывов и рецензий, но не сказать, что это весь народ. Кто-то это увидел, но большинство этого не увидели. Большинство увидели, что этот фильм против национализма, против подобного поведения, он его напрямую осуждает».

У кинокритика и автора телеграм-канала «Кино с Ларисой Малюковой» Ларисы Малюковой отзыв прокатного удостоверения «Айты» тоже вызывает непонимание:

Лариса Малюкова кинокритик и автор телеграм-канала «Кино с Ларисой Малюковой» «Картина [Степана] Бурнашева против ксенофобии, выбора чужого как виновника своих плохих поступков и мыслей. Все ровно наоборот. У меня есть подозрение, что кто-то из начальства летел в самолете, посмотрел этот фильм, причем не до конца, и началась эта волна. А у нас, когда волна начинается, остановиться уже не получается».

По словам редактора портала Film.ru Евгения Ухова, в фильме поднимаются острые вопросы, но они вовсе не про национализм:

-2

Евгений Ухов редактор портала Film.ru «Да, это действительно кино, которое вызвало очень серьезный общественный резонанс. К фильму у меня абсолютно никаких претензий нет, это кино, которое должно сниматься. Это жанровый фильм, это не артхаус. Мы привыкли думать, что фильмы с периферии — может быть, это слово обидно звучит, но мы понимаем, что Якутия — это довольно далекое от Москвы, центральной России место, — кажутся совершенно чуждыми, но они имеют довольно серьезный вес, и это очень интересный, самобытный кинематограф. В кино нет ничего, что можно было бы подвести под национальную рознь. Когда я начал говорить о Якутии, я даже себя сдерживаю, потому что я говорю о Якутии как о периферии, как о далеком от нас и не всегда понятном. И надо понимать, что в Якутии точно так же относятся к центральной части России, к тому населению, которое является для этой местности приезжим, недостаточно давно обосновавшимся. Когда сталкиваются два народа, два этноса, они не сразу находят общий язык. Понятно, что в фильме, действие которого происходит в Якутии, чужаками будут люди, которые приехали или из европейской части страны, или имеют более выраженную русскую внешность. Здесь нет ничего страшного, в этом нет ничего плохого, это совершенно понятное, обыденное, нам всем не чуждое чувство — видеть подозрения, что-то настораживающее в людях, которые на нас не похожи. И именно на этом строится картина. Не понимать этого — это совершенно непонятный и далекий для меня уровень».

Глава Якутии Айсен Николаев высказался против запрета фильма «Айта».