Найти тему

Осваивать "мембранный голос" - это значит учиться вокалу. Резонанс.

Оглавление

При вырабатывании "мембранного голосообразования" конечно же не обойтись без помощи вокала.

Даже можно сказать точнее: осваивать мембранный голос - это значит учиться вокалу

В вокальном искусстве немало тонкостей и сложностей, но один из столпов в этом деле - резонанс.

У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса.

Поэтому резонаторную настройку – этот верный механизм голосообразования – нельзя терять ни при каких ситуациях. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом…

(Дженнаро Барра, итал. вок. педагог театра Ла Скала)

Когда заходит речь о резонансе, вспоминается случай с разрушением моста.

("В 1850 году отряд французских солдат строем переходил мост через реку Луара. Четко чеканя шаг, они прошли ровно половину пути. Затем 102-метровый мост начал раскачиваться и неожиданно рухнул в воду. 226 человек погибло. Прибывшие на место трагедии специалисты установили, что прочную конструкцию «раскачал» четкий армейский шаг. Опоры и крепления моста начали резонировать. Амплитуда движения превысила допустимый предел прочности, и он разрушился").

Резонаторы в вокале

Если разобрать слово "резонатор", то сразу понятно, что это является однокоренным со словом "резонанс". Для начала следует вообще понять, что же такое резонанс. Резонанс в широком смысле - это усиление звуковой волны. Другими словами - это способность отражать вибрации тела, подобно эхо.

Для примера давайте представим обычную гитару, в которой резонатором выступает её корпус. Если мы возьмем инструмент, закроем отверстие в корпусе рукой и начнем играть, то звук будет плоский и тихий. Если же мы уберем руку, тогда звук начнет резонировать в стенах корпуса гитары при этом обретет сочность, объем и громкость. Если говорить о вокале, то в организме человека так же есть резонаторы, выполняющие ту же функцию - усиливают звуковую волну и создают богатый окрас и объемность звука.

Таким образом резонаторы в вокале - это полости в организме человека, усиливающие голос вокалиста, придающие тембральный окрас и объем. Как известно при пении вокалисты используют несколько видов резонаторов - грудные и головные. Во время пения низких нот, в качестве резонатора выступают полости, расположенные в грудной клетке (бронхи, трахея).

Если вокалист поет высокие ноты, в этом случае в работу вступают головные резонаторы (лобные пазухи, гайморовые пазухи). Звуковая волна, вызванная голосовыми звязками и попадающая в резонаторы, получает объемное звучание, сильный, уверенный звук и яркость).

***

(И. Анищенко. Резонаторы голоса)

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи —
нижние резонаторы (грудные).

В вокальной практике есть выражение «петь в маску». Что же это такое – вокальная маска, как нужно петь в маску, и для чего мы поем, используя маску?
Слово «маска» итальянского происхождения. Maschera (м,аскера) – маска. Участники карнавалов и костюмированных маскарадов прикрывают верхнюю часть лица масками. То есть, вокальная маска — это верхняя часть лица. Зачем тогда нужно петь именно в верхнюю часть лица – в маску? Да потому, что в этой части лица находятся высокие, головные резонаторы. Мы уже знаем, что образующийся голосовыми связками звук очень тихий. Но благодаря резонаторам – головным и грудным, звук усиливается и приобретает окраску – тембр.

***

(«Практические советы обучающимся пению» Ф.Ф. ВИТТ)


"Что такое «МАСКА»?

Несмотря на ясность выражения слова «маска», я все же считаю необходимым более подробно остановиться на объяснении этого термина, тем более что он имеет чисто техническое значение и в анатомии и физиологии не встречается.

Учащиеся часто слышат выражение: «Надо направить звук «в маску», но точно не знают место упора звука. Некоторые преподаватели пения сами не совсем точно уяснили себе «маску» и подчас грешат в отношении точки настоящего упора звука.

Прорываясь свободно в открытый рот без опоры, звук будет крикливым, так называемым «белым». Упираясь же слишком глубоко в твердое нёбо, он будет глухим. А потому нужно приучить ученика направлять струю выдыхаемого воздуха в твердое нёбо, но только к самому краю передних верхних резцов. Только такой звук всегда будет чистым, звонким и легким. Таким образом, звук «в маске» означает, что струя воздуха направлена поющим в самую переднюю часть твердого нёба, к краю верхних передних резцов.

В этом умении направить звук и удерживать его там во время пения заключается искусство правильной постановки голоса.

Звук «в маске» настолько ярко должен быть выражен, чтобы его можно было, что называется, «видеть», как он бьет в корень верхних резцов. Чем дальше будет отодвигаться точка упора в твердое нёбо, тем менее блестящим будет сам по себе характер звука — тем глуше будет голос, тем будет большая возможность посадить звук на горло.

(Из книги В.П. Морозова )

Напомним, что резонансной техникой голосообразования называется техника с эффективным использованием резонансных свойств голосового аппарата с целью достижения необходимой громкости (силы ), легкости, полётности голоса и защиты гортани от перегрузок.

«Петь надо на проценты, не трогая основного капитала».

Весьма старое и распространенное изречение, напоминающее, как

имногие другие афоризмы, и метафору и парадокс.

... Афоризм подразумевает, что и в пении мы должны иметь некий как бы нетрудовой доход, т.е. получать добавку в силе звука, не затрачивая на это каких-либо физических усилий. Это требование, на первый взгляд, и заключает в себе загадку-парадокс: откуда взять эти проценты в голосе певца? Согласно же РТИП (резонансная теория искусства пения ), такую добавку и дают певцу резонаторы, разумеется при соответствующей правильной их настройке (а не в любом случае!) (выделено мной - В.П ) .

***

Иногда - проходит человек под мостом, или проходит через небольшой тоннель и бывает трудно удержаться, чтобы не крикнуть: "А-А. А-А, А-А".

Только что голос был "средненьким" - и вдруг он обретает силу, звучность, полётность.

В этих случаях - голос обогащается силой резонанса.

Так и в нашем организме - когда голос направляется в резонаторы - он обретает звучность и красоту.

У оперных певцов, у вокалистов - звук не вылетает напрямую через приоткрытый рот. Звук "...бьёт в корни верхних резцов", проходит через систему резонаторов и летит дальше - сильный, звучный, красивый.

Вот и К.С. Станиславский когда-то поставил перед собой задачу - "говорить с тембром", "так как поют оперные певцы".

Что у него получилось - разговор об этом впереди.