Найти тему
Взгляд изнутри

Насколько трудно учиться нашим детям при современной системе школьного образования?

В своих статьях я регулярно поднимаю вопрос воспитания и образования нашего подрастающего поколения. И с сожалением довольно часто констатирую, что уровень интеллекта современных молодых людей далеко не всегда радует. Причин этому, конечно же, много. Это и само образование, сильно изменившееся с советских времён, причём не в лучшую сторону, и Интернет, который отучает держать какую либо информацию в голове, и гаджеты, заменяющие руки, а иногда и мозг, да и общее мировосприятие у нынешнего поколения школьников совершенно иное.

Кто-то возможно будет удивлён тому, что эта статья посвящена не рассказам о деградации молодых людей - это и так многие знают и видят каждый день, я как раз хочу посмотреть на проблему немного под другим углом.

Я прекрасно помню те времена, когда сам учился в школе. В той самой советской школе, которая давала самое лучшее в мире образование. Даже не смотря на то, что образование у нас было бесплатное. Сейчас же, многие дети получают образование за приличные деньги, но на выходе, даже имея хорошие оценки, уступают по уровню общего развития троечникам из советских времён.

Сам я не был отличником, потому что не любил делать домашнее задание и звание хорошиста меня вполне устраивало. Однако среди моих знакомых были и отличники. Также были и те, кто ходили в музыкальную школу или в спортивную секцию. Но при этом у всех у нас оставалось свободное время на свои дела. "Покрутить собакам хвосты" нам всегда удавалось.

Сейчас же, дети уже с младших классов подвержены таким нагрузкам, что я удивляюсь - как они выдерживают всё это? И не удивительно, что работы у детских психологов прибавляется с каждым днём. Конечно, часть нагрузки даёт школа, в которой нормой считается шесть уроков даже для начальных классов, а для старших - семь-восемь. Но при этом, такая нагрузка отнюдь не делает детей умнее нас, для которых шесть уроков даже в выпускных классах было потолком. Видимо, советская школьная учебная программа была более эффективной, чем то, что мы потом переняли у "цивилизованных" стран.

Но и родители тоже вносят свой вклад в загрузку своих детей. Те же музыкальные и художественные школы, танцы, фигурное катание, хоккей, футбол и т.д. Естественно, те, кто могут себе это позволить, отдают своих детей ещё и к различным репетиторам. Плюс в старших классах много различных факультативов. Регулярно проходят какие то олимпиады и соревнования. Бывает ещё и общественная работа.

Нет, я не пытаюсь оправдать детей - просто действительно не понимаю, что это за эксперименты на выносливость над молодым организмом? Зачем детей так грузить, если по факту результат даже хуже, чем получали мы, обучаясь в намного более скромных условиях? Я вообще удивляюсь - как у них в голове сохраняется хоть какая то информация?

Ранее я рассказывал, что у меня был большой опыт общения с детьми из детского садика, а сейчас мне пришлось близко пообщаться со старшеклассниками. Такое ощущение, что они настолько напичканы различной информацией, что даже двигаться быстро опасаются, чтобы её не расплескать. И зачастую они выглядят глупо не потому, что тупые, а потому, что не успевают во время находить в том хламе, которым набита их голова, нужную информацию.

Я интересовался у некоторых детей их распорядком дня и мне стало печально. Если ты хочешь в течении дня всё успеть, сделать домашнее задание, посетить всех репетиторов и секции, да ещё и найти время немного погулять - спать нужно ложиться далеко за полночь. А утром в школу многие приходят даже не успев позавтракать. При этом некоторые старшеклассники, ради карманных денег, ещё успевают где то подрабатывать (аниматорами, официантами, распространителями рекламных листовок и т.д.) в свободное от учёбы время.

И я всё равно не могу понять - почему при таких огромных нагрузках что то не наблюдается вокруг очередей из вундеркиндов. А вот людей с испорченной психикой и не очень умных - сколько угодно. Может всё таки надо как то иначе обучать наше подрастающее поколение, чтобы, как минимум, не лишать их детства и сохранить их психическое здоровье? Ведь мало того, что зачастую родителям некогда пообщаться со своими детьми, так и дети сами тоже в последнее время так загружены, что не всегда могут ответить даже на родительское внимание