"Списку Шиндлера" – 30. На этом можно было бы и закончить любые попытки соригинальничать, но я люблю напоминать людям о памятных датах в истории кино, поэтому тридцатилетие блистательной драмы Стивена Спилберга об ужасах Холокоста подвигло меня на написание небольшого материала с парой любопытных фактов о создании картины. Разумеется, поклонникам кино я никакой Америки не открою, но тем, кто последний раз смотрел "Шиндлера" в начале 2000-х, хочется дать повод вернуться к ленте, увы, актуальной и сегодня.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Трехчасовая эпопея Спилберга выстроена таким образом, что режиссер успевает рассказать и об общем положении евреев в нацистской Германии и захваченных Рейхом странах, и погрузить зрителя в небольшие частные истории узников концлагерей. Автор показывает и глобальный ужас, и ежедневные страдания самых незаметных персонажей многотысячной армии пленников нацизма. И конечно, во главе угла стоит проявление смелости и сострадания, так же варьирующиеся от частного к общему. Дополнительные штрихи к этому, кажется, не требуются, но вдруг вы найдете что-то интересное и для себя.
Итак, как это было снято...
Очевидец событий добивался выхода фильма 30 лет
Американец польского происхождения Полдек Пфефферберг, лично прошедший через концлагерь и вошедший в подлинный список спасенных Оскаром Шиндлером узников, приложил, пожалуй, наибольшие усилия к тому, чтобы подвиг немецкого бизнесмена не пропал в веках. Именно рассказы Пфефферберга вдохновили австрийца Томаса Кенилли к написанию книги "Ковчег Шиндлера", романа, принесшего автору Букер, и именно Полдек после выхода литературной основы обивал пороги голливудских студий с предложением адаптировать историю для большого экрана. В какой-то момент проектом заинтересовалась MGM, но без Спилберга эта глыба была обречена.
Режиссерами фильма могли стать Полански и Скорсезе
Когда в руки Стивена Спилберга попал концепт фильма о Холокосте, он не планировал снимать фильм сам – легенде Голливуда тогда казалось, что будет достаточно его участия в качестве продюсера. Лучшим кандидатом на место постановщика сам Спилберг считал Романа Полански, пережившего лагеря лично и имеющего родственников, вошедших в тот самый "список". Увы, Полански посчитал историю слишком личной и отказался снимать кино о гонениях евреев, хотя и вернулся к теме несколько позже, подарив миру своего "Пианиста". Другим претендентом на режиссерское кресло был Мартин Скорсезе, но здесь камнем преткновения стала религиозная составляющая. Скорсезе – католик, а Спилберг понимал, что рассказать о евреях может только иудаист. В результате снимать пришлось самому – ну, и к лучшему!
Харрисон Форд не решился сыграть главную роль в фильме
Подбор актеров на ведущие роли походил очень непросто – в шорт-листе кандидатов в Шиндлеры в разные периоды работы над фильмом находились Дэниел Дэй-Льюис, Роберт Дюваль, Кевин Костнер, Стеллан Скарсгард, Бруно Ганц и даже Мэл Гибсон, о котором был мой недавний материал (интересно бы смотрелся сегодня "Список Шиндлера" с Гибсоном в главной роли после всех его антисемитских речей"). Входил в число претендентов и Харрисон Форд, но давний партнер Спилберга по "Индиане Джонсу" сразу указал на то, что звездный статус актера помешает образу ведущего героя. Форд отказался от предложения и заставил Спилберга взглянуть на менее известного актера. Так в проект попал Лиам Нисон.
Родители Клэр Дэйнс не разрешили ей сняться у Спилберга
Среди вероятных участников съемок в определенный момент возникла молодая на тот момент начинающая звездочка Клэр Дэйнс – серьезных ролей ей тогда еще не предлагали, но сразу несколько больших режиссеров наблюдали ее рост в киношколе. Спилберг хотял взять Дэйнс на роль Данки Дреснер, но дебют не состоялся из-за запрета родителей Клэр. Дело в том, что съемки предполагали весьмя продолжительную поездку в Польшу, а студия не смогла согласовать присутствие в команде репетитора, который заменил бы юной актрисе пропущенные занятия в школе. Роль ушла польке Анне Мухе.
Спилберг отказался от зарплаты постановщика
Глубоко погруженный в трагическую тему Стивен Спилберг еще до начала работы над фильмом заявил, что отказывается от любых гонораров и отчислений, которые принесли бы ему съемки и последующий прокат. Однако по требованиям голливудских профсоюзов, никто на площадке не должен присутствовать бесплатно – деньги, которые предназначались Спилбергу, отправились в специальный Фонд, занимающийся фиксацией свидетельств зверств нацистов в Восточной Европе. Серьезность взглядов Спилберга подтверждает и то, что в фильме отсутствует логитип его компании Amblin Entertainment, поскольку мальчик на летающем велосипеде – это слишком легкомысленно. Кроме этого, режиссер отказывается оставлять автографы на любых материалах, связанных со "Списком Шиндлера".
Робин Уильямс репетировал свои шутки перед актерами фильма
По понятным причинам съемочный процесс "Списка Шиндлера" не отличался особенной веселостью и задором – доходило до того, что часть актеров и персонала стала жаловаться на депрессивное настроение и тяжесть из-за того, что им приходится видеть и переживать. Для смягчения атмосферы Стивен Спилберг пригласил на площадку своего приятеля Робина Уильямса. Комик в тот момент готовился озвучивать Джинна в "Аладдине", поэтому с удовольствием воспользовался возможностью отработать некоторые шутки на живой аудитории. Как бы это странно ни звучало.
Рэйф Файнс напугал реальную узницу концлагеря
Как и в случае с Нисоном, на роль Амона Гета Спилберг пригласил молодого и не слишком "заезженного" британца Рэйфа Файнса. Актер подошел к работе со всей возможной ответственностью – набрал дополнительные 13 килограммов веса, включил всю возможную холодность и мизантропию, на максимум вывернул холодность и сталь в голосе. Когда съемочную площадку фильма посетила сестра Полдека Пфефферберга Мила, от вида Файнса в костюме и гриме ее начало трясти – настолько актер оказался похож на реального Гета.
Спилберг спасался от депрессии просмотром сериалов
Если съемочную группу от тяжких мыслей отвлекал Робин Уильямс, то режиссеру одних только ужимок будущего Джинна было мало – Спилберг спасался ежевечерним просмотром своего любимого сериала "Сайнфелд". Для авторов ситкома это стало не только большой честью, но и огромным подарком – Джерри Сайнфелд позволил себе несколько шуток в адрес картины Спилберга, не опасаясь гнева режиссера. Так в одной из серий герои сериала идут на "Список Шиндлера" в кинотеатр, но вместо просмотра только целуются, хотя это совсем не совпадает с настроением картины. Позже Джерри повторяет монолог и мимику Оскара Шиндлера, когда оказывается в ситуации невозможности проявить чуткость к своим родителям.
Джон Уильямс не был уверен в своих силах
За музыкальной партитурой к фильму Спилберг отправился к своему давнему партнеру Джону Уильямсу, автору знаменитых тем к "Челюстям", "Инопланетянину" и "Индиане Джонсу". Посмотрев черновой вариант фильма, Уильямс растрогался настолько, что несколько минут не мог говорить, а после отметил, что не сможет ничего написать, потому что для этой ленты нужен по-настоящему великий композитор. Спилберг на это отшутился: "Они все уже умерли, поэтому я и пришел к тебе". В результате написанная для "Списка Шиндлера" музыка принесла Уильямсу множество наград, включая "Оскар" за Лучший саундтрек.
Рука Спилберга
В финале картины несколько выживших Шиндлерюденов (так называли евреев, спасенных Оскаром Шиндлером) приходят на могилу немецкого бизнесмена. По старинной иудейской традиции, они приносят к месту последнего пристанища дорогого и уважаемого ими человека камень. Последний визитер оставляет на камнях две розы – мы не видим этого человека, в кадре показана только рука. Долгое время считалось, что в этой сцене цветы возлагает сам Стивен Спилберг, но не так давно миф был развенчан. Лиам Нисон отметил, что фильм был ему так дорог, что он не посмел покинуть площадку даже в тот день, когда его присутствие было не особенно нужно. В ответ на это Спилберг позволил актеру отдать дань уважения своему герою – цветы на могилу Шиндлера кладет... сам Шиндлер.
На мой взгляд, этого достаточно, чтобы освежить ваши воспоминания о фильме и заново разжечь желание его пересмотреть. Это, конечно, не самое простое занятие, но иногда полезное, особенно в те времена, когда война и мир, нацизм и защита родины, агрессия и освободительная борьба смешались в абсолютно неразличимом клубке. Как и "Иди и смотри", как и "Обыкновенный фашизм", как и "Пианист", "Шиндлер" иногда в нас нуждается. Точнее, мы нуждаемся в нем как в пилюле, предотвращающей очерствение души. Не стоит пропускать прием таких лекарств.
А я перенастраиваюсь на более позитивную волну – мы на канале Киноведа в штатском ценим разнообразие и вариативность, поэтому следующий текст будет обязательно о чем-то совершенно ином. Чтобы не пропустить ничего интересного, регулярно к нам заглядывайте, а еще правильнее будет подписаться на телеграм-канал – там всегда самая актуальная информация и самые свежие анонсы. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, живите сами и цените жизни других, и...
Увидимся в кино!