Я была на тренингах много раз. Сначала в школе. Потом в университете. И так их пользы и не поняла.
В старших классах школы я вообще от участия в тренингах отказывалась и наблюдала за ними с последней парты. В университете участвовала, чтоб зачёт получить по предметам, где тренинги в учебный план включены были.
Все психологические тренинги, участником/свидетелем которых я была, представляли собой дикую смесь магического мышления и потенциально травмоопасных действий.
Вот упражнение на доверие. Когда разбивают на пары и вы падаете на руки друг-другу по очереди. Развивает доверие якобы. Во-первых, с чего бы я должна доверять совершенно постороннему мне человеку, с которым я оказалась в одном коллективе? На основании чего, если до этого наше общение сводилось к вежливому обмену приветствиями? Во-вторых, при разбивке на пары в этом упражнении почему-то никогда не учитывается соотношение веса и физической подготовки участников. Ну как я, при весе менее чем в 50кг, должна поймать рухнувшего на меня мужчину, весом 100+кг? Да никак! Он упадёт на пол и в лучшем случае удар придётся на копчик, в худшем - на голову. Правда этот мужчина весом в 100+кг не идиот, и падать на меня не будет, он ноги подогнет, сохраняя опору. Если организатор тренингов не слишком глуп, он сделает вид, что этого не видел.
Ну да ладно. Оставим падение. Сама вера в эффективность тренингов откровенно так попахивает магическим мышлением. Справка: магическое мышление это вера в способность неких символических действий влиять на объективную реальность.
Как скакание зайцем по команде тренера примирит меня с моим Внутренним ребёнком? Я вообще кого-то просила мирить меня с этим Внутренним ребёнком? Я, может, для начала с ним и не ссорилась!
Вообще, любой тренинг состоит из символических действий, отображающих реальные ситуации. Постулируется, что выполнив эти символические действия в пространстве тренинга, в последствии "тренированный" сможет выполнить их в реальной жизни. Но с чего бы? Вот с чего бы я, выполнив ряд движений, по команде тренера и повторив за ним парочку лозунгов, буду этим заниматься вне тренинга? Какие навыки у меня должны появиться? Так даже двигательный стереотип не выработать - там несколько повторений нужно.
Вот взять тренинг "Верёвка". Это когда двоих человек связывают за руки/ ноги верёвкой и заставляют выполнять совместные действия. Якобы это должно сплотить этих двоих. Но с чего бы? Вот с чего я, выполнив ряд движений, привязанная к кому-то, воспылаю желанием заниматься с ним совместной деятельностью после того, как с нас снимут верёвку и как эти пляски в связке должны сделать эту совместную деятельность более продуктивной? И какой навык так планируется отработать? Зачем я вне контекста тренинга вообще буду себя к кому-то привязывать? А если не буду, то зачем мне навыки, отработанные на привязи?
Или тренинг "Лабиринт". Когда помещение хаотично загромождают мебелью (обычно столами и стульями), потом разбивают на пары и один идёт с завязанными глазами, а другой его направляет. Руками путь прощупать нельзя. Почти всегда результат - ушибы. Потом меняетесь. Якобы на доверие и командную работу. Только с чего бы я должна доверять человеку, насчёт которого не знаю - различает ли он право-лево? Не смейтесь - некоторые взрослые люди право и лево не различают в силу разных причин. А публично признаться в этом стыдно, вот и ведёт коллегу носом в стену. А главное, зачем это все? Если я точно знаю, что не хочу доверять тому человеку, считаю нужным за ним перепроверить или при командной работе жёстко его контролировать или же вовсе командой с ним не работать, то от хождения среди хаотично расставленной мебели под его руководством, я своего мнения не изменю. Если я знаю, что он меня подведёт, я так же понимаю, что его умение проводить кого-то через лабиринт, никак не перерастет в ответственность. И это при условии, что проведёт, а не впечатает носом в столешницу и коленной чашечкой в сиденье стула.
Все эти связывания верёвкой, хождения по лабиринтам и т.д. - символические действия, которые должны изменить объективную реальность (обстановку в коллективе, прибыль компании и т.д.). Это очень похоже на имитативную магию - успешно исполненное символическое действие должно повториться в виде реальной удачи, по мнению верящих в сверхъестественное. Например, поражение копьем фигурки/изображения животного должно повториться в виде настоящей успешной охоты, как верили первобытные охотники. Но им можно - на то они и первобытные. Науку ещё не изобрели, им простительно было верить и не в такое.
А как в это всерьёз могут верить образованные современные люди? Как выполнение движений по чужой команде может изменить характер, методы взаимодействия? Поведенческие паттерны взрослого человека довольно стабильны и от пары телодвижений измениться не могут, иначе с каждого урока танцев выходили бы совсем новыми людьми. А выходят то те же, что зашли. Просто освоили и отточили некоторые движения.
Базовые установки личности взрослого человека кстати тоже достаточно стабильны. Поэтому, прочитав "Молот ведьм" никто не бросается сжигать соседку, увлекающуюся картами Таро. Потому что одной книжки недостаточно, чтоб изменить базовую моральную установку: "Никого жечь нельзя и вообще чужое хобби это не моё дело".
Да, поведенческие паттерны, моральные установки, мировоззрение и религия взрослого человека могут измениться, но для этого должны быть серьёзные причины, а не полчаса изображения зайчика или других сюжетно-ролевых игр. И даже не ролевых. Никаких.
Деструктивные установки, паттерны и т.д. меняют в индивидуальной психотерапии. Психолог определяет наличие и характер деструктивных психических явлений и подбирает оптимальный метод коррекции. И чаще всего, это мысленные упражнения, максимум с фиксацией на бумаге. Иногда психофизиологические методы - дыхательные упражнения или медитация и т.д. Все предлагаемые упражнения в таком случае имеют глубокий личностный смысл для клиента, подобраны в соответствии с его запросом и с учётом его индивидуальных особенностей.
В групповом тренинге у человека вообще может не быть запроса на результаты тренинга. Может у него вообще нет запроса кооперироваться с тем, с кем его верёвкой связали? В индивидуальной психотерапии же запрос определяется клиентом, психолог лишь подбирает средства достижения этого запроса. И не по заранее написанному сценарию, как в тренинге, а с учётом пожеланий клиента и его индивидуальной личностной ситуации на данный момент времени.
Если какой-то метод психотерапии, из предложенных клиенту, неприемлем для него, кажется ему небезопасным для психического здоровья и т.д., задача специалиста предложить клиенту разумную альтернативу. В тренингах этого делать никто не будет. Особенно в тренингах для сотрудников/учащихся, где участники тренинга не имеют возможности от него отказаться под угрозой потери работы или других санкций, где можно не заботиться ни о пользе тренинга ни о его безопасности для физического и психического здоровья участников.
Запись на консультации психолога (работа в онлайн-формате)
Электронная почта - g19478227@gmail.com
WhatsApp, Telegram, Discord - 8-905-078-06-48
Вконтакте - @id760655281