"Пиликать...» Да, учителя позволяют себе выражаться! Вот и это высказывание - ответ учительницы на вопрос мамы моей ученицы: «Что у нас не так, почему ребенок старается, выполняет все задания, а из троек «не вылезает», в музыкальной школе у нас совсем другая картина…»
Так и хочется задать встречный вопрос: «А вы пробовали на скрипке пиликать? НЕТ? Так вы ПОПРОБУЙТЕ!!!»
Почему у учителей общеобразовательной школы музыкальная школа вызывает раздражение, а порой и злобу?
Когда ребенок помимо обязательной школы, еще дополнительно учится, и учится музыке, осваивает такое сложное дело, как игра на инструменте, и при этом трудится, что в этом ПЛОХОГО?
Если кто-то считает, что учиться в музыкальной школе ПРОСТО – это «величайшее заблуждение»!
Конечно, в том, что ребенок учится с трудом или легко, большую роль играет – с желанием он учится или его заставляют. Но я хочу, дорогие мои читатели, немного «посвятить» или «просветить» вас, как это - учиться играть на инструменте?
С чего же все начинается?
А начинается, почти так же, как в обычной школе: учимся сначала читать... Только читать музыкальный текст.
Что же это такое, и… легко или же, все-таки трудно его читать?
В музыкальной школе, как и в общей школе есть младшие классы, средние и старшие. В младших классах малышей, абсолютно так же, с «азов» учат, и читать, и считать, и писать, только музыкальная грамота гораздо сложнее той, которой дети обучаются в общей школе.
Если текст для чтения состоит только из букв и знаков препинания, то музыкальный:
1. из музыкальных букв (нот),
2. ритмического выражения каждой ноты (длительности), которую надо посчитать (музыкальная математика),
3. итальянских обозначений (характер исполнения нотного текста),
4. динамических нюансов (в переводе от греческого слова dynamis, что значит «сила, мощь», ведущее к контрастам, с французского nuance – оттенки, а вместе это выражение означает - различное приложение силы звучания).
Но это еще не все…
В нотном тексте отражена сложная «двигательная» информация для музыканта, простыми словами, он во время исполнения конкретного произведения осуществляет движения не в произвольном порядке, а только те, которые отмечены в тексте.
Эти движения в нотном тексте обозначаются:
1. «штрихами» (штрих нем. Strich — черта, линия, способ, приём и метод исполнения нот, группы нот, образующих звук, которые определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания),
2. «аппликатурой» (каким пальцем должна исполняться та или иная нота).
А теперь, представьте, вся информация, отображенная в нотном тексте исполнителем должна считываться и обрабатываться, практически, мгновенно, но он ее не просто читает, он должен ее исполнить «руками», это, поверьте, очень не просто, а еще… музыкальные фразы (предложения), и знаки препинания, которые в нотном тексте не ставятся, музыкант это делает самостоятельно, «на слух», и ко всему еще сказанному, самое сложное и важное!!!
Содержание музыкального текста: чувства, переживания, эмоции, которые композитор в своем произведении отобразил, исполнитель должен передать слушателям. Эта самая важная часть в музыкальном исполнении. Без нее все, что я перечислила, теряет смысл.
И после всего этого, что я вам рассказала, кто-то будет утверждать, что «пиликать» или «бренчать» - пустяковое дело!!!
Ошибаетесь, дорогие мои КОЛЛЕГИ!
Во всем мире общепризнанно, что музыкальные тексты – одни из самых сложных читаемых текстов, а обучение игре на музыкальных инструментах – одно из самых сложных занятий.
На фото я привела примеры не самых сложных текстов...
Не зря два полушария человеческого мозга одновременно работают только во время игры на инструменте.
Как здорово, что я играю на скрипке, и УЧУ этому деток!
Спасибо всем, кто дочитал и «дослушал мою исповедь»!
Ваша Г. Молькова.