Найти тему
Языковая личность

Компетенции будущего

Вот тут обещала написать про soft skills.

Soft skills (гибкие навыки, софтскилы) - это навыки, которые не относятся к конкретной профессии, а будут полезными в любом деле. Hard skills - это профессиональные умения (для врача - умение лечить, для учителя - умение преподавать и т.п.). Профессиональная компетенция - это важно, но бывает, что даже отличный специалист не может найти нормальную работу, сидит на низкооплачиваемой должности или безуспешно пытается продвигать свои услуги. Чаще всего это говорит именно о плохо развитых софтскилах. Получить профессиональные знания и навыки сейчас становится гораздо проще, чем развить общие компетенции. Но как раз именно они часто являются показателем эффективности.

Гибкие навыки - это:

  • навыки коммуникации (социальные): умение общаться, правильно доносить свою точку зрения, убеждать, выступать публично, вести переговоры, навыки делового письма, сторителлинга, эмоциональный интеллект и т.п.
  • интеллектуальные навыки: аналитическое (критическое) мышление, хорошая память, обучаемость, скорочтение, творческий подход и оригинальность, умение приспосабливаться к новым условиям (адаптивность) и т.п.
  • лидерские качества: навык принятия управленческих решений, разрешения сложных ситуаций и конфликтов, способность создать команду и т.п.
  • волевые качества: тайм-менеджмент, самоорганизация, умение расставлять приоритеты, переключать внимание, способность справляться с неожиданными трудностями и т.п.

Все эти качества любой человек может развить в себе. Этому не обучают специально в школе или университете, и обладание этими навыками не подтверждается никакими бумажками. Но их значимость сейчас ничуть не меньше (а иногда даже больше), чем значимость профессиональных умений, их называют "компетенциями будущего" и "надпрофессиональными умениями". В настоящее время для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, недостаточно диплома об образовании и навыков, которым тебя научили в вузе. Помимо опыта работы рекрутеры смотрят на личные качества соискателя.

Как я говорила в предыдущей статье, у человека с филологическим/лингвистическим образованием чаще всего (не всегда, наверное, но в большинстве случаев) есть такой побочный эффект от образования, как развитие софтскилов, особенно коммуникативных. Я, кстати, всю жизнь считала, что у меня они не развиты, говорила, что я интроверт (и вообще социофоб) и не умею общаться. Но потом поняла, что быть интровертом и не уметь общаться - это разные вещи. Умение общаться - это навык, который можно развить (и остаться при этом интровертом, да). Кстати, напишу как-нибудь про разные коммуникативные умения и расскажу, какие из них у меня развиты, а какие всё-таки пока нет.

Как развивать гибкие навыки?

Во-первых, нужно понять, каких умений тебе не хватает и чем тебе мешает отсутствие такого умения. Например, если ты фрилансер, то ты не сможешь быть успешным без навыков тайм-менеджмента и самоорганизации. Много раз слышала, как люди говорят, что невозможно работать на удаленке, потому что нифига не делаешь, и всегда удивлялась - как так? Я на удаленке проработала 8 лет, и никогда не было проблем с организацией своей деятельности и распределением времени на выполнение заказов. Наверное, могу гордиться, что никогда не нарушала сроки (ага, минутка хвастовства)).

После того, как стало понятно, какой навык тебе нужно развивать, можно почитать литературу по этой теме или пройти нужный курс. Но нет смысла читать теорию, если не собираешься применять её на практике - прочитанное надо сразу пытаться использовать в реальной жизни. Кстати, сложность развития гибких навыков ещё заключается в том, что мы часто считаем их отсутствие своей чертой характера и думаем, что этот "характер" изменить нельзя. Но, если хочешь быть успешным, нужно убирать эти ограничивающие убеждения и учиться воспринимать софтскилы как навыки, которые доступны любому человеку. Да, и тебе тоже)

И ещё вот табличка:

Было бы странно считать, что с первого уровня можно сразу прыгнуть на пятый. Это я к тому, что не надо быть перфекционистом и считать, что, если навык не развит идеально, то он не развит вообще. Второй уровень - это уже неплохо. Развитие навыка - это процесс, и главное - не стоять на месте.