Начиная историю этой вещи, хочется написать что-то вроде “давным-давно…”, и в этом случае так можно было бы сделать. Но история шейного платка так богата на события, временные отрезки и континенты, что это был бы очень длинный текст :) Так что, мы с вами соберем основные упоминания о шейном платке, чтобы лучше понять его место в истории моды.
Шейный платок вполне резонно появился на шее воина и долгое время оставался утилитарной вещью: в Древнем Китае (Терракотовая армия), в Древнем Египте (Немес - как прообраз платка), в Древнем Риме (платок повязывали римские легионеры).
Модным аксессуаром платок стал много позже: в 17 веке во Франции. Под одной из версий - с легкой руки Людовика XIV, восхищенного яркими платками хорватских военных. От сербскохорватского “Hrvat” (что значит "хорват") появилось французское название галстука - “cravate”. По другой версии - Наполеон заставлял военных носить определенным образом завязанный платок.
Затем мода распространилась по Европе, а конструкция галстука и способы его завязывания становились все ухищреннее. В 18 веке платок с длинными выпущенными концами стали называть галстуком, а к концу 19 века он уже напоминал современный галстук.
В Англии в 19 веке шейные платки ввел в моду Джордж Браммел (тот, кто породил дендизм), имевший огромный запас накрахмаленных белых платков, которые менял несколько раз за день в угоду своих капризов.
В Америке прототипом современного галстука была бандана, которая тоже успела побывать и частью рабочей одежды, и инструментом предвыборных кампаний.
И по одной из версий слово “redneck” появилось именно из-за красных бандан во время восстаний шахтеров, как символ борьбы за права. Также в Америке появился и остался популярным галстук-боло - кожаный шнурок с металлическими концевиками и пряжкой.
В конце 19 века выделились три направления: шейный платок, галстук-бабочка и длинный галстук. Была еще разновидность галстука-шнурка с кисточками или помпонами, которую носили американские фермеры, но она быстро забылась.
К слову сказать цветные галстуки в это время стали популярными в Великобритании, где мужчинам советовали “спасаться” ими от скуки и монотонности.
Галстук-бабочка полноправно вошел в моду в начале 20 века, появившись впервые на театральной сцене и став символом престижа и богемной жизни. Бабочка из шелка или шерсти подходила для торжества, а в полоску или клетку - для спорта.
Современную форму галстук обрел в 1926 году с появлением нового метода раскроя и пошива, изобретенного Джесси Лангсдорфом из Нью-йорка (ткань кроилась по диагонали, галстук сшивался из трех частей. Новый способ соединения ткани с подкладкой позволил существенно экономить шелк, а мужчин избавил от перекрученных и съезжающих галстуков). И теперь во всем мире галстуки шьются именно по его технологии.
В предвоенный и послевоенный период в Европе был популярен вязаный галстук среди студентов, рабочего класса и даже преступных элементов.
Это была зачастую ручная вязка, у галстука был прямой низ, и он был более тонкий. Галстук мог быть с горизонтальными полосами или же однотонным. Носили его и представители творческих профессий.
20-е - время полосатых галстуков ярких расцветок, широких и коротких. Длина их обосновывалась тем, что галстук скрывался под жилетом, а брюки были с высокой талией.
30-е - расцвет ар-деко, время смелых галстуков с рисунками, узорами( клетка, полосы, пейсли, горошек), а также с ручной росписью. Лацканы пиджаков становились шире и вместе с ними расширялись и галстуки, рубашки тоже были довольно яркие, что вместе создавало прямо-таки кричащий образ. ( И именно этот стиль галстуков переняли советские “стиляги”). Это был, пожалуй, самый яркий период для мужских костюмов.
В военное время из-за нормирования тканей шелк стал дефицитом, поэтому в ход шли вискоза, хлопок и шерсть. В начале 40-х рисунки галстуков (как и цвет костюмов) стали более консервативными, приглушенных цветов, однотонными. Но и в тот период широкие цветные галстуки продолжали носить зутеры, бунтовавшие против экономии военных лет.
Примерно к 1944 году галстуки стали еще длиннее и еще шире, доходя до 13 см в ширину. Это было началом явления, получившего название “bold look” или “смелый/дерзкий вид”: галстуки отражали оживление общества и желание солдат вернуться к гражданской жизни и ее праздникам. Широкое полотно галстука как нельзя лучше подходило для росписи, которая изображала хобби владельца, яркие цветы, птиц, животных, тропические темы.
Вот мы и добрались до 50-х. В эти годы галстуки с росписью оставались на пике моды, но поменялись узоры, став абстрактными, крупными, яркими и броскими. ”Bold look” оставался популярным до 1951 года, когда появился новый стиль “Мистер Т” (названный так в Esquire) - новый зауженный силуэт, узкие лацканы пиджака, узкие поля шляп, приталенные формы, узкие ремни, линия талии брюк опустилась ближе к бедрам.
И уже к середине 50-х мода снова развернулась лицом к консерватизму: ширина галстука начала неумолимо уменьшаться и к 1953-му достигла 7 см, изменился материал - добавилась синтетика.
Позже (в 1966 г) возрождению широких галстуков помог британский дизайнер Майкл Фиш, который создал “галстук-селедку” - очень широкий галстук (13 см) с одного конца и очень тонкий с другого, похожий на рыбу, отчего возможно и получил свое прозвище, а возможно это был каламбур с именем Fish.
И, конечно, еще немного красивой рекламы :)
Друзья, заходите на канал Hello 50s в ТГ - там больше всего интересного и посты выходят чаще!