Все- таки сколько бы не говорили о самодостаточности, но как говорил Эдуард Асадов:
Человеку нужен человек
И не просто человек, а схожий с ним в чем- то, принимающий, дающий опереться в трудностях и говорящий:"Да, ты- не один, я тоже такой".
Очень часто родители особенных детей делают ошибку, когда не говорят своим детям об их болезнях, скрывают, пытаются воспитывать, как нормальных детей, не дают взаимодействовать с такими же, как и они.
Нет, то, что воспитывают, как обычных детей, это в какой- то степени хорошо. Ребенок учится жить в этом мире.
Но ведь их особенность никуда не девается. И хочешь - не хочешь это нужно учитывать.
Ребенок видит: "Я не такой, как они, а мне надо таким стать". И в чем- то он достигает успехов, большой молодец, но то, что является отличием становится его комплексом и проблемой, которую надо скрыть.
Ещё и окружающие будут смеяться и не принимать. А родители уже изначально не приняли болезнь, запрятана она секретами за семью замками. И отправив ребенку послание: "Мы не хотим тебя видеть таким. Давай делать вид, что болезни нет. Авось, и другие не увидят".
А другие, конечно, видят непохожесть, да, и сам ребенок не слепой.
Помню, как проводила занятие с детьми,а девочка с несильно выраженной формой ДЦП стеснялась делать динамические паузы и пальчиковую гимнастику. В плане интеллекта она блистала, а физическая сторона не была, естественно, ее сильной стороной и она не хотела выглядеть хуже других.
Я ей сказала: "Делай, как получается. Мы здесь делаем приятное для себя, а не на показ другим". И девочка после этого стала выполнять задания.
Удивительная вещь происходит, когда спадают оковы тайны и ребенок узнает свое заболевание.
Вначале он растроен, чувствует себя обманутым, но затем напряжение спадает и он понимает, что тоже принадлежит к определенной группе людей. Он - не один! Он - не неопознанный объект! И ему есть на что ориентироваться, с кем- то объединяться общей болью, трудностями, кто-то похожий на него понимает, как жить ему, потому что сам живет также, появляется и принадлежность к группе, и определенность.
Такое происходит не только у детей.
Многие люди, которым долго не ставили диагноз, рассказывали, как им становилось легче даже при постановке серьезнейших заболеваний.
Об этом говорила и моя покойная подруга, которой только через год поставили онкологию. "Многие плакали, а я вздохнула с облегчением, что теперь-то меня будут уже лечить. И понятно, отчего мне плохо".
Также людям хочется к какой- то общности пристать, ощущать опору среди людей, а не быть одиноким кораблем с непонятно в каком месте пробитой пробоиной.
И именно с этими целями объединяются люди с серьезными болезнями.
Сейчас мир идёт, к сожалению, не к сплочению. Люди прячутся каждый по своим норкам. Семейные узы, близкие отношения среди родственников постепенно рвутся. Большие столы с несколькими поколениями на праздниках, как было в моем детстве, нынче уже не в фаворе.
Люди теряют опору, перестают чувствовать принадлежность к группе, становятся
Иванами, непомнящими родства"
Так трудно и страшно им в одиночестве быть в этом непредсказуемом мире без корней, ощущением общности и братского плеча.
Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт
ТОВарищ психолог в телеграм-канале.
Друзья, поддержите, пожалуйста, мой Дзен-канал классом за статью и подпиской.