Найти в Дзене
Библио Графия

Роман Рагима Джафарова «Сато»: Однозначно сильное произведение

Роман Рагима Джафарова «Сато» необычен. В нём сплелись, говоря словами Галины Юзефович, «самая головокружительная фантазия и скрупулезный, детальный реализм». «Сато» любим читателями, отмечен премиями и однозначно является событием в современной отечественной литературе. Читательница Ирина С. прочитала книгу и написала отзыв, благодаря которому я укрепилась во мнении, что роман многогранный, глубокий, достойный внимания. Отзыв написан в рамках Премиального марафона, что вполне логично; ведь «Сато» лауреат Литературной премии «НОС», 2020 (Приз читательских симпатий) и лауреат премии «Новые горизонты», 2021. На эту книгу я обратила внимание благодаря совету Галины («Библио Графия»). Хотела выбрать для чтения в Премиальном марафоне произведение кого-то из наших молодых авторов. И вот тут Галина упомянула роман Рагима Джафарова «Сато». Поначалу, прочитав аннотацию к книге, я засомневалась, а надо ли мне такое? Но когда я увидела другое произведение этого же автора — «Его последние дни» —
Оглавление

Роман Рагима Джафарова «Сато» необычен. В нём сплелись, говоря словами Галины Юзефович, «самая головокружительная фантазия и скрупулезный, детальный реализм». «Сато» любим читателями, отмечен премиями и однозначно является событием в современной отечественной литературе. Читательница Ирина С. прочитала книгу и написала отзыв, благодаря которому я укрепилась во мнении, что роман многогранный, глубокий, достойный внимания.

Отзыв написан в рамках Премиального марафона, что вполне логично; ведь «Сато» лауреат Литературной премии «НОС», 2020 (Приз читательских симпатий) и лауреат премии «Новые горизонты», 2021.

На эту книгу я обратила внимание благодаря совету Галины («Библио Графия»). Хотела выбрать для чтения в Премиальном марафоне произведение кого-то из наших молодых авторов. И вот тут Галина упомянула роман Рагима Джафарова «Сато». Поначалу, прочитав аннотацию к книге, я засомневалась, а надо ли мне такое? Но когда я увидела другое произведение этого же автора — «Его последние дни» — в шорт-листе «Ясная Поляна 2023», где он получил приз зрительских симпатий, я решила – читаю, читаю всё!

(Изначально примем за аксиому – цитирование ознакомительного фрагмента не считается спойлером :)

Ну что ж, начнем сначала. Перед нами первая страница романа. Основные действующие лица – детский психолог Даша, пятилетний мальчик Костя (он же в последующем Сато), родители Кости.

«– В чем, говорите, проблема? – Даша посмотрела на обеспокоенных родителей мальчика.

– Он… – Отец попытался что-то сказать, но так и не подобрал слов.

– Стал странным, – закончила мама.

– Он ведет себя как генерал какой-то! – выпалил отец. – Вот посмотрите!»

Даша повернулась и увидела, как Костя - пятилетний мальчик, сидя посреди комнаты, заполненной игрушками, внимательно, не по-детски изучал игрушечный телефон.

На опасения родителей, что мальчика как будто подменили, он стал другим, Даша ответила, что такой психологический феномен иногда встречается… И в этот момент произошло следующее: Костя, разобрав игрушечный телефон, он собирал из запчастей что-то другое. Ловко зачистил провода и начал деловито скручивать их.

Родители Кости испарились. А Даша, покачав головой, прикрыла дверь и посмотрела на Костю, который успел уже смастерить что-то из частей разобранного телефона, причем динамик зашипел и Костя несколько раз произнес: «К12, как принимаете?».

Ответа естественно не было, на что Костя, не услышав ответа, сказал, что тут нужен усилитель.

Вот так мы знакомимся с психологом Дашей, с Костей и его родителями. Мальчик Костя странно ведет себя для пятилетнего ребенка и мастерит рации, которые еще и работают. Родители растеряны, но действуют слаженным коллективом, выглядят как единое целое, высказывают одну общую мысль. Решение проблемы с сыном видят только во врачебной помощи.

Даша начинает вести доверительный диалог с мальчиком и видит, что Костя собран, эрудирован и очень четко отвечает на все вопросы о себе:

— Он по Женевской конвенции – Контр-адмирал Сато. Командующий карательным корпусом «Ишимура».

— Он пленный, потому что его свобода ограничена и он не может покидать место заключения, не может выйти на связь со своими подразделениями и живет по установленному распорядку дня, ограничен в выборе еды.

— В плену он оказался во время высадки на Тау-6, когда они попали под шквальный огонь и носитель Сато был уничтожен, а потом сигнал от чипа был перехвачен и Сато оказался в этом теле - теле Кости. А в плену его держат, чтобы получить информацию о планах карательного корпуса.

На вопрос, не пытают ли его, чтоб выведать тайну, Костя\Сато ответил, что фактически нет, но воздействуют более тонко, психологически, к примеру, заставляют офицера носить колготки и есть брокколи, что очень для него болезненно.

Еще Костя/Сато отметил, с ним разговаривают как с умственно отсталым, заявляя что он поймет что-то, лишь когда вырастет и его раздражают двойные стандарты. Особенно ему не нравится брокколи, которая даже у них там запрещена как средство пытки.

Как только родители странного ребенка вернулись, Костя замкнулся, стал собранным и хмурым и занялся своим телефоном. Становится понятно, что родители хоть и увидели проблему с ребёнком, но не смогли найти с ним общего языка. И тут становится очевидно, что родители и не пытались понять сына, не пытались даже с ним поговорить.

Даша обернулась на Костю и услышала, что на его монотонный запрос какого-то К-12, собранная им из запчастей радиостанция вдруг ответила: «Я К12. Принимаю очень плохо. Назовите себя».

И тут Даша почувствовала, как по позвоночнику пробежал холодок.

Костя, радостно закричав, продолжил: «Я контр-адмирал Сато! Прием!».

Отец не расслышал, что произошло в комнате, а Даша не стала ему объяснять. Ситуация и для нее самой казалась очень странной, в ней надо было разобраться.

И что тут должны думать читатели? Что будет дальше? Мне показалось, что дальше речь пойдёт исключительно о Косте как о Сато - Контр-адмирале, что я увижу очередную фантастическую повесть про модных сейчас «попаданцев» и сюжет будет развиваться в этом направлении, тем более название у романа «Сато». Но, оказалось, всё не совсем так.

Психолог Даша понимает, что ребенок этот не самый обычный случай, такого у нее раньше в практике не было. Она начинает сомневаться в себе, в диагнозе. А на самом ли деле это диагноз? Не может это быть шизофренией и расстройством личности? Но ведь не может же пятилетний мальчик действительно собрать радиостанцию. И уж тем более ему не могли ответить. Что же она услышала? Уж очень все смахивает на правду о существовании контр-адмирала, но такая правда же не существует? Но в любом случае, контр-адмирал Костя или у него раздвоение личности, Даша должна помогать ребенку, адаптировать его в обществе, ведь это ее работа.

Мысль, которую доносит до нас автор, является ключом к пониманию романа и содержит совет тем родителям, у которых складываются сложные отношения с их детьми: никакой психолог не способен «починить» наших детей, если мы не приложим к этому своих усилий.

Даша сказала родителям Кости, что сын их не сломался, и исправлять нужно не его, а пространство, в котором он находится, а именно их семью. И игра эта в контр-адмирала возникла не случайно и, возможно, именно игра помогает ему защититься от давления в семье. «Работа с Костей – это в лучшем случае половина дела. Нужно ваше участие, чтобы понять, что привело к такому результату, и изменить ситуацию».

Родители ожидаемо возмутились, заявили, что у них нормальная семья. Видимо так обычно и происходит – мало какие родители понимают, что проблемы у детей зачастую растут из семьи, и наружная видимость, что родители нормальные, совсем не означает, что ребенок будет реагировать на их действия так, как ожидают родители.

Эти родители не были исключением, они обратились к психологу только для того, чтобы с их сыном что-то сделали, чтобы он «перестал мнить себя контр-адмиралом галактического флота!». Ну что тут вообще можно было сказать? Только опустить руки от того, что родители не понимают, что от них требуется. Видимо им показалось это слишком непонятным и абстрактным.

И тут мы видим талант психолога. Она сумела достучаться и до родителей, и до Кости. Даше пришлось конкретизировать, потому что абстрактное предложение менять ситуацию в семье вообще никак не подействовало: «Тогда постарайтесь, чтобы он прекратил считать себя пленным».

«Задача не в том, чтобы исправить «сломавшегося» мальчика. Необходимо, чтобы все в вашей семье могли безболезненно взаимодействовать. Каждому из вас придется приложить усилия… Исследуйте его игру, посмотрите, где именно он находит ей подтверждение. Что дает ему повод утверждать, что он пленный».

Измениться что-то может, если и родители предпримут определенные усилия, потому что с психологом мальчик контактирует только во время приема, а с ними - все остальное время.

Ну и дальше становится для меня лично понятным, что же тут является ключевой идеей романа и что «фантастические» детали призваны автором для того, чтобы усилить воздействие на нас, читателей. Если бы он просто написал: родители, будьте внимательны к своим детям, не ссорьтесь, не давите на них, кто бы из нас стал это читать? Никто же не бросается читать учебники по педагогике, если возникли проблемы в семье.

Так о чем же роман «Сато»?

Главной линией повествования являются все-таки детали работы детского психолога (тут почему-то вспоминаются производственные романы А. Хейли). Прекрасно показана работа специалиста в этой профессии, раскрывается работа не только с ребенком, но и с его родителями. Практически весь роман состоит из диалогов. Читатель периодически чувствует себя сидящим за ширмой и наблюдающим за работой Даши.

Думаю, это любопытная книжка и для коллег-психологов-психотерапевтов, и для людей, которым интересно, чем же занимаются эти самые психологи. В обществе существует ореол тайны над всем этим. Причем облачение в художественное произведение, завернутое еще и в «фантастическую» оболочку, делает это повествование особенно интересным.

В романе описываются не только повседневные будни психотерапевта, которые, конечно, сложно назвать буднями, потому что в романе выбран не совсем обычный ключевой пациент то ли с диссоциативным расстройством личности, то ли с шизофренией, а также и о сложностях и подводных камнях этой непростой профессии.

В романе мы видим работу добросовестного специалиста, старающегося глубоко понять своих пациентов, к сожалению, из-за неоднозначности пациента она совершает свои оплошности, которые представляют угрозу и профессиональной деятельности Даши, да и ее жизни.

И что еще я заметила по ходу прочтения: все герои описаны так, что все они вызывают сочувствие. Мы сопереживаем практически всем персонажам.

По мере прочтения читателю все время приходится размышлять: есть ли у Кости раздвоение личности (или шизофрения) или Сато действительно существует. Что если в теле пятилетнего ребёнка, и вправду, находится в заточении контр-адмирал Сато, командующий карательным корпусом «Ишимура»? Вплоть до самого конца романа мы обречены сомневаться. И почему семья, в которой постоянно творится какой-то ад, – это нормально, а мальчик, считающий себя контр-адмиралом, – нет? В таких же сомнениях находится и сама Даша.

Если говорить от том, понравился ли мне роман, то однозначного ответа у меня нет. Нет у меня цельного восприятия этого произведения. После прочтения – достаточно минорное настроение, грусть и боль о том, что есть много детей, растущих вот в таких среднестатистических семьях, которая в романе описывается. То, как пишет автор, – это однозначно сильное произведение. Но тем не менее не могу советовать «Сато» к прочтению всем. Думаю, у романа есть свой читатель, роман может понравиться практикующим педагогам и психологам, а также родителям, у которых в семье свой «контр-адмирал» для того, чтобы придать им сил наладить общение со своим ребенком и быть на его стороне. Как бы странно ни вел себя ребенок, он ребенок и права его нужно уважать.

Размышления после прочтения (Не читайте, если еще не прочли «Сато»)

Возник у меня такой вопрос в процессе осмысления прочтенного:

Какие читатели у романа «Сато», кто его целевая аудитория?

Пробежалась по отзывам, заметила, что читатели-то разные. Разные читатели могут читать этот роман и видеть в нем свое. А все потому, что сам автор поддерживает две версии происходящего вплоть до самого конца. Меня не покидает ощущение, что автор сам до конца не знал, какая версия будет ведущей. Мне кажется, главное, для чего был написан роман, – это обратить внимание взрослых на детей, которые живут в семьях, подобных описываемой. А контр-адмирал автором добавлен для «огня», для усиления сюжета. Но это лично мое мнение.

Вернемся к тому, что целевые аудитории у одного романа различаются, каждая из них читает один и тот же роман, но видит в нем свое. Читатели делятся на тех, что ловит сюжет и отслеживает исключительно события, они все время ищут подтверждение тому, что Сато – контр-адмирал существует. Видимо для них автор и создал финал, который подтверждает эту версию, он закрытый и недвусмысленный, если читать и понимать прочитанное буквально. Отзывы таких читателей будут хвалить начало романа и финал, а среднюю часть – они воспринимают вообще ненужной и мешающей, «проседающей». Эти читатели читают роман о Сато - командующем карательным корпусом «Ишимура». И ждут продолжения.

А для думающих читателей это будет история о семейной терапии с врачом – психотерапевтом, которая усиливается элементами гротеска и иносказаний через описание поведения мальчика, играющего в свою игру контр-адмирала. И роман будет романом-размышлением о роли детей и родителей в современном мире, в котором автор обстоятельно разложил среднестатистическую семью, описал каждого члена семьи, причем выделил для нас как главного персонажа – ребенка. Достаточно было уважать права ребенка, да даже когда случилось раздвоение личности Кости и в его голову пришел Сато, с ним можно было договариваться, соблюдать правила, не врать – и проблем бы не возникло. Но существует норма, согласно которой ребенок – это не человек. И поэтому мальчик, ревностно защищающий свои границы, и стал проблемой. Потому что от него ждали безоговорочного послушания и отсутствия собственного мнения.

***

Спасибо Ирине за глубокий анализ романа Рагима Джафарова «Сато»! Очень интересно и, безусловно, стоит книгу читать.

Отзыв написан в рамках марафона «Читаем Набокова, Рушди, Диккера, Казанцеву и других премиальных писателей».

Организаторы: Библио Графия, БиблиоЮлия, Longfello, чопочитать и Ариаднина нить

Читали роман «Сато»?