Такого бума тату, как сегодня, мы еще не видели, хотя традиции забивать себя уже больше пяти тысяч лет. В этой статье мы вспомним, как в последних поколениях менялось отношение к татуировкам и рассказывает о главных тату-трендах сегодня.
Ветхий Завет против татуировок
В древности татуировки делали практически во всех уголках света — от Японии до Мексики, от скифов Горного Алтая до фараонов Древнего Египта. В Европе тату были широко распространены среди германцев, бриттов, галлов, греков, славян. Отношение к традиции резко изменилось после распространения христианства. Тату не одобрялись еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена», а в 787 году папа Адриан I наложил категорический запрет на языческий обычай татуировки. Ослушание наказов Католической церкви в те времена ни к чему хорошему не приводило, и традиция тату в Европе сошла на нет почти на тысячелетие. Примерно такое же отношение к рисункам на коже в исламе, поэтому начиная с VII века от татуировок отказывается мусульманский мир, где запрет на тату действует и сегодня.
Джеймс Кук возвращает татуировки
Воскрешение традиции связано с английским мореплавателем Джеймсом Куком. В 1771 году он привез с острова Таити в Англию не только само слово tattoo, но и татуированного с ног до головы полинезийца — Великого Омаи, который вызвал первую волну интереса к узорам на теле. В те времена татуировки стали атрибутом моряков, а среди жителей суши такие вольности позволяли себе разве что циркачи.
Первый тату-мастер в Европе
Первым тату-мастером Западной цивилизации называют Мартина Хильдебрандта, который в 1860-х, во время Гражданской войны в США, стал татуировать знаки войсковой принадлежности на телах солдат, чтобы в случае смерти их было легче опознать. После войны Хильдебрандт открыл в Нью-Йорке первую тату-студию, где он полностью зататуировал свою дочь Нору Хильдебрандт, которая успешно демонстрировала свои татуировки в цирке.
Тату как развлечение для аристократии
На рубеже XIX–XX веков татуировка становится популярным и недешевым увлечением аристократии по всему миру. Тренд начался с того, что принц Уэльский во время визита в Японию в 1881 году сделал себе татуировку дракона. После того как об этом узнали журналисты, интерес к тату в Старом Свете среди придворных и богемы зашкалил. К слову, обзавелся татуировкой и последний российский император Николай II.
В 1891 году еще одна легенда татуировки — американец Сэмюэль ОʼРейли — сделала первую электрическую тату-машинку. Это упростило нанесение тату, но на их художественную ценность никак не повлияло — до середины XX века татуировки не отличались ни оригинальностью сюжетов, ни искусностью исполнения.
От секс-работниц до рок-звезд
Несмотря на подъем популярности татуировки в аристократических кругах, в целом это явление было довольно маргинальным и в основном оставалось украшением секс-работниц, моряков и мафии. Все изменилось в 50–60-е годы, когда в мире начали набирать обороты контркультурные молодежные движения. Битники делали японские татуировки, приобщаясь к восточному мистицизму, хиппи и байкеры татуировали себя в знак протеста против войны во Вьетнаме. В тех же 60-х тату-мастерами становятся ряд выпускников художественных вузов — Спайдер Уэбб, Джейми Саммерс, Эд Харди — и выводят это искусство на качественно новый уровень исполнения.
Дженис Джоплин, Black Sabbath, Guns N’ Roses: татуировки становятся частью субкультуры
В 1970 году знаменитый мастер Лайл Таттл сделал тату-браслет на запястье Дженис Джоплин, фото которой попало на обложку Rolling Stone
Популярность татуировок среди молодежи, пожалуй, впервые стала массовой. К рубежу 70–80-х сам факт наличия татуировок становится символом нонконформизма, антиправительственного настроя и одним из атрибутов панк-среды. А после того как в 1981 году заработал канал MTV, который крутил клипы татуированных Mötley Crüe, Black Sabbath, Guns N’ Roses, тату в западном мире двинулось из неформальных кругов в массовую культуру.
Тот же Лайл Таттл одним из первых обратился к теме племенных стилей, запустив этим эволюцию этнических татуировок, которая продолжается в развитии орнаментальных стилей и сегодня. С начала 80-х разнообразие стилей в татуировке начинает стремительно расти, появляются работы в стиле new school, биомеханика, крайне популярными становятся кельтские орнаменты.
Тату в СССР
В дореволюционной России среди богемы и аристократии татуировка также была очень популярна, но советская власть быстро пресекла такой вид самовыражения, и традиция перекочевала в тюрьму. Одной из важных причин распространения тату на зоне в 20-х годах стал запрет на ношение нательных крестов. Вместо них уголовники, в большинстве своем люди верующие, стали татуировать кресты на коже. За годы советской власти традиция воровской татуировки сильно развилась: по рисункам можно было проследить весь жизненный путь преступника — где родился, за что сидел, особенности характера, привычки. По сути, это был набор официальных документов преступника, без которых в воровском мире человек был неполноценным.
Тюремные татуировки как тренд
Изменение отношения к татуировкам начинается в 80-х, когда татуироваться начинают рокеры, байкеры, панки, футбольные фанаты и советские битники. К началу 90-х татуировка в России стала сравнительно популярным явлением, а в 1995 году в богемном московском клубе «Эрмитаж» прошла первая в России тату-конвенция.
В 2000 году вышел фильм «Печать Каина» американского фотографа и сценариста Элис Ламберт о тюремной татуировке в России. После его выхода на Западе russian criminal tattoo резко набирает популярность среди людей, никак не связанных с преступным миром. Еще более мощным фактором популяризации таких татуировок стала попавшая в руки английского издательства Fuel коллекция фотографий с наколками заключенных. Ее автор — Данциг Балдаев — с 1951 по 1981 год работал надзирателем в ленинградских «Крестах». В Лондоне прошла выставка этих фотографий, и скоро вышел трехтомник с 3000 изображений татуированных советских преступников, а западная молодежь, вооружившись этой книгой, снова потянулась в тату-салоны.
Пик популярности
За последние пару десятилетий татуировка превратилась в огромную индустрию с бесконечным количеством жанров, направлений и последователей. У 30% американцев есть тату, и у большинства из них — не одна. На теле рисуют абсолютно все — от корявых детских рисунков до сложнейших орнаментальных узоров, от галлюциногенного арт-брюта до детализированных пейзажных картин. Стили при этом могут смешиваться самым неожиданным образом в зависимости от видения автора.
Велик спрос как на минималистичные работы, сделанные практически невидимыми линиями, так и на плотную, нарочито грубую закраску черным огромных площадей. Во втором случае это делают далеко не всегда для того, чтобы скрыть неудачную старую работу. Это направление сейчас особенно широко распространено в Германии, а одни из его главных популяризаторов — коллектив Brutal Black Project.
Татуировка стала способом выражения не только эстетических предпочтений, но и, например, гражданской позиции. Так, начиная с 70-х годов татуировка из традиционно мужского увлечения все шире распространяется среди женщин, а в какой-то момент даже становится для феминисток одним из способов наглядно демонстрировать свое отношение к вопросу полов. Кроме того, изменились и масштабы нанесения тату. Забитыми рукавами, спиной или всем телом сегодня мало кого удивишь.