Найти тему
Академия на Неве

И. Д. Невзоров. Изменение корпуса храмовых глав в славянских печатных Типиконах XVII века

Целью данного исследования является, проанализировав несколько редакций Типикона, соотнести между собой корпусы храмовых глав этих Типиконов, выявляя различия их содержания и общие тенденции богослужения храмового праздника. Ниже представлены результаты сравнения корпуса храмовых глав разных редакций Устава XVII в. и различия содержания храмовых глав разных редакций между собой, если они имеют указания для одного случая храмового праздника. Произведено сравнение храмовых глав Типикона 1610 года, Типикона 1633 года, Ока церковного 1641 года. Что же касается послереформенных редакций, храмовые главы Типикона 1682 г. и Типикона 1695 г. рассмотрены вместе, так как корпусы храмовых глав в них полностью совпадают. При сравнении указаний храмовых глав разность в формулировках этих указаний не обозначена, так как подобные различия не представляются существенными. Следует отметить, что Око церковное 1641 г. отличается от остальных редакций наличием множества подробностей: в нем часто указаны первые слова стихир, часто присутствуют указания, откуда взяты стихиры, если это не очевидно. Также при сравнении глав не отмечено отсутствие указаний на пение Непорочных в Типиконах 1682 г. и 1695 г., так как это отсутствие продиктовано разницей между дореформенным и послереформенным уставами.

Особенности корпусов храмовых глав в Типиконах XVII века

Количество и заголовки храмовых глав первых двух печатных изданий XVII в. совпадают. И в том, и в другом Оке 45 храмовых глав. Полноценный корпус храмовых глав должен охватывать все случаи в течение церковного года, однако в изданиях 1610 г. и 1633 г. нет указаний для богослужений Мясопустной субботы, Сырной седмицы и воскресений Великого поста. Хотя, что касается последнего, под «зри» в 29-й главе указано «в Великий пост в кой-либо день» следовать марковым главам для великого святого (в Оке 1633 г. — для Благовещения), что можно расценивать и как указания для всех дней Великого поста.

Наибольшее количество храмовых глав в Оке 1641 г. — 64. Оно отличается наличием большего количества рубрик для храмового праздника в период пения Постной Триоди. Но нет указаний для храмового праздника в 4-ю или 5-ю недели поста. Также этот Типикон отличителен тем, что меньше других печатных изданий в одной храмовой главе ссылается на другую — даже при близком содержании храмовых глав в нем зачастую расписано все последование богослужения.

Типикон 1682 г. также имеет большое количество глав для богослужений в великопостный период, но общее количество получается меньшим — 58, так как некоторые главы в нем опущены. Помимо явных упущений (например, отсутствуют главы «Храм в попразднство Рождества Христова», «Храм сщмч. Евфимия в Неделю по Рождестве Христовом» и «Храм святого в предпразднство или в отдание в седмичный день (кроме сщмч. Корнилия и обновления)») есть еще и сокращение храмовых глав, обусловленное отменой соединения храмового праздника с богослужениями Страстной седмицы и Пасхи. Только глава «Храм Благовещения в Великий понедельник или Храм арх. Гавриила в Великий вторник», в которой также указано, что службу по этому образцу можно служить и в другие дни Страстной седмицы, сохраняется в Типиконе 1682 г. и полностью совпадает с аналогичной главой в Оке церковном 1641 г.

При книжной справе 1682 г. изъяли указания на храмовый праздник на первой седмице Великого поста, страстной и светлой седмицах. Кстати, в том же Типиконе 1682 г. убрали маркову главу Сретения в первый день поста. То есть справщики почему-то мыслили, что первая седмица, страстная и светлая — не очень совместимы с праздниками. Современная греческая практика ушла еще дальше и переносит Благовещение, если оно выпадает в Великий четверг, пятницу или субботу.

Богослужебные особенности храмовых глав

При рассмотрении указаний храмовых глав наиболее ярко выделяется вопрос о чтении Евангелия на Утрени. Евангелию предшествует соответствующий прокимен, а также по 50-м псалме поется соответствующая стихира. Как уже было отмечено выше, важной особенностью дореформенного устава является возможность чтения Евангелия дважды на утреннем богослужении. Первое — по степенном антифоне и соответствующем прокимне, а второе — по Великом славословии, и ему тоже предшествует соответствующий прокимен. В печатных Типиконах первой половины XVII в. встречаются разные взгляды на практику чтения утреннего Евангелия. История справы и сравнение содержания редакций Устава демонстрируют схожесть редакций 1610 г. и 1641 г. В обеих этих редакциях фиксируется практика двух Евангельских чтений на Утрени, когда речь идет о Храме в Неделю. Око 1633 г. демонстрирует другую практику: во всех случаях храмового праздника в Неделю Око 1633 г. указывает только на одно чтение Евангелия (по полиелее), причем Евангелия воскресного. Соответственно, возглашался воскресный прокимен, а по 50-м псалме пелась стихира «Воскрес Иисус от гроба». И это не особенность только лишь храмовых глав — марковая глава «Богородичный праздник в Неделю» не указывает на чтение воскресного Евангелия по славословии, когда на полиелее читалось Евангелие праздника[1].

Согласно Оку церковному 1641 г., после Великого славословия на пении Трисвятого совершался выход с Евангелием, затем пели воскресный тропарь и возглашался прокимен гласа. Затем читалось воскресное Евангелие, после чего Утреня заканчивалась по обычному чину: сугубая ектения, просительная ектения и прочее и отпуст. На исхождении в притвор — «Слава и ныне: евангельская стихира».

Сохранение евангельского эксапостилария и евангельской стихиры в современном Уставе вопреки отсутствию воскресного евангельского чтения объясняется тем, что Типикон 1682 г. берет образец совершения храмового праздника из предыдущих редакций Устава, за исключением практики двух чтений Евангелия на Утрени.

Типикон 1682 г. взял из редакций 1610 г. и 1641 г. практику чтения Евангелия храмового праздника на Утрени в воскресенье, но при этом чтение воскресного Евангелия по Славословии исчезло. При этом на богослужении в данном случае используется воскресный светилен и стихира евангельская, относящиеся к тому Евангелию, которое должно быть в эту неделю по очередности чтения 11-ти воскресных Евангелий, но не читалось по причине совершения храмового праздника.

Однако не все храмовые главы Типикона 1695 г. указывают на чтение храмового Евангелия в Неделю. 1-я, 16-я, 23-я, 52-я главы в Типиконах 1682 г. и 1695 г. указывают, что надо читать Евангелие храма, а 33-я нет. Согласно 33-й главе, в случае храмового праздника в Неделю Торжества Православия на Утрени читается воскресное Евангелие. Также 3-я храмовая глава указывает следовать указаниям для памяти великого святого в Неделю. Это 3-я глава основной части Типикона «О святем имущем Бдение, аще прилучится в Неделю», которая указывает на чтение воскресного Евангелия.

Такое несогласование в корпусе храмовых глав одного Типикона вызывает недоумение. Очевидно, данный вопрос требует отдельного рассмотрения. Еще одним существенным отличием современного Устава (начиная с Типикона 1682 г.) от дониконовских изданий Ока церковного является отсутствие входа на Вечерне, совершаемого в сам день праздника — в отдание храмового праздника. Устав 1610 г. сообщает: «выход [то же, что и «вход» в дореформенной орфографии — прим. И. Н.] творим храма ради»[2]. Око 1633 г. и Око 1641 г. также указывают на наличие входа. Типикон же 1682 г. и все последующие издания не упоминают вход, а также указывают на то, что после прокимна сразу «Сподоби Господи» и указывают на ектению после пения тропарей на вечерне, что говорит о совершении вечерни по вседневной схеме. Вообще, в современном уставе нигде нет указаний на совершение входа в том случае, если нет паремий, за исключением воскресного бдения. Отдельного рассмотрения требует и глава, посвященная храмовому празднику в честь Обновления. Исторически только один храм, посвященный Воскресению — Храм Гроба Господня в Иерусалиме — законно отмечает храмовый праздник в день Обновления. Для храма в честь Обновления Типикон (все печатные редакции, кроме Ока 1641 г.) указывает, что память сщмч. Корнилия переносится на Повечерие и служится служба Обновлению, и этим ограничивается. В целом, особых трудностей у нас здесь не возникает, кроме того, что мы не можем обратиться к Общей минее, чтобы взять недостающие элементы Бдения. Величание, избранный псалом, прокимен, Евангелие и стихиру по 50-м псалме мы находим в Требнике митрополита Петра (Могилы), где есть «Последование летняго обхождения освящения церкве»[3]. Требник митрополита Петра (Могилы) предлагает следующее Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, Божественнаго храма Твоего обновление празднующе, Ты бо Божественными Твоими Тайнами верных своих в нем в нем освещаеши»[4]. Избранный псалом: 1. Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его (47: 1);

2. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. (117: 20);

1. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий (86: 3);

2. Освятил есть селение Свое Вышний (45: 5б);

1. Бог посреде его, и не подвижится (45: 6а);

2. Яко избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе (131: 13);

1. Зде вселюся, яко изволих и (131: 14б);

2. Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. (132: 3б);

1. Святыни и велелепота в святиле Его (95: 6б);

2. Свят храм Твой, дивен в правде (64: 5б-6а);

1. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний (92: 6б);

2. Внидем в селения Его, поклонимся на месте, идеже стоясте нозе Его (131: 7)[5].

Прокимен, глас 4: Свят храм Твой, дивен в правде.

Стих: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе[6].

Евангелие — от Матфея, 84-е зачало[7].

Стихира по 50 псалме, глас 6:

Твоего всечестнаго храма сего / обновление празднующе днесь, / Тебе, сей освятившаго, верно прославляем, Господи, / и прилежно молим: / наитием Святаго Твоего Духа / чувства душ и телес наших освяти, / к исполнению нас Твоих заповедей наставляя, // молитвами Богородицы и всех святых Твоих, Человеколюбче[8]

Также проблемным местом при сравнении храмовых глав обнаружилось празднование храмового праздника в Великую пятницу. В Уставе 1610 г. после прокимна и чтения дня на Вечерне в сам день праздника указано «Да исправится» (в дореформенной редакции — «Дася исправит»), что можно воспринять как указание на Литургию Преждеосвященных Даров. А выше сказано «поем вечерню, якоже Благовещению указано в Великий пяток». В Оке 1641 г. в соответствующей главе сказано: «поем вечерню и творит иерей проскомисание, якоже Благовещению указано в Великий пяток», «совершаетжеся служба Златоустова». Дело в том, что в дониконовском обряде «Да исправится» поется на Благовещение, несмотря на то, что совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста. Указания греческого Типикона 1577 г., с которыми полностью совпадают указания Ока 1633 г.[9], сообщают следующую последовательность: великопостный прокимен «Да исправится», малая ектения и, начиная с Трисвятого, — полная Литургия[10]. Следует заключить, что Литургия Преждеосвященных Даров в Великую пятницу недопустима, и все печатные Типиконы имеют указания на Литургию Иоанна Златоуста.

На основании этого сравнения отмечены следующие особенности корпусов храмовых глав в печатных Типиконах XVII в. и богослужебные особенности самих храмовых глав:

• отсутствие практики перенесения храмового праздника во всех трех дореформенных изданиях (1610 г., 1633 г., 1641 г.);

• отсутствие практики двух евангельских чтений в послереформенных редакциях Устава (1682 г. и 1695 г.);

• сохранение евангельского эксапостилария и евангельской стихиры в этих редакциях Устава вопреки отсутствию воскресного евангельского чтения, когда оно заменяется чтением храма;

• отсутствие входа на вечерне в отдание храмового праздника в послереформенных редакциях Устава (1682 г. и 1695 г.)

1. См.: Око церковное. М., 1633. Л. 138 об.-139.

2. Око церковное. М., 1610. Л. 206 об.

3. См.: Петр (Могила), свт. Требник Петра Могилы. Ч. 3. С. 32–61.

4. Там же. С. 48–49.

5. Там же. С. 49.

6. Там же. С. 50–51.

7. См.: Там же. С. 51.

8. Там. же.

9. См.: Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. V. М., 2002. С. 261.

10. Там же