Самый яркий цвет из всех, которые мы обсуждали раньше! Красный... какой?
Ассоль верила, что однажды за ней придёт корабль с алыми парусами. Наверное, она была бы рада любому красному оттенку, но Артур Грэй хотел воплотить чудо очень точно – как, наверное, и положено опытному навигатору. "На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные – в своем мнимом родстве, подобно словам: "очаровательно" – "прекрасно" – "великолепно" – "совершенно"; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана".
О, красный цвет и прост, и неимоверно сложен одновременно. Прост – потому что он просто и безыскусно бросается нам в глаза, выделяясь среди всех остальных, сложен – потому что среди сотен его оттенков так трудно найти "свой"...
И когда слышишь, что "красный в моде", сразу хочется спросить – какой именно красный? Алый, как те самые паруса? Кумачовый? Карминовый?
Туфельки от Louboutin, туфли всех цветов радуги, но с красной фирменной подошвой, одни из самых популярных и желанных в мире – вы надеваете их и... Что ж, можно считать, что это память о галантных кавалерах былых эпох, которые носили кожаные туфли с ярко-красными подмётками. Графику зимы так хочется иногда разбавить ярким, так почему бы не красной шапочкой, как у Красной шапочки? Чёрная юбка-карандаш, к строгости которой не придерётся блюститель дресс-кода, вдруг вспыхнет алой подкладкой в разрезе. Что ж, чопорная Мамушка, нянька Скарлетт О'Хара, мечтала о нижней юбке из красной тафты, которая будет "шуршать, как крылья ангелов". Красной подкладки не видно – но вы, вы-то будете знать, что она есть, и она – красная.
Вот костюм от Шанель. Великая Мадемуазель соединила в нём два века, XVIII и XX – её вдохновил один из персонажей Жана-Антуана Ватто, знаменитого французского художника. В мужском костюме эпохи рококо она однажды явилась на маскарад, а затем по его мотивам создала эту элегантнейшую женскую версию. Его носила Диана Вриланд, имя которой многое скажет тем, кто интересуется модой – одна из самых стильных женщин своей эпохи, чья эксцентричность восхищала и раздражала; долгие годы бывшая редактором отдела моды в журнале "Harper's Bazaar", а в шестидесятых возглавившая американский "Vogue"; в семидесятых она стала консультантом Института костюма при Метрополитен-музее – именно тогда, наверное, и попал туда этот костюм (изначально юбка была длинной и расширяющейся к низу, но владелица её укоротила). Диана Вриланд разбиралась в моде... и обожала красный. Квартира в красных тонах, неизменный красный маникюр, красная помада и вечерние платья... Обложка книги об этой женщине, которая долгие годы царила в мире моды, тоже красного цвета. "Красный, яркий и откровенный, прекрасно всё проясняет. Не могу представить, как красный может наскучить – это сродни тому, как вам наскучит человек, которого вы любите". Всю свою жизнь, по её словам, она искала идеальный красный: "Художники никак не могут смешать для меня подходящий оттенок... Самый лучший красный – это цвет красных детских шапочек с любого портрета эпохи Ренессанса". Диана Вриланд, яркая женщина, всю жизнь пела хвалебные гимны красному, яркому цвету – и, согласитесь, он того заслуживает.
Цвет войны, мужества, власти, страданий, огня, магии, крови и... страсти. В "багрянице" является Иоанну Богослову "великая блудница". В красный одевались древнегреческие рапсоды, когда рассказывали "Илиаду". Это цвет накидок римских легионеров и фламмеумов – свадебных покрывал, которые укутывали их невест с головы до ног. "В белом плаще с кровавым подбоем..." Красный – один из четырёх цветов, в которые одевались возничие колесниц в Византии, и, соответственно, одной из политических партий (но не будем вспоминать красные знамёна, оставим политику тем, кого не интересует мода). Красная шерсть и карминовый бархат Средних веков и эпохи Возрождения.
Шестнадцатый век, не менее жестокий, чем остальные века-собратья, зато яркий и блистательный – это царство красного. О, короли династии Тюдоров, правившей тогда в Англии, знали в нём толк, в этом истинно королевском цвете. Самая тихая, самая скромная жена (из шести!) Генриха VIII, на самом своём известном портрете изображена в красном бархатном платье. Её сыну, юному королю Эдуарду VI, будут нравиться оттенки крови и гвоздично-красный, его сводной сестре, Марии – оттенки цвета рубинов. Набожная Мария, "Кровавая Мэри", носила строгие закрытые наряды, но красные нижние юбки и рукава, или же узорчатые красные верхние платья сразу показывали, кто здесь королева. Сестра Генриха, ещё одна Мэри, отправилась во Францию к престарелому жениху-королю, и путешествовала в ярком костюме: золото на кармазиновом шелке, облегающие рукава «в английском стиле» и шляпка из такого же шелка, которую она кокетливо сдвигала на один глаз. Стоит ли удивляться, что французы приходили в восторг от английской принцессы, даже если видели пышный кортеж издалека?
Но красный, цвет крови, это и символ мученичества. Шотландскую королеву Марию Стюарт, долгие годы бывшую соперницей английской королевы Елизаветы I, в конце концов казнили, и на эшафоте она стояла в красном: "В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее одеянии. <...> Едва лишь черный плащ и темные одеяния падают с ее плеч, как под ними жарко вспыхивает пунцовое исподнее платье, а когда прислужницы натягивают ей на руки огненные перчатки, перед зрителями словно всколыхнулось кроваво-красное пламя – великолепное, незабываемое зрелище". Красную одежду носили и палачи...
XVII век наступает, а красный цвет отступает, но не уходит, отнюдь. Красные чулки кавалеров, красные каблуки их туфель, красная подкладка у верхней одежды сдержанных оттенков. А в огненно-красный на сцене наряжаются актёры, играющие влюблённых. И всё же красный цвет что-то потерял... Он перестал быть исключительной принадлежностью богатых и знатных. Что ж, зато он приобретёт ещё большую власть – над всеми остальными.
В XVIII веке в моде нежные, пастельные тона, но красный всё равно есть – красные галстуки мужчин, красные цвета дамских амазонок, домашних и парадных платьев. И как пройти мимо красного фригийского колпака французских революционеров и узкой красной ленты на шее дам, которая должна была напоминать след от гильотины?
А в XIX веке красный снова вернётся, особенно его глубокие оттенки. Не ярко-красный, но гранатовый, не огненный, а тёмно-красный, бордовый, малиновый. "Накаратовый" – "жаркий", алый; цвет "адского пламени"; светло-красный – "куропаткины глаза", "бордоского вина", "масака" – красный с синим отливом (в таком платье является на бал мать Наташи Ростовой). Но ярко-красный тоже вернётся, и один из его оттенков получит название "сольферино" – в честь битвы при Сольферино в 1859 году, в австро-итало-французской войне.
А впереди XX век, век "красной косынки" и красных вечерних платьев. "Lady in red" будут выходить на подиумы и мелькать на улицах, красный будут обожать Валентино, Лакруа и другие модельеры, Коко Шанель и миллионы женщин будут пользоваться красной помадой...
Красный можно не любить, но не заметить его нельзя. Так что если вы хотите, чтобы на вас обращали внимание, выбирайте красный. Да-да, вот так банально, зато красный, с его оттенками и переливами, далеко не банален. Вам не нравится, когда красного слишком много – что ж, его много даже тогда, когда на самом деле его мало. Красные туфли и красный маникюр. Красная подкладка у чёрного пальто. Красный зонтик поднимает настроение даже в самый серый дождливый день. Красная роза-брошь на строгом костюме превратит его в нарядный. А может, всё-таки решитесь на красное платье? Хоть один раз? Чем вы хуже королевы?!
В конце концов, "красный" в русском языке раньше означало просто "красивый".
PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)