29 ноября 1798 года в Петербурге родился Александр Брюллов, прославившийся как художник и архитектор, автор Пулковской обсерватории, церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте, штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади и других замечательных зданий в Петербурге. Михаил Борисов расскажет о некоторых фактах из жизни профессора архитектуры.
Архитектор Александр Брюллов происходит из семьи «академика орнаментальной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло и Марии Карловны Шредер, дочери придворного садовника, и приходится старшим братом живописца Карла Брюллова.
У семьи Брюлло французские корни. Они были гугенотами, бежали в Германию. В 1773 году Георг Брюлло обосновался в Петербурге, работал скульптором на Императорском фарфоровом заводе. Его сын Павел Брюлло в звании академика обучал «резному, золотарному и лакировальному» мастерству в Академии художеств. Деревянные позолоченные драконы, изготовленные Павлом Брюлло, украшают Китайскую беседку в Царском селе.
Александр, как и его младший брат, живописец Карл, окончил Академию художеств, но из склонности к точным наукам выбрал путь архитектора. После Академии с аттестатом первой степени он поступил на службу в Комиссию по построению Исаакиевского собора, но в 1822 году Общество поощрения художников обратило внимание на способности братьев Брюлло и отправило их в пенсионерскую поездку в Италию. К фамилии братьев в связи с отъездом добавилась буква «в», и в историю русского искусства они вошли как Александр и Карл Брюлловы.
В Италии Александр Брюллов получил разрешение на зарисовки и обмеры терм в Помпеях, затем в 1826 году отправился в Париж, где в 1829-м и были опубликованы его «Помпейские термы». За альбом Александр Брюллов получил звание члена-корреспондента Академии художеств в Париже, стал действительным членом Лондонского королевского института, Николай I наградил его бриллиантовым перстнем и удостоил звания архитектора Его Величества.
В 1830 году Александр Брюллов возвращается в Петербург, строит романтичную церковь в Парголово под ажурным готическим шатром и усадьбу графини Юлии Самойловой в Славянке в стилистике итальянских вилл. Про нее современники отзывались: «Это сокровище! Невозможно представить себе ничего более элегантного в смысле мебелей и всевозможных украшений… Все ходят смотреть это, точно в Эрмитаж». Александр Брюллов становится популярен, и ему заказывают проект Михайловского театра.
В своей архитектуре, сформированной на классических итальянских традициях, Брюллов делает акцент на деталях, контексте, светотени фасадов, и соразмерности человеку. Можно много раз пробежать по Невскому проспекту мимо церкви Святых Петра и Павла и всякий раз удивляться, как это петербургское здание раскрывает римские черты.
Штаб Гвардейского корпуса, украшенный ионическим портиком, считается самым незаметным зданием в ансамбле Дворцовой площади: оно всецело подчинено соседним шедеврам Карла Росси и Растрелли, но не скучно. Его украшает орнамент, напоминающий шитье на воротниках гвардейцев и древнеримские штандарты.
В 1834 году Александр Брюллов победил в конкурсе на проект Пулковской обсерватории. Главный корпус, расположенный по оси Пулковского меридиана, он спроектировал как храм науки и спрятал телескопы в куполах, а главный портал оформил дорическим ордером. До окончания строительства архитектор жил в нанятом поблизости доме.
Александр Брюллов участвовал в проектировании Благовещенского моста, и по его эскизу изготовлена ограда с трезубцами и фантастическими морскими гиппокампами, он рисовал акварельный портрет Натальи Гончаровой по заказу Александра Пушкина и иллюстрировал «Домик в Коломне». Он проектировал в Зимнем дворце интерьер Александровского зала, посвященного победе в Отечественной войне 1812 года, и выполнил эскиз чугунного обелиска на Куликовом поле.
«Не устрашась труда» Александр Брюллов строил мосты, больницы, учреждения, и реализовывал свой талант во многих жанрах.
#лахтацентрзнаний