Найти в Дзене
А.Брусницына.

Личные границы

Как поступать в том случае, когда люди нарушают твои личные границы? Сразу давать отпор или продолжать контакт, боясь обидеть собеседника? Как поступили бы вы?

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса.

Иногда случаются такие ситуации, когда твое хорошее воспитание играет против тебя. Нас с детства приучают быть вежливыми, относиться к людям, как бы мы хотели, чтобы относились к нам. Но иногда такие ситуации начинают играть против нас. Боясь обидеть невольно человека, ты сам страдаешь от его навязчивости.

Случился со мной на днях такой эпизод.

Пишет мне в соцсети мужчина, которого я едва знаю. Причем, его нет в числе моих друзей и вообще я знакома с ним случайно благодаря тому фактору, что он является племянником одной моей очень хорошей знакомой. Со знакомой мы когда-то, достаточно давно, были дружны, и с этим самым племянником мне из Москвы передавали пару раз товар в ту эпоху, когда в наш город еще невозможно было что-то отправить транспортной компанией.

Мужчина этот в то время, когда я с ним зналась, был странным юношей. Немного не в себе. Причем, странность его бросалась в глаза сразу, как только ты начинал с ним общаться. Но был он умный. Окончил какой-то московский вуз и уехал работать домой в один из приполярных городов, где его мама занимала какую-то большую должность.

​ Не знаю, как уж он со своими странностями работает. Знаю, что контактов с противоположным полом у него, в силу его неординарности, нет. Сейчас ему уже сорок.

Думаю, что у него какая-то форма аутизма, которая позволяет ему работать, но вот его коммуникационные способности оставляют желать лучшего.

Несколько дней назад, точнее в День матери, данный молодой человек вдруг ни с того ни с сего пишет мне сообщение в соцсети и поздравляет меня с праздником. Надо отметить, что никогда ранее он мне никогда ничего не писал, а тут вдруг осчастливил.

А дальше пошли какие-то личные вопросы на тему семьи.

Сначала был вопрос, как зовут внучку? Потом сказал, что у нас в городе в музыкальной школе учится полный тёзка и однофамилец моего зятя. Тут же закономерный вопрос, не родственник ли он нам, так как фамилия достаточно редкая.

Я, хоть и не без удивления, ответила ему и как зовут внучку, и то, что однофамилец зятя нам не родственник.

Я не могла понять, чем же вызван такой пристальный интерес к моей скромной персоне и нашей семье. Но дальше всё стало понятно

Он начал задавать вопросы о моей младшей дочери.

Надо отметить, что дочке всего двадцать лет и в ту пору, когда данный вьюнош помогал нам с товаром, она только родилась. Но за двадцать лет она выросла в красивую, очень длинноногую девушку с модельной внешностью.

Вопросы, вроде, были безобидными. Как у нее дела, как она окончила школу? Когда узнал, что с медалью, уточнил с какой. Дальше – больше. Где учится? Узнал, на каком факультете - начал уточнять специальность.

И вот я ему отвечаю честно, ничего не скрывая. Отвечаю, а сама не знаю, как же мне закончить этот разговор, чтобы его не обидеть. И, главное, чтобы не обиделась приятельница, если мне придется его отшить.

А потом вопросы пошли уже по поводу личной жизни дочери. И тогда я не выдержала и написала, что не собираюсь обсуждать свою дочь с малознакомым человеком. И, если ему так интересно, где и как она учится, он может спросить у нее самой. Он, конечно же обиделся.

Написал, что его интересовала только ее учёбы и ему неудобно у дочки спрашивать, ведь он с ней не знаком, а знаком со мной.

В общем, мне пришлось его заблокировать.

Он не успокоился и начал уже писать дочке. Дочка, конечно же, в шоке. Что делать не знает, ведь тётя того навязчивого молодого человека была ее учительницей в музыкальной школе. Я позвонила ей и сказала об этом инциденте. Дочь чуть не плачет. Договорились, что заблокирует приставуна и впредь будет блокировать все подобные сообщения.

Второй эпизод с нарушителем моих личных границ у меня тянется уже лет десять, и я ничего не могу сделать.

Когда-то, в очень нежном семилетнем возрасте, я пошла в первый класс. Школа наша была начальная и находилась в небольшом лесном посёлке. Первым человеком в посёлке был директор леспромхоза. У директора был сын, который был старше меня на год.

Мальчик он в ту пору был высокий, красивый, уверенный в себе. И вот он на меня обратил внимание и выбрал меня в качестве своей «первой любви». Не помню уже, что там у нас за отношения были в 7-8 лет. Помню, как играли вместе в наши детские игры, типа «казаков-разбойников». Его отец был очень отзывчивым и порядочным человеком. Когда с моим отцом случилась беда, он взял на себя всю организацию похорон.

Через год директора перевели в другой лесопункт, тоже директором. Их семья уехала и больше про свою «первую любовь» я ничего не слышала вплоть до того момента, когда вышла замуж и у меня уже подрастала старшая дочка.

Так получилось, что в соседнем подъезде поселилась молодая пара с ребенком. В молодой женщине я узнала родную сестру моего школьного рыцаря. Мы немного общались, и она сказала, что старший брат давно живет в областном центре, но, бывает, приезжает к родителям, которые жили в нашем районе.

Потом эта женщина уехала с мужем в Петербург, ее следы затерялись.

А лет семь назад совершенно случайно я попала в какую-то местную группу, где люди выкладывали свои школьные фотографии. И кто-то попросил, если есть, выложить фотографию нашего класса. Я и выложила.

С того момента мой покой закончился.

Этот мой друг тут же написал мне в соцсети. И с тех пор он пишет мне постоянно и регулярно. И, ладно бы, если бы он только писал. Он раздобыл где-то мой номер телефона и теперь, когда приезжает к нам в город, звонит и требует встречи. Его не останавливает то, что я давным-давно замужем, у меня семья и другая жизнь, которая вся прошла без него. И наши детские отношения, случившиеся полвека назад, не значат вообще ничего.

Он мне пишет, что это неправильно, надо поддерживать отношения с друзьями детства встречаться и общаться.

Из милого высокого красивого мальчика за почти пятьдесят лет он превратился в шкафоподобного мужчину с обширной лысиной. У него огромная самооценка, которой можно позавидовать. Но вот женщины от его напора бегут.

Я пытаюсь уклоняться от этого всего всеми силами.

Три года назад случился комичный эпизод.

Осенью, перед самым ковидом, я поехала в областную больницу на МРТ и прием врачей невролога и нейрохирурга. У меня отнималась нога и я ходила с большим трудом. В Архангельске мне нужно было провести два дня.

Перед этим Николай, так зовут моего друга детства, несколько раз писал мне и просил, что, если я когда-то буду в областном центре, он бы хотел встретиться – поговорить, посмотреть старые альбомы, вспомнить детство и общих знакомых. И я имела неосторожность сообщить, что собираюсь в Архангельск на два дня. Лучше бы я этого не говорила. Он звонил мне каждые десять минут и требовал, чтобы я приехала к нему. Я пыталась ему сказать, что у меня болит нога, я не могу ходить. И вообще, будет очень странно выглядеть, если я, при наличии любимого мужа, вдруг поеду к малознакомому мужчине пить чай и смотреть альбомы.

Он не успокаивался Приехал ко мне в гостиницу, вызвал меня. Пришлось идти с ним в кафе, пить чай с тортом и весь вечер слушать его разговоры и воспоминания о людях, которых я не видела лет сорок пять. Отвязалась от него я с трудом. Он взял с меня обещание, что мы с ним увидимся на следующий день.

На следующий день была с утра областная больница, а уезжала я часа в четыре с соседней станции, до которой еще надо было как-то доехать. Договорились, что встретимся в торгово-развлекательном центре. Я приехала раньше и пошла в кино. Помню, что шёл фильм «Доктор Лиза».

Так я его и не досмотрела.

Николай вызвонил меня в середине сеанса и снова – чай-кофе-разговоры.

Я уже опаздывала на поезд. Довезти меня он не предложил.

Общения с ним мне хватило на всю оставшуюся жизнь.

Он периодически звонит, сообщает, что он у нас в городе и требует встречи. Я отказываюсь под благоразумным предлогом.

Самое смешное, что так «общается» он не только со мной. В нашем городе живёт наша первая учительница, к которой он может завалиться в любой момент, не считаясь с ее временем и тем, что ее муж против.

При каждой встрече он делает снимок на память и выкладывает в соцсети. Мой снимок тоже там фигурирует. Я у него подписана как «первая любовь».

Вот что это такое? И как к этому относиться?

Я называю таких людей «навязчиво – привязчивые». Они не понимают, что у других людей может быть собственная жизнь и бесцеремонно лезут в твою, не соблюдая никаких личных границ.

Помните все, какие у нас в СССР были очереди? Люди стояли вплотную, упираясь и подпирая друг друга. Как говорится, после таких отношений честный человек должен жениться.

Очередь в СССР.
Очередь в СССР.

Сейчас, мне кажется, такое вообще невозможно. Всё равно люди как-то стараются дистанцироваться, договариваться о встречах, не лезть с ненужными советами к другим людям и не навязывать себя, когда другой человек противится этом. В общем, стараться уважать чужое жизненное пространство.

Современная очередь.
Современная очередь.

В психологии под личными границами понимается допустимый КОМФОРТНЫЙ уровень отношений, незримая черта, которая отделяет внутреннее Я человека от внешнего мира. Эти границы помогают защитить личность эмоционально, интеллектуально, физически. Чем люди ближе друг другу, тем более размыты между ними границы отношений.

И конечно, если нарушаются ваши личные границы, молчать не стоит. Иначе это прямой путь к недопониманию. Лучше один раз сказать «нет», чем испытывать дискомфорт от общения с человеком, который будет считать, что, раз вы допускаете с ним сближение тем или иным образом, это накладывает на этого человека определенные права в отношении вас.

А что вы думаете по этому поводу?

Пишите ваши мнения в комментариях.

Спасибо, что вы со мной. Анфиса.