Крупная моторика ребенка часто остается без внимания. Однако она влияет на всестороннее развитие малыша и диагностируется специалистами при оценке готовности ребенка к школе.
Что такое крупная моторика?
Это специфические движения крупных мышц тела: шеи, головы, рук, ног и туловища. Сначала малыш учится держать голову, поворачиваться с живота на спину и обратно, садиться, ползать и ходить. Позже он осваивает умение прыгать, приседать, наклоняться. А затем взбираться по лесенкам, ловить и бросать мяч, кататься на велосипеде.
Неразвитые общие моторные навыки приводят к тому, что ребенок тратит больше усилий для выполнения простых действий.
Как определить, что ребенку требуется помощь:
🤸♂️ Неуклюжесть. Малыш часто падает, спотыкается, врезается в предметы мебели, стены, людей, роняет предметы.
🚶♀️ Низкий уровень энергии. Кажется, что ребенок усталый, апатичный, он медленно реагирует на различные раздражители.
🛀 Повседневные навыки ухода за собой даются с трудом. Самостоятельное одевание и раздевание, использование столовых предметов малыш перекладывает на плечи взрослых или тратит на эти действия больше времени, чем требуется.
👩 Страдает звукопроизношение и развитие речи. Артикуляция – это такой же двигательный навык, поэтому работа по постановке звуков и запуску речи включает в себя пальчиковые игры, игры с мячом, а также упражнения, направленные на развитие двигательной активности.
С какими трудностями столкнётся школьник, если не развивать крупную моторику до поступления в школу
🎈 Нарушение осанки, сутулость, ребёнку сложно удерживать себя в одной позе на полу или стуле, появляются боли в спине, плечах. Первоклассник не может справиться с тяжёлым школьным рюкзаком.
🎨 Не любит рисовать, овладение письмом вызывает негативные эмоции.
👓 Низкий уровень работоспособности, школьник быстро утомляется, избегает монотонной деятельности, не доводит начатое дело до конца.
⏰ Рассеянность и невнимательность. Часто отвлекается на уроке, не слышит указания взрослых с первого раза.
📆 Не может запомнить словесную инструкцию из нескольких этапов. Например, когда учитель сначала объясняет задание, а только потом ученик выполняет.
Результат всех этих трудностей – низкая самооценка, малоподвижность, сложность в общении и в играх со сверстниками. А еще школьнику нужно двигаться, чтобы выплеснуть накопившееся эмоциональное напряжение.
Как помочь дошкольнику
🥋 Создать условия для активного времяпрепровождения. Дома это может быть шведская стенка, мячи, скакалки, обручи. На детских площадках качающиеся мостики, сетки, канаты, лестницы.
🛴 Не ограничивать движения малыша, а подстраховывать и учить. Мы не разрешаем куда-то забраться, потому что ребенок может упасть или пораниться. «Не беги, не залезай, не трогай, смотри под ноги» - чрезмерная забота о безопасности тормозит развитие крупной моторики ребенка.
🛹 Играть в подвижные игры: догонялки, вышибалы, казаки-разбойники, классики, бадминтон, игры с кеглями, колцеброс, городки.
⚽ Играть в игры с мячом (воздушным, большим или маленьким): можно забрасывать в ведро, катать по полу, ловить мяч двумя руками, перебрасывать через скамейку.
🪁 Устраивайте полосы препятствий из подушек, стульев, мягких игрушек, чтобы ребенок обходил, перелезал, перепрыгивал их.
🎭 Перевоплощайтесь в различных животных: медведя, лисичку, зайчика, паучка, крабика.
🏆 Запишите ребенка в спортивную секцию не ради олимпийских рекордов, а ради физического здоровья. Отличным вариантом для дошколят будет плавание.
🌈 Ежедневно выходите на прогулку.
При выполнении физических упражнений работает оба полушария головного мозга. При развитии крупной моторики происходит развитие мелкой моторики, памяти, внимания и речи. Ловкость и координация, сила и меткость способствуют и интеллектуальному развитию малыша.
Действуйте, у вас обязательно всё получится!
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!