В турецком военно-морском флоте было четыре деревянных трехмачтовых корабля класса steam (paddle) frigate типа Mecidiye («Меджидийе»). Головной фрегат серии «Меджидийе» и следующие за ним «Таиф» (Taif) и «Саик –И Саади» (Sai"k-i Sädi) были построены на верфи в Стамбуле и включены в состав турецкого флота в 1847 году, а «Фейз-И Бари» (Feiz-I Bäri) – в 1848 году.
Все фрегаты были однотипными, имея одинаковые размеры (длину 69,1 м; ширину по миделю 11,7м и осадку 5,1 м). На них стояли два паровых котла с двумя трубами, расположенных параллельно в диаметральной плоскости. Двух цилиндровый двигатель мощностью 900 индикаторных л.с., приводил в движение два бортовых гребных колеса, и обеспечивал скорость в 9 узлов. Но были и небольшие отличия: на «Меджидийе» до модернизации было две мачты и у него было водоизмещение 1448 тн, а на его sistershiрs, при строительстве, установили три мачты и уменьшили водоизмещение до 1443 тн.
По проекту steam frigates этой серии должны были вооружаться 30-ю орудиями: двумя 10-ти дюймовыми бомбическими пушками Пексана на поворотных платформах, расположенных в носовой и кормовой части, для стрельбы через два порта по правому или левому борту, и 28-ю 32-х фунтовыми орудиями, из которых 24 орудия должны были размещаться на основной (батарейной) палубе (main deck), а четыре других, ( как и 10-ти дюймовые орудия) на верхней палубе (upper deck) по ее бортам.
Но, по-видимому, полное вооружение эти паровые фрегаты никогда не несли. Для них такое количество орудий оказалось чрезмерным. Во-первых, к 1853 году, в турецком флоте так и не смогли освоить бомбические орудия Пексана, и они на корабли не ставились. А во-вторых, полное проектное вооружение не позволяло решать возложенные на эти фрегаты задачи по снабжению повстанцев Северного Кавказа оружием, военным снаряжением и боеприпасами, а также по переброске в прибрежные районы боевых действий десантных отрядов турецких войск; иначе места для «пассажиров» и грузов было бы совсем немного.
По количеству, типам и калибрам орудий турецких паровых фрегатов в 1853 году ясности до сих пор нет. Большинство английских и французских источников сообщают о 30 орудиях на каждом, то есть то количество, которое было предусмотрено по проекту. Хотя авторитетный в ХIX веке Морской Ежегодник О'Бирна[1] за 1855 год сообщал, что paddle steamship «Таиф» и его sisterships были вооружены 22 орудиями каждый. Влиятельная французская газета «Монитор» в своем номере от 05 ноября 1853 года также утверждала, что на «Таифе» было 22 орудия. Российские источники сообщали, что турецкие пароходы-фрегаты имели 20 – 22 пушки.
У турецких историков более широкий разброс. Одни утверждают, что «Таиф» и его sisterships изначально были вооружены 22-мя орудиями (12 – 32-х фунтовые, 10 – 18-ти фунтовые), но к началу войны число орудий увеличилось до 29-ти. Другие считают, что на этих пароходах было вообще 12 орудий. Например, в том, что на «Таифе» во время Синопского сражения было 12 орудий уверен турецкий историк Яшар Таракчи (он же утверждает, что пароход «Эрегли» нес 10 орудий, хотя, подавляющее число источников считают, что на этом пароходе было 2 или 4 пушки – М.С.). Ну не могло турецкое Адмиралтейство накануне приближения неизбежной войны с Россией так радикально разоружить свои паровые фрегаты. Это произошло позже, в 1857 году: война закончилась, «паровики» стали использоваться как транспортные и почтовые суда, с сохранением 12 орудий – минимального количества, достаточного для поддержания боевой готовности и тренировок личного состава.
Судя по всему, в кампании 1853 года турецкие паровые фрегаты были вооружены 20 – 22 орудиями. На пароходе «Таиф» два орудия размещались в диаметральной плоскости, на баке и на юте. Российские флотские офицеры ошибочно считали эти орудия бомбическими, потому что на русских пароходах так размещались только 10 дюймовые бомбические орудия Пексана. Но турки не умели из них стрелять, и поэтому они хранились в арсенале османского Адмиралтейства.
«Таиф» постоянно входил в Отряд паровых колесных фрегатов со времени его включения в состав Турецкого флота. Этот отряд стал основой эскадры, которую еще называли Батумской флотилией (Batum filosu), так как предполагалось, что Батум станет основным местом ее базирования, из которого будут осуществляться поставки оружия и боеприпасов к берегам Кавказа.
Батумская флотилия, которую возглавил ферик Мустафа-паша, была сформирована в конце сентября 1853 года, после разделения Османского флота (Osmanlı Donanması) на несколько эскадр (флотилий).
Состав пароходного отряда, включаемый в Батумскую флотилию турецкими историками, отличается друг от друга. У Бадема помимо трех колесных фрегатов (Саик-И Шади, Фейза-И Бари и Таиф) в него вошел вооруженный пароход «Эрегли». Озган к этим четырем пароходам добавляет колёсный фрегат «Мецидийе» и винтовой фрегат «Мухбир -И Сюрур». А у Неджат Гулена «Таиф и «Эрегли» вместе с египетским пароходом «Перваз-Бахри» были введены в эскадру легких сил Осман-паши.
[1] O'Byrne's Naval Annual for 1855. London. 1855, p.118-119
Оставляйте свои комментарии, отмечайте лайками, подпишитесь на канал. Здесь только уникальный контент. Будет интересно