Dodo - псевдоним Дёрте Клары Вольф (Dörte Clara Wolff). История её жизни - необычна, увлекательна и полна противоречий. Она родилась в 1907 году в берлинском районе Шёнеберг в благополучной еврейской семье. В 16 лет окончила школу с твёрдым намерением стать художницей.
С детства Додо чертила и рисовала в каждую свободную минуту. Прежде чем разрешить поступить в берлинскую Школу искусств и дизайна Реймана, родители потребовали, чтобы Додо прошла курсы в Школе для благородных девиц и освоила все женские премудрости. Спустя год девушка поступила в художественную школу.
Рисовать с натуры студенты ходили не только в студию. Особенно любимым местом был зоопарк, где можно было увидеть диковинных животных, радостные лица и детей, и взрослых, которые тоже на время становились открытыми и непосредственными.
Но самые интересные персонажи встречались в кафе, кабаре, ночных клубах и театрах. Яркие, дерзские, сексуальные. В 1926 году Додо увидела на сцене знаменитую танцовщицу Жозефину Бейкер. Эта красотка могла свеcти с ума любого не только своим экстравагантным "banana dance", но и стремлением к свободе во всех мыслимых и немыслимых проявлениях, что для жителей Веймарской республики было особеноой ценностью. Вдохновлённая скандальным «Негритянским ревю» Жозефины Бейкер, которое проходило в Берлине, Додо постепенно вводила в свои сюжеты чернокожих персонажей. Надо ли говорить, что для этого времени это было эпатажно?!
В 1927 году молодая художница пришла в редакцию левого еженедельного сатирического журнала ULK, издаваемого еврейской газетой Berliner Tageblatt (ред. - «Ulk» в переводе с немецкого - «Шутка»). Красочные многофигурные жанровые композиции Додо, выполненные гуашью или акварелью, стилистически похожи на работы немецкой художницы и коллеги по журналу ULK - Жанны Маммен ( Жанна Маммен: образы эпохи 1920-х, Берлин).
В этот период появился и оригинальный псевдоним, правописание которого могло быть двояким «DODO» или «DoDO», хотя в его основе - ласковое домашнее прозвище Дёрте Клары Вольф, которое она помнила с раннего детства, и, по её мнению, больше подходило ей как «очень смуглой еврейской девочке».
В "ревущие 1920-е" Додо хорошо зарабатывала, создавая едкие жанровые сцены из жизни гламурного общества, могла позволить себе разъезжать на такси, курила заграничные сигареты, очкам предпочитала монокль и, в целом, выглядела как "новая женщина", гимн которой воспевала вся Европа.
Брак с адвокатом Гансом Бюргнером, который был на четверть века её старше, обещал быть благополучным. Они переехали жить в шикарную квартиру, спроектированную Эрнстом Фрейдом (сыном Зигмунда и отцом Люциана). Рождение детей потребовало больше времени проводить дома. Додо рисовала картинки к детским книгам, иллюстрировала Библию. Так было до прихода к власти национал-социалистов и введения жёсткого антисемитского законодательства. Додо с каждый годом становилось сложнее найти работу, заказы поступали исключительно от еврейских издательств, например, от журнала Еврейской общины. Её стиль к концу 1930-х годов стал менее вызывающим, эротика почти исчезла из сюжетов.
В личной жизни тоже была сумятица. Она развелась с Бюргнером и в том же году вышла замуж за своего психоаналитика Герхарда Адлера, а через несколько лет развелась уже с Адлером и снова вышла за муж в 1946 году за Бюргнера. Уж лучше так, чем вечный "треугольник Карпмана"!
В 1936 году Додо иммигрировала в Англию, где художницу ожидали финансовые трудности. Англичане считали её стиль слишком «континентальным», поэтому найти место в гламурном журнале не было никакой возможности. Она зарабатывала на жизнь создавая дизайн упаковки (в том числе для шоколадной фабрики Ackerman's Chocolates, принадлежавшей немецкому эмигранту), разрабатывала модный дизайн для английских фирм, (например, для John Lewis), рисовала поздравительные открытки для Raphael Tuck & Sons.
Додо осталась в Англии и после окончания войны. Последний листок её личного календаря был оторван в 1998 году. Ей было 91 год. Додо была заново открыта в 2000-х годах доктором Ренатой Крюммер, коллекционером из Гамбурга, которая интересовалась немецким искусством 1920-х годов. Первая ретроспектива работ «Додо: жизнь в картинках» прошла в Государственном музее Берлина в 2012 году и сегодня работы этого замечательного илдлюстратора можно увидеть на выставках посвящённых эпохе 1920-х-1940-х гг.
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!