В статье раскрываются и анализируются проблемы организации воспитательной деятельности в современной школе, обозначаются связанные с ними вызовы современной российской системе образования в сфере воспитания, в том числе в контексте реализации федерального проекта «Воспитание граждан Российской Федерации».
воспитание проблемы организации воспитания воспитательный идеал базовые ценности иерархия ценностей системность образовательные модели антропосообразная модель образования уклад жизни школьного сообщества Примерная программа воспитания
Сегодня государство ставит задачу воспитания в качестве приоритета государственной политики в сфере образования. Школа наряду с другими социальными институтами определяется государством в качестве важного фактора формирования личности. Поэтому школе возвращается функция воспитания в качестве приоритета её деятельности (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»). С одной стороны, само по себе это радует. Однако, с другой стороны, существует ряд проблем, определяющих серьёзные вызовы успешной организации и осуществлению воспитания в школе.
В основе этих вызовов лежит проблема противоречия стратегических ориентиров приоритетных федеральных проектов, напрямую связанная с проблемой дефицита системности в сфере стратегии развития образования и организации разработки концептуальных и программных документов. Дефицит системности, в свою очередь, проистекает из ценностно-целевой разобщённости, мировоззренческой полипарадигмальности общества и его представителей в сферах власти, образования, науки.
Например, федеральные проекты «Цифровая трансформация образования» и «Персонализированная модель образования» находятся в противоречии с проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в составе которого предусмотрена реализация «Примерной программы воспитания», т.к. они основаны на разных ценностных парадигмах.
Но не сами по себе цифровизация и воспитание противоречат друг другу, а в силу того, каким образом ставятся цели и определяется иерархия системы ценностей разработчиками проектов. В идеале все проекты должны находиться в рамках одной парадигмы и одной модели — антропосообразной, ориентированной на национальный воспитательный идеал и систему базовых национальных ценностей. Однако на деле происходит по-другому.
Осуществляется мощная поддержка технократической модели развития образования в противовес антропосообразной и гуманистической моделям. Сталкиваются две парадигмы, спорящие о месте и роли человека. Одна из них определяет человека в качестве средства, ресурса, призванного обеспечить функционирование и развитие экономики будущего. В ней технологии занимают место цели и даже ценности. Вторая определяет человека в качестве ценности, а технологии в качестве средства, инструмента.
Остро встаёт вопрос о совместимости актив- но входящего в школьную практику дистанционного обучения, цифровизации образовательного процесса и предусмотренного ФГОС общего образования духовно- нравственного развития и воспитания личности.
Каково должно быть место «дистанта» и «цифры» в системе образования? Чем и при каких условиях они могут помочь или, наоборот, помешать процессу воспи- тания?
Фактически с усовершенствованием тех- нологий серьёзно обострилась проблема места и роли человека в современном мире.
Мы не являемся противниками развития технологий как таковых. Мы противники извращения ценностной иерархии и ие- рархии приоритетов. Инструменты и средства не должны занимать место це- ли и ценностей. Цель — гуманистичес- кий, сообразный природе и смыслу бытия человека образовательный идеал в устрем- лённости человека к нему. Ценность — сам человек как образ Божий, проявляю- щийся в потенциале своих дарований: призвания, предназначения и талантов.
Проблема дефицита системности в сфере стратегии развития образования определя- ет целый спектр других проблем.
Сталкиваются модели воспитательных идеалов. Один из них провозглашает в качестве идеала высоконравственную, творческую, компетентную личность гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации1.
======================================================
1
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концеп- ция духовно-нравственного развития и воспитания лично- сти гражданина России (Стандарты нового поколе- ния). — М.: Просвещение, 2009. — С. 14; Примерная программа воспитания. — М., 2020. — С. 4. // URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения 11.05.2021).
======================================================
КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ФРАГМЕНТА
с полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке:
Статья полностью
Перейти на сайт Сергея Коротких