Найти тему

ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: проблемы и вызовы

В статье раскрываются и анализируются проблемы организации воспитательной деятельности в современной школе, обозначаются связанные с ними вызовы современной российской системе образования в сфере воспитания, в том числе в контексте реализации федерального проекта «Воспитание граждан Российской Федерации».


 воспитание  проблемы организации воспитания  воспитательный идеал  базовые ценности  иерархия ценностей  системность  образовательные модели  антропосообразная модель образования  уклад жизни школьного сообщества  Примерная программа воспитания

Сегодня государство ставит задачу
воспитания в качестве приоритета государственной политики в сфере образования. Школа наряду с други­ми социальными институтами опреде­ляется государством в качестве важ­ного фактора формирования личности. Поэтому школе возвращается функ­ция воспитания в качестве приоритета её деятельности (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федераль­ный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»). С одной стороны, само по себе это радует. Одна­ко, с другой стороны, существует ряд проблем, определяющих серьёзные вызо­вы успешной организации и осуществле­нию воспитания в школе.

В основе этих вызовов лежит проблема противоречия стратегических ориен­тиров приоритетных федеральных проектов, напрямую связанная с проблемой дефицита системности в сфере стратегии развития образования и организации разра­ботки концептуальных и программных доку­ментов. Дефицит системности, в свою оче­редь, проистекает из ценностно-целевой ра­зобщённости, мировоззренческой полипарадигмальности общества и его представителей в сферах власти, образования, науки.

Например, федеральные проекты «Цифровая трансформация образования» и «Персонали­зированная модель образования» находятся в противоречии с проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера­ции», в составе которого предусмотрена реа­лизация «Примерной программы воспита­ния», т.к. они основаны на разных ценно­стных парадигмах.

Но не сами по себе цифровизация и воспи­тание противоречат друг другу, а в силу то­го, каким образом ставятся цели и определя­ется иерархия системы ценностей разработ­чиками проектов. В идеале все проекты должны находиться в рамках одной парадиг­мы и одной модели — антропосообразной, ориентированной на национальный воспи­тательный идеал и систему базовых на­циональных ценностей. Однако на деле происходит по-другому.

Осуществляется мощная поддержка технократической модели развития образования в противовес антропосообразной и гуманистической моделям. Сталкиваются две парадигмы, спорящие о месте и роли человека. Одна из них определяет человека в качестве средства, ресурса, призванного обеспечить функционирование и развитие экономики будущего. В ней технологии занимают место цели и даже ценности. Вторая определяет человека в качестве ценности, а технологии в качестве средства, инструмента.

Остро встаёт вопрос о совместимости актив- но входящего в школьную практику дистанционного обучения, цифровизации образовательного процесса и предусмотренного ФГОС общего образования духовно- нравственного развития и воспитания личности.

Каково должно быть место «дистанта» и «цифры» в системе образования? Чем и при каких условиях они могут помочь или, наоборот, помешать процессу воспи- тания?
Фактически с усовершенствованием тех- нологий серьёзно обострилась проблема места и роли человека в современном мире.
Мы не являемся противниками развития технологий как таковых. Мы противники извращения ценностной иерархии и ие- рархии приоритетов. Инструменты и средства не должны занимать место це- ли и ценностей. Цель — гуманистичес- кий, сообразный природе и смыслу бытия человека образовательный идеал в устрем- лённости человека к нему. Ценность — сам человек как образ Божий, проявляю- щийся в потенциале своих дарований: призвания, предназначения и талантов.
Проблема дефицита системности в сфере стратегии развития образования определя- ет целый спектр других проблем.
Сталкиваются модели воспитательных идеалов. Один из них провозглашает в качестве идеала высоконравственную, творческую, компетентную личность гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации1.
======================================================
1
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концеп- ция духовно-нравственного развития и воспитания лично- сти гражданина России (Стандарты нового поколе- ния). — М.: Просвещение, 2009. — С. 14; Примерная программа воспитания. — М., 2020. — С. 4. // URL:
http://form.instrao.ru/ (дата обращения 11.05.2021).

======================================================

КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ФРАГМЕНТА
с полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке:
Статья полностью
Перейти на сайт Сергея Коротких