Шапка не Мономаха, сабли не Минина и не Пожарского, трон не Грозного: честно…но грустно
Где: Московский Кремль
Выставка продлится до: 14 января 2024. Выходной день – четверг!
Оружейная палата была превращена в музей в 1806 году, к началу XIX столетия относится и появление первых каталогов Оружейной палаты, где печатались устные предания об экспонатах, легенды, вошедшие в моду в эпоху романтизма. Многие из легенд так прочно вошли в наше сознание, что расставаться с ними совсем не хочется.
Поклонники романтизма в XVIII – начале XIX века, одним из которых был император Николай I, стремились воссоздать рыцарские турниры. Об этом я писала в обзоре выставки “Петергоф. Сокровища российской императрицы”. Даже экспонаты выставок перекликаются, я рекомендую посетить обе, они великолепно дополняют друг друга.
На картине великой княжны Александры, дочери Николая I, карусель в Царском Селе в 1842 году – театрализованное конное представление.
По законам романтизма при входе Вас встретят рыцари: это детские доспехи, которые долгое время приписывались князю Дмитрию Донскому, но более поздние научные изыскания это опровергли.
А вот доспехи, изготовленные специально для наследника престола, будущего императора Александра II.
Со времен Петра I в России был введен похоронный ритуал, заимствованный из Европы, когда траурную процессию сопровождали два рыцаря: один – Радостный, в золотых доспехах с ярким плюмажем и поднятым мечом, едущий на лошади, другой – Печальный, в черных доспехах и с черным страусовыми перьями на шлеме, следующий пешком с опущенным мечом. Латник в золоченых доспехах символизировал нового правителя, а в черных - умершего.
Еще одна черта эпохи романтизма – пробуждение национальных чувств. Посмотрите на портрет императрицы Александры Федоровны в кокошнике. Обратите внимание на парюру - набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу и по единству художественного решения.
Всегда стараюсь поделиться с Вами тем, что меня на выставке заставляет улыбнуться. Вот подвеска со святым Георгием, он сражается с чудовищем, у которого одна голова женская (как всегда, мы во всем виноваты), а вторая – папы Римского (дело в том, что подвеска выполнена в эпоху Реформации).
Вас когда-нибудь обманывали при продажах? Не переживайте, Вы не одиноки. Вот сабля, которую продали императору Александру I как выдающийся артефакт 7 века, принадлежавший потомку пророка Мухаммеда. Увы! Османская империя, XVIII век.
Вы тоже думали, что это трон Ивана Грозного? Легенда во многом возникла в связи с популярностью памятника работы скульптора Антокольского. Говорили даже, что это трон деда Ивана Грозного – Ивана III. Опись Оружейной палаты 1884-1893 гг. это опровергает, это трон времен правления Алексея Михайловича, а это уже не Рюриковичи, а Романовы.
По преданию, Владимиру Мономаху из Византии была прислана золотая кованая цепь из аравийского золота, ее так и называли “цепью князя Владимира Мономаха”. Нет. Швеция или Голландия, работа первой трети XVII века.
Согласно легенде, этот скипетр привезла в 1472 году в Москву дочь последнего византийского правителя, Софья Палеолог. Она стала женой Ивана III. Сейчас скипетр датируют XVII веком.
Русских царей венчали на царство Шапкой Мономаха. Атрибуция этого символа российского самодержавия основывалась на сказании о дарах византийского императора Константина Мономаха, утверждалось, что еще в XII веке киевский князь Владимир Мономах по праву родства получил от византийского императора царский венец. Легенда о Шапке Мономаха возникла еще во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. До сих пор нет единого мнения о том, где она была изготовлена, Шапка датируется рубежом ХIII–XIV веков.
На выставке представлена Шапка Мономаха Второго наряда, она была выполнена в 1682 году, когда на престол взошли сразу два царя Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, будущий император Петр I.
Посох приписывали Ивану Калите, правившему в начале XIV века, жезл на витрине слева – Андрею Боголюбскому (XII век), а справа – Ивану III (XV в). В действительности все эти артефакты XVII века.
В 1830 г. из Троице-Сергиевой лавры в Оружейную палату были переданы сабли князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Это устное предание, которое озвучил лаврский старец иеромонах Виссарион. Новейшие исследования утверждают, что это миф.
Этот государственный щит участвовал в церемонии погребения императоров Николая I, Александра II и Александра III. Ходили легенды, что это щит XII века, нет - на 500 лет позднее.
Отдельного внимания заслуживает интерактивная часть экспозиции. Перед вами огромная картина А.Д.Литовченко “Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею”, в витринах по бокам представлены те самые сокровища: вот оно золотое блюдо, вот серебряные кубки и кувшины, и экран с картиной, где при нажатии на артефакт вы можете узнать о нем подробнее. Великолепный 3D эффект, браво организаторам выставки!
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Кремль #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #МосковскийКремль #ЛегендыКремля