Найти тему

Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата

Шапка не Мономаха, сабли не Минина и не Пожарского, трон не Грозного: честно…но грустно

Где: Московский Кремль

Выставка продлится до: 14 января 2024. Выходной день – четверг!

Оружейная палата была превращена в музей в 1806 году, к началу XIX столетия относится и появление первых каталогов Оружейной палаты, где печатались устные предания об экспонатах, легенды, вошедшие в моду в эпоху романтизма. Многие из легенд так прочно вошли в наше сознание, что расставаться с ними совсем не хочется.

Байдана. Москва, XVI в. Железо, ковка
Байдана. Москва, XVI в. Железо, ковка

Поклонники романтизма в XVIII – начале XIX века, одним из которых был император Николай I, стремились воссоздать рыцарские турниры. Об этом я писала в обзоре выставки “Петергоф. Сокровища российской императрицы”. Даже экспонаты выставок перекликаются, я рекомендую посетить обе, они великолепно дополняют друг друга.

Великая княжна Александра Николаевна. Карусель перед царскосельским Александровским дворцом. После 1842 г.
Великая княжна Александра Николаевна. Карусель перед царскосельским Александровским дворцом. После 1842 г.

На картине великой княжны Александры, дочери Николая I, карусель в Царском Селе в 1842 году – театрализованное конное представление.

Детский доспех. Россия середина - вторая половина XVII в. Железо, медный сплав, кожа; ковка, клепка, чеканка, резьба, литье.
Детский доспех. Россия середина - вторая половина XVII в. Железо, медный сплав, кожа; ковка, клепка, чеканка, резьба, литье.

По законам романтизма при входе Вас встретят рыцари: это детские доспехи, которые долгое время приписывались князю Дмитрию Донскому, но более поздние научные изыскания это опровергли.

Рыцарские доспехи "Древнее вооружение" для наследника царского престола Александра Николаевича. Златоустовская оружейная фабрика, 1830-1833. Мастер И.Н.Бушуев. Сталь, латунь,
Рыцарские доспехи "Древнее вооружение" для наследника царского престола Александра Николаевича. Златоустовская оружейная фабрика, 1830-1833. Мастер И.Н.Бушуев. Сталь, латунь,

А вот доспехи, изготовленные специально для наследника престола, будущего императора Александра II.

Доспех Печального рыцаря. Санкт-Петербург, конец XVIII - первая половина XIX в. Железо, латунь, кожа, краска; выколотка, чеканка, окраска
Доспех Печального рыцаря. Санкт-Петербург, конец XVIII - первая половина XIX в. Железо, латунь, кожа, краска; выколотка, чеканка, окраска
Доспех Радостного рыцаря. Латунь, железо, медь, кожа; выколотка, окраска
Доспех Радостного рыцаря. Латунь, железо, медь, кожа; выколотка, окраска

Со времен Петра I в России был введен похоронный ритуал, заимствованный из Европы, когда траурную процессию сопровождали два рыцаря: один – Радостный, в золотых доспехах с ярким плюмажем и поднятым мечом, едущий на лошади, другой – Печальный, в черных доспехах и с черным страусовыми перьями на шлеме, следующий пешком с опущенным мечом. Латник в золоченых доспехах символизировал нового правителя, а в черных - умершего.

Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Федоровны 1852-1857.
Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Федоровны 1852-1857.

Еще одна черта эпохи романтизма – пробуждение национальных чувств. Посмотрите на портрет императрицы Александры Федоровны в кокошнике. Обратите внимание на парюру - набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу и по единству художественного решения.

Подвеска со святым Георгием
Подвеска со святым Георгием

Всегда стараюсь поделиться с Вами тем, что меня на выставке заставляет улыбнуться. Вот подвеска со святым Георгием, он сражается с чудовищем, у которого одна голова женская (как всегда, мы во всем виноваты), а вторая – папы Римского (дело в том, что подвеска выполнена в эпоху Реформации).

Сабля с ножнами Османская империя, конец XVIII - начало XIX в. Булатная сталь, дерево, кожа, серебро, серебряная нить, рог
Сабля с ножнами Османская империя, конец XVIII - начало XIX в. Булатная сталь, дерево, кожа, серебро, серебряная нить, рог

Вас когда-нибудь обманывали при продажах? Не переживайте, Вы не одиноки. Вот сабля, которую продали императору Александру I как выдающийся артефакт 7 века, принадлежавший потомку пророка Мухаммеда. Увы! Османская империя, XVIII век.

Трон. Москва, Оружейная палата. 1654-1667, отдельные пластины спинки и двуглавый орел над ней - Москва, XIX в. Дерево, слоновая и моржовая кость, серебряные нити, медный сплав, железо, бархат, глазет
Трон. Москва, Оружейная палата. 1654-1667, отдельные пластины спинки и двуглавый орел над ней - Москва, XIX в. Дерево, слоновая и моржовая кость, серебряные нити, медный сплав, железо, бархат, глазет
М.М.Антокольский Иван Грозный Санкт-Петрбург, 1870-е гг. Бронза, литье
М.М.Антокольский Иван Грозный Санкт-Петрбург, 1870-е гг. Бронза, литье

Вы тоже думали, что это трон Ивана Грозного? Легенда во многом возникла в связи с популярностью памятника работы скульптора Антокольского. Говорили даже, что это трон деда Ивана Грозного – Ивана III. Опись Оружейной палаты 1884-1893 гг. это опровергает, это трон времен правления Алексея Михайловича, а это уже не Рюриковичи, а Романовы.

Цепь. Швеция или Голландия., первая треть XVII в. Золото, литье, скань, чернь
Цепь. Швеция или Голландия., первая треть XVII в. Золото, литье, скань, чернь

По преданию, Владимиру Мономаху из Византии была прислана золотая кованая цепь из аравийского золота, ее так и называли “цепью князя Владимира Мономаха”. Нет. Швеция или Голландия, работа первой трети XVII века.

Скипетр. Стамбул, 1638. Золото, серебро, алмазы, изумруды, рубины. Литье, чеканка, резьба, эмаль
Скипетр. Стамбул, 1638. Золото, серебро, алмазы, изумруды, рубины. Литье, чеканка, резьба, эмаль

Согласно легенде, этот скипетр привезла в 1472 году в Москву дочь последнего византийского правителя, Софья Палеолог. Она стала женой Ивана III. Сейчас скипетр датируют XVII веком.

Шапка Мономаха Второго наряда. Москва, мастерские Кремля, 1682.Золото, драгоценные камни, жемчуг, бархат, мех.
Шапка Мономаха Второго наряда. Москва, мастерские Кремля, 1682.Золото, драгоценные камни, жемчуг, бархат, мех.

Русских царей венчали на царство Шапкой Мономаха. Атрибуция этого символа российского самодержавия основывалась на сказании о дарах византийского императора Константина Мономаха, утверждалось, что еще в XII веке киевский князь Владимир Мономах по праву родства получил от византийского императора царский венец. Легенда о Шапке Мономаха возникла еще во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. До сих пор нет единого мнения о том, где она была изготовлена, Шапка датируется рубежом ХIII–XIV веков.

На выставке представлена Шапка Мономаха Второго наряда, она была выполнена в 1682 году, когда на престол взошли сразу два царя Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, будущий император Петр I.

Посох и два жезла XVII в.
Посох и два жезла XVII в.

Посох приписывали Ивану Калите, правившему в начале XIV века, жезл на витрине слева – Андрею Боголюбскому (XII век), а справа – Ивану III (XV в). В действительности все эти артефакты XVII века.

Сабля с ножнами. Россия, XVII в. Булатная сталь, дерево, серебро, кожа, тесьма
Сабля с ножнами. Россия, XVII в. Булатная сталь, дерево, серебро, кожа, тесьма
Сабля с ножнами и шнуром. Россия XVII в. Булатная сталь, кость, дерево, серебро, кожа, шелк.
Сабля с ножнами и шнуром. Россия XVII в. Булатная сталь, кость, дерево, серебро, кожа, шелк.

В 1830 г. из Троице-Сергиевой лавры в Оружейную палату были переданы сабли князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Это устное предание, которое озвучил лаврский старец иеромонах Виссарион. Новейшие исследования утверждают, что это миф.

Государственный щит. Москва, мастерские Кремля, последняя четверть XVII в. Золото, серебро, горный хрусталь,  нефрит, стекло, драгоценные камни, ткань, золотный и шелковый шнур
Государственный щит. Москва, мастерские Кремля, последняя четверть XVII в. Золото, серебро, горный хрусталь, нефрит, стекло, драгоценные камни, ткань, золотный и шелковый шнур

Этот государственный щит участвовал в церемонии погребения императоров Николая I, Александра II и Александра III. Ходили легенды, что это щит XII века, нет - на 500 лет позднее.

А.Д.Литовченко “Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею” источник фото: https://najti-po-photo.ru
А.Д.Литовченко “Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею” источник фото: https://najti-po-photo.ru

Отдельного внимания заслуживает интерактивная часть экспозиции. Перед вами огромная картина А.Д.Литовченко “Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею”, в витринах по бокам представлены те самые сокровища: вот оно золотое блюдо, вот серебряные кубки и кувшины, и экран с картиной, где при нажатии на артефакт вы можете узнать о нем подробнее. Великолепный 3D эффект, браво организаторам выставки!

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Кремль #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #МосковскийКремль #ЛегендыКремля