Вайнахи, предки современных чеченцев и ингушей, познакомились с христианством скорее еще веке в V-м, когда эта религия укрепилась в Иверии - восточной Грузии.
Значительное влияние христианство начало оказывать на чеченцев уже позже - веках в XI-XIII вв. Именно тогда Грузия на краткий исторический миг объединилась, окрепла. И превратилась в региональную кавказскую державу, без устали рассылавшую по всему региону своих православных миссионеров.
Однако чеченцы, как и их братья-ингуши, христианами так никогда и не стали. Причин тут несколько. Сейчас назовем главные.
Начнем с того, что вообще само христианство среди восточных вайнахов (чеченцев) не так уж сильно и успело распространиться. Гораздо меньше, чем среди западных - ингушей, что даже построили при поддержке грузинских миссионеров христианский храм Тхаба-Ерды (Святого Фомы) у себя в горах. Однако все равно и гIалгIай тоже христианами не стали.
Вообще Грузия сама как государство довольно быстро ослабла. Разбита была сперва татаро-монголами в XIII-м веке. А в следующем столетии уже сгорела под нашествием орд Тамерлана. Укреплять свою веру среди соседних народов Кавказа грузинам уже не с руки оказалось. Других забот хватало, выжить бы... Да и массово принимать веру посрамленных побежденных соседей окрестные кавказцы как-то не особо более не стремились.
Именно тогда, те вайнахи, что успели принять христианство увидели, как пала христианская Грузия, которую ни на йоту не защитила ее религия. И потому чеченцы и ингуши в основном вернулись к древним своим верованиям, что показались им гораздо более надежными и эффективными. Тот же Тхаба-Ерды стал местом сбора ингушских старейшин и коллективных молений силам природы, к примеру.
В XV-XVI Грузия на краткий мир снова обрела силы. У христианства на Кавказе появился, что называется, второй шанс. Однако очень быстро с новым усилением грузин враз покончили турки да персы.
На Северном Кавказе в эти же XIII-XVI вв под влиянием Золотой Орды, Османской империи, Персии, кабардинцев и ногайских племен начал стремительно укрепляться ислам, в который сами же грузины за малым не обратились. Тогда сложились мусульманские субэтносы грузинского народа - те же аджарцы.
В пришедшей на Кавказ мусульманской вере чеченцы увидели поразительное число соответствий своим традиционным верованиям и адатам (обычаям).
Например, исконная религия нохчий учила, что всю нашу старую-добрую вселенную некогда создал и управляет лишь по сути один верховный творец - божество-демиург Дела (от Дэ-Эла - "князь-отец"). Все остальные боги и люди - лишь его творения. То есть, этот момент стоит очень близко к исламскому монотеизму, не признающему никаких других богов, кроме Аллаха.
Сам ислам намного проще в своей теологии, нежели христианство. Растолковать горцу, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад - пророк его, намного проще, нежели по косточкам разбирать все замудренные тонкости христианской Троицы.
Исламский шариат, строгость нравов, отказ от употребления алкоголя и свиного мяса, все это также крайне соответствует вековым чеченским адатам. Ислам во многом настолько близок чеченскому духу, что сами нохчий нередко говорят о себе как о первых мусульманах в мире...
Сильное христианство вернулось на Кавказ только в XVIII-м столетии, уже с Российской империей. Но уже в XVIII-XIX вв чеченцы окончательно перешли в ислам, увидев в вере Мухаммада надежную защиту от ассимиляции в наступавшей на них огромной православной державе.
Большое влияние в полном торжестве ислама среди чеченцев сыграли и соседние народы Дагестана - те же кумыки, аварцы уже при имаме Шамиле.
Впрочем, нохчийн мотт, чеченский язык, и поныне носит некоторые древние следы православного грузинского влияния. Например, пятница тут именуются слово "пIараска" - от имени христианской святой Параскевы-Пятницы. Суббота обозначается словом "шот" - от пришедшего через христианство "шаббата". А "крест" называется "жа1ар" - от грузинского "джвари".
Сегодня из близких чеченцам народов христианство исповедуют лишь малочисленные бацбийцы (бацой), компактно живущие в восточной Грузии. А также еще один крайне маленький народ нахско-дагестанской семьи - удины из Азербайджана.
В общем, если говорить просто, чеченцы нашли христианство слишком мягкой религией побежденных грузинских соседей. И склонились на сторону гораздо более соответствующей их духу строгой исламской вере. К тому же, ставшей для них надежнейшей гарантией сохранения собственной уникальной идентичности в огромной православной России.