Послам Испании, Франции, министру культуры России…
От художника-любителя
Султанова Исхака Ибрагимовича
1938 г. рождения
проживающего в п. Краснокаменск
Курагинского района
Красноярского края
дом 9, кв. 16
ЗАЯВЛЕНИЕ
У меня есть мировая сенсация — новое, бесспорно-верное толкование содержания картины П. Пикассо «Девочка на шаре», которое делает намного значительнее эту картину в глазах прогрессивной общественности.
Прошу помочь организовать презентацию моего открытия в Москве, где должны быть известные художники, искусствоведы, послы Испании и Франции, министр культуры России и журналисты.
Приведу сначала для сравнения старую трактовку изложенную в «Альбоме шедевров Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (выпущенного в 1986 году), академиком, искусствоведом, директором этого музея, Антоновой И.А.: «В «розовый» период Пикассо работает над двумя большими картинами из жизни бродячих комедиантов и пишет большое число самостоятельных композиций так или иначе связанных с этими полотнами. Картина музея «Девочка на шаре» принадлежит к этой серии. В сопоставлении двух фигур — хрупкой, угловатой балансирующей на шаре девочки и массивного, сидящего на кубическом основании атлета — раскрывается ведущая тема творчества раннего Пикассо: лирическая тема дружбы, взаимной поддержки, необходимости друг в друге даже тогда, когда один из двух беспомощен и слаб, а другой — исполнен сил. Тяжелый труд соединяет этих людей, друг без друга они не существуют».
Как видите, тут обычная, привычная трактовка искусствоведов по принципу, что вижу — про то и говорю. Однако такой взгляд к этой картине не подходит, так как тут все условно — сплошные символы-образы. Хочу сразу обратить внимание всех к ландшафту картины: на земле не видно ни деревца, ни кустарника, ни травы. Не видно и птиц, одни валы — волнами, цвета камней — означающих столетий.
Если брать первый план, как первый вал, то это 1900 год. Второй вал — это 2000 год, где показана стоящая там мать с двумя детьми и бродячей собакой, которым, как видим, скучно в таком пейзаже. Это наглядный образец будущих семей в общении с такой природой.
Дальше, на гребне третьего вала, означающего 2100 год, пасется белая (серая) лошадь — как символ смерти для всего живого на Земле. В чем уже по нынешнему плохому состоянию экологии везде, сомневаться не приходится. Будь это по-другому, она бы паслась в лощине, в надежде найти там хоть какую-то зелень.
Теперь перейду к объяснению изображенного на первом плане: шар — это образ добра, а куб — зла. Атлет, сидящий на кубе — это образ грубого, а значит и глупого человечества. А девочка, балансирующая на шаре — это образ нынешней Земли. Ей трудно держаться на маленьком добре. Она беспомощна и беззащитна, как девочка перед атлетом, перед злом, творимым людьми везде, — бездумно относясь к природе и её ресурсам.
В общем, учитывая, что в начале 1900 годов экология была еще везде нормальная и понимая, что Ему не поверят в это время, Он свое пророческое предвидение молодого художника, о надвигающейся в недалеком будущем на Землю экологической катастрофе, я думаю, решил зашифровать.
Так что, эта картина никакого отношения не имеет к сериям полотен из жизни бродячих комедиантов — они могли только дать толчок мысли к созданию такой композиции. А для зрителей новое содержание картины коротко изложу одним куплетом, который должен быть прикреплен внизу к раме картины:
Шар и куб -
Добро и зло,
Человечество груб —
Земле не повезло.
Подытоживая свое открытие, хочу сказать, что если прежняя бытовая — обыденная трактовка значения картины очень принижала, то новая трактовка поднимает ее значение до небывалых высот в глазах прогрессивной общественности. А по масштабности обобщения типажей и форм через символы-образы не имеет себе равных, и по глобальности представленной темы это картина, по-моему, занимает первое место среди всех картин мира.
И потом, по-моему, эта картина несет двойную мировую сенсацию для всех; во-первых, художника впервые представляет как пророка, а во-вторых, сама представленная там тема еще в начале XX века — это тоже мировая сенсация. Представляю, каково было художнику при жизни замалчивать истинное содержание этой картины в ущерб значимости.
Теперь Его мнение об этой картине надо искать Пикассоведам в его отдельном завещании, обнаружение которого будет уже третьей мировой сенсацией, согласитесь, уважаемые зрители и читатели.
А как это я открыл и когда расскажу потом, после презентации своего открытия в Москве. Хорошо бы, конечно, это провести нынче, в честь 100 летнего юбилея этой картины.
Султанов И. 7 ноября 2006 г.
К заявлению прилагаю свою трактовку.
16 октября 2012 г.
Новая трактовка содержания картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.)
Приведу сначала для сравнения старую трактовку изложенную в «Альбоме шедевров Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (выпущенного в 1986 году), академиком, искусствоведом, директором этого музея, Антоновой И.А.: «В «розовый» период Пикассо работает над двумя большими картинами из жизни бродячих комедиантов и пишет большое число самостоятельных композиций так или иначе связанных с этими полотнами. Картина музея «Девочка на шаре» принадлежит к этой серии. В сопоставлении двух фигур — хрупкой, угловатой балансирующей на шаре девочки и массивного, сидящего на кубическом основании атлета — раскрывается ведущая тема творчества раннего Пикассо: лирическая тема дружбы, взаимной поддержки, необходимости друг в друге даже тогда, когда один из двух беспомощен и слаб, а другой — исполнен сил. Тяжелый труд соединяет этих людей, друг без друга они не существуют».
Как видите, тут обычная, привычная трактовка искусствоведов по принципу, что вижу — про то и говорю. Однако такой взгляд к этой картине не подходит, так как тут все условно — сплошные символы-образы. Хочу сразу обратить внимание всех к ландшафту картины: на земле не видно ни деревца, ни кустарника, ни травы. Не видно и птиц, одни валы — волнами, цвета камней — означающих столетий.
Если брать первый план, как первый вал, то это 1900 год. Второй вал — это 2000 год, где показана стоящая там мать с двумя детьми и бродячей собакой, которым, как видим, скучно в таком пейзаже. Это наглядный образец будущих семей в общении с такой природой.
Дальше, на гребне третьего вала, означающего 2100 год, пасется белая (серая) лошадь — как символ смерти для всего живого на Земле. В чем уже по нынешнему плохому состоянию экологии везде, сомневаться не приходится. Будь это по-другому, она бы паслась в лощине, в надежде найти там хоть какую-то зелень.
Теперь перейду к объяснению изображенного на первом плане: шар — это образ добра, а куб — зла. Атлет, сидящий на кубе — это образ грубого, а значит и глупого человечества. А девочка, балансирующая на шаре — это образ нынешней Земли. Ей трудно держаться на маленьком добре. Она беспомощна и беззащитна, как девочка перед атлетом, перед злом, творимым людьми везде, — бездумно относясь к природе и её ресурсам.
В общем, учитывая, что в начале 1900 годов экология была еще везде нормальная и понимая, что Ему не поверят в это время, Он свое пророческое предвидение молодого художника, о надвигающейся в недалеком будущем на Землю экологической катастрофе, я думаю, решил зашифровать.
Так что, эта картина никакого отношения не имеет к сериям полотен из жизни бродячих комедиантов — они могли только дать толчок мысли к созданию такой композиции. А для зрителей новое содержание картины коротко изложу одним куплетом, который должен быть прикреплен внизу к раме картины:
Шар и куб -
Добро и зло,
Человечество груб —
Земле не повезло.
Подытоживая свое открытие, хочу сказать, что если прежняя бытовая — обыденная трактовка значения картины очень принижала, то новая трактовка поднимает ее значение до небывалых высот в глазах прогрессивной общественности. А по масштабности обобщения типажей и форм через символы-образы не имеет себе равных, и по глобальности представленной темы это картина, по-моему, занимает первое место среди всех картин мира.
И потом, по-моему, эта картина несет двойную мировую сенсацию для всех; во-первых, художника впервые представляет как пророка, а во-вторых, сама представленная там тема еще в начале XX века — это тоже мировая сенсация. Представляю, каково было художнику при жизни замалчивать истинное содержание этой картины в ущерб значимости.
Теперь Его мнение об этой картине надо искать Пикассоведам в его отдельном завещании, обнаружение которого будет уже третьей мировой сенсацией, согласитесь, уважаемые зрители и читатели.
А как это я открыл и когда расскажу потом, после презентации своего открытия в Москве. Хорошо бы, конечно, это провести нынче, в честь 100 летнего юбилея этой картины.
Султанов И.
7 ноября 2006 г.
"Красноярская газета" N 71.
В истории искусств не должно быть белых пятен
Одним из таких белых пятен, до сих пор не разгаданной, чего я понял, прочитав более 30-ти высказываний, приведенных в Интернете в AdMe.ru, является картина художника К.С. Малевича «Черный квадрат», написанной в стиле супрематизма в 1913 году, живописцем, являвшимся одним из лидеров русского авангардизма в 1910-30-х годах и основоположником одного из видов абстрактного искусства — супрематизма (от лат. supremus — наивысший): сочетания окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).
Почему же автор не объяснил смысл этой картины? Приходится только гадать, — наверное, не верил, что смысл в то время поймут с таким простым подходом в изображении и решил оставить как тайну потомкам на разгадывание.
А смысл, по-моему, такой — это символ творчества любого.
Например, в искусстве: в поэзии — езда в незнаемое; в музыке — езда в неслыханное; в изобразительном — езда в невиданное; … то есть — езда в темноту — черноту в творческом поиске.
Помогла мне разгадать эту тайну, еще в 2001 году, одна строфа поэта В.В. Маяковского:
— Поэзия/- вся!
— Езда в незнаемое.»
(из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», 1926 г.)
Я это открытие хотел огласить после презентации в Москве своего первого открытия в 1998 году, нового содержания картины П. Пикассо «Девочка на шаре», написанной художником в 1905–1906 годах.
Эту трактовку опубликовала «Красноярская газета» в № 71 за 2006 год.
А 15 апреля 2014 года, будучи в Красноярске, при встрече в Доме художников с председателем Общественной палаты творческих союзов и организаций С.Е. Ануфриевым, прося уже который раз о помощи в презентации, я его предупредил, что потом скажу что обозначает картина «Черный квадрат».
Но, к сожалению, огласка на уровне Москвы затянулась на десятилетия из-за пренебрежительного отношения к моей просьбе искусствоведов и художников разных степеней, министров культуры и сотрудников музея, где эта картина экспонируется, к которым я обращаюсь с заявлением о помощи в огласке, посылая текст новой трактовки письменно и через Интернет безуспешно с 2000 года.
И поэтому решил больше не откладывать с оглаской второго открытия. Так что, уважаемые зрители, не надо больше снисходительно относиться к этой картине, говоря, мол, так и ребенок может нарисовать (не раз примерно так говорил, в бытность свою, по телевизору известный в мире художник Илья Глазунов), тут дело не в исполнении, а в заложенном там тайном смысле через цвет.
Как поняли отсюда, два моих больших открытия в содержании этих известных в мире картин нуждаются в срочном рассмотрении на уровне региональном, а потом и федеральном, министрами культуры, приглашая компетентных лиц.
Тем более, картину «Девочка на шаре» теперь уже не как бытового жанра, а как пророчествующую о наступлении в будущем катастрофически плохой экологии на Земле, чего ныне уже все и видим (которой можно в дальнейшем избежать, оздоровляя везде среду, только сознанием определяя Бытие, живя везде по сути народом — по его критерию, срочно его установив и узаконив конституциями всех стран. Чего, к сожалению, не знал Пикассо и не знает пока никто, кроме меня. — И.С.), то есть как уникально зашифрованного содержания (как и «Черный квадрат»), через символические образы и этим особо ценного, надо срочно обезопасить броневым ограждением в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а значит и убрав два белых пятна неизвестности из истории искусств. Так что могу кричать — Эврика! Есть открытие тайн двух картин!
29 августа 2017 г.
"Красноярская газета" N 56.
Обращение к президенту к 75 летию Победы
Здравствуйте, Уважаемый, Владимир Владимирович!
Поддержите, пожалуйста, мое предложение для Москвы своего монумента «Победа», (вырезанного из дерева), в честь ее 75-летия; уж Америка, Англия, Германия… пытающиеся игнорировать нынче эту Великую Победу, точно у себя такой монумент установить не могут. Профессионалы — скульпторы согласятся: тут есть образ (солнце — герб СССР и 15 лучей вверх и вниз от герба — республики. Наверху орден Победы, на фоне георгиевской ленты цифры и буквы — 9 мая 1945 г.), монументальность, документальность и завершенность в композиции. Монумент двухсторонний — виды на Запад и на Восток, на круглом гранитном постаменте с тремя ступенями вокруг. Высота монумента и материал будут решаться на месте. Отправляю вид его и отзыв о нем в газете "Красноярский рабочий" за 6 декабря 2000 г. (в заметке «Искусство становится жизнью») с выставки, где среди тысячи работ отметили одну мою, хотя монумент стоял без экспозиции, просто на полу, как товар в магазине и обывательскую отписку Департамента культурного наследия города Москвы на мое предложение (как будто я предлагал установить киоск или качели), где, как говорил В.И. Ленин: «По форме все правильно, а по сути издевательство». Где же тут государственники, гражданская позиция наконец? Надо же понимать, что тут исключительный случай, так как это предложение имеет федеральное значение (как от бывшего СССР), а не только уровень Москвы. Время еще есть, если Вы подключитесь и этим исключив бюрократические препоны, то можно успеть его воздвигнуть к этой дате.
Исхак Ибрагимович Султанов, художник-любитель, пенсионер.
22 августа 2019 г.
"Красноярская газета" N 49.
Художественные работы
Ангара - энергия
Первый спутник
Адам и Ева
Посёлок Вершина Теи в сумерках
Золотая осень
В бане
Земля
Весна
Поэт
Адам и Ева
Тарас Бульба встречает сыновей
Геологи на привале
Доброе утро
Енисей и Ангара
Немножко поэзии
Поэма о красоте РОССИИ
Церкви в России –
Богатыри в шлеме
Против врагов и ереси,
И прочей шельмы.
Церквей купола,
Берез округлость,
Звонят колокола
На всю окружность.
В старину купола –
Пирамиды крыш
Взору смягчали,
Радуя глаз и душ.
В гармонии города,
Деревни и сёла,
В обнимку с природой
Красовались весело.
Нынче же архитектура —
Кубы в ширь и в высь,
Глобализация-дура
Шпилями ощетинилась.
Готики шпили,
С хвойными в дружбе,
Как пихты, ели
Дырявят небо.
Березы и купола –
Спокойствие России,
В напряжении Европа –
От шпилей агрессии.
Спокойствие - сила
Русской души,
Среда помогала
Его обрести.
Люблю купола
Храмов и дворцов,
Мудрости хвала
Древних творцов!
Ансамблей скука,
Комплексов, панорам,
Зодчего рука
Разряди куполами.
Каждому городу -
Индивидуальный вид,
По ландшафту, климату
Свой колорит.
И зазвучат на века
Звоном колоколов,
Застывшая музыка -
Архитектуры новь!
Так живет Народ –
Красоту творя
И существует сброд –
В безвкусице утопая.
2007 г.
Я — поэт
Слова — цветы,
Сорву букет
И я поэт
На Белом Свете!
1986 г.
Ода женщинам
Богини ходят по Земле,
Богини живут на Земле –
Это наши женщины,
Слышите вы, мужчины?
Они творцы жизни,
А мы только помощники,
Наше дело их любить –
Защищать от забот и бед.
Так боготворяя женщин мы
Сами станем богами
И как божьи дети
Будем у Него в авторитете.
2006 г.
Мой крик
Мой крик о том,
Как в тюрьмах России
Пытают потом
Бедолаг-россиян.
Припев:
В буме игр и шоу
Россия не слышит –
Ещё до суда равнодушно,
Своих детей душит.
Мой крик о том,
Как слезает семь шкур
Разъеденных потом,
При власти шкурников.
Мой крик о том,
Как затолкали нелюди
В камеры — ад там
Людей, как в бочку сельдей.
Мой крик о том,
Как грязью, вшами и чесоткой
Борются с преступностью
И сверху и снизу — чётко.
Мой крик о том,
Как о помощи молит их голос —
Голос вопиющего в пустыне
В мире гласном.
Мой крик о том,
Как в конце XX века
Без воздуха, духотою
Мучают человека.
1996 г.
Давай выпьем за шар земной!
Эх, давай выпьем — за шар земной,
Ведь он у нас очень больной,
Ему осталось жить лет –
Пока есть газ и нефть.
Припев:
Альтернативу скорей!
Взамен нефти и газа!
И не будет тогда карой
Апокалипсиса угроза.
И скажем ей: прости - прощай!
За наше бездумное — Бури! Качай!
И, что строим свое счастье —
За счет её несчастий.
На заповедь «Не вреди!» плюёт любой,
Зная, что Земля — организм живой:
Нефть её кровь, а газ — дыханье,
Её жизнь и благоуханье!
А пока миллиардных лет покой
Съедает столетний грабёж-разбой,
Этот денежный «беличий круг»
Не остановить вдруг.
Эх, давай выпьем — за шар земной,
Ведь он у нас совсем больной!
Пока он ещё бывает зелёный
И пока зовется Землей!
1995 г.
Люблю я
Люблю я жизнь -
Значит женщин,
Люблю я цветы -
Значит детей.
Люблю я труд -
Значит творить,
Люблю я спорт -
Значит не спирт.
Люблю я порядок -
Значит народ.
И ненавижу войны
Сброда вины.
1990 г.
Мои стихи
Мои стихи не ах и ох,
А о том - что хорошо, что плохо,
Что красиво, что нет,
И на все вопросы жизн ответ;
Образумляя население - сброд,
Через критерий понятия "Народ".
2020 г.
"Красноярская газета" N 52-2021г.
ЗИМНИЕ СТИХИ
Радуюсь
Бело вокруг, свежо кругом,
Березовая роща в пороше снежном.
У берега хрустальный ледок,
Бурлит у кромки темный поток;
Шр-р-р, блюм, блюм,
Поёт шумом знакомым,
Грозным и неспокойным —
Встревожив осени тишь,
Шумит Иркутка малыш.
1962 г.
Осенняя зима
Что торжествуешь, небо,
Раскинувшись над черной деревней —
Одетого в дерево?
Радуешься красками захода?
Своим горячим заревом?
Смеёшься над халатом холода?
Да, на земле все с тобой спорит мрачно;
Лес уже давно зимний прочно
И сопка на горизонте синеет ночно,
И травка со снегом в цвете скучной —
Осенняя зима — увядания дума, —
На небе радость, на земле старость
Замечаю я, проезжая поездом мимо.
1962 г.
Хорошо
Молодец снегопад
Завалил щедро опять
В светлый праздничный халат
Все одел под новый год;
Все, что глазу приелось —
Под снежинками забылось.
Хорошо кругом,
Кран машет крылом,
Дома великаны
В хрустальном сверкании.
(г. Омск, 1965 г.)
Ель и берёза
Стройная берёза
Запрокинув крон,
Сизая от мороза
Хохочет в синеве звон.
Щекочет её ель —
За белый стан,
Берёза заливается:
Пе-рес-тань!
(п. Тея, 1967 г.)
Зима
Пришла зима —
Прощай осень,
Теперь поём мы
Зимних песен.
Припев:
Кричат детишки —
Первым снежком!
И полетел до девочки
Первый снежный ком.
Свежо очень,
Бело кругом.
Стволы сосен
В пудре снежном.
Припев:
Сверкают снежинки
В кружевах инея —
Морозная музыка
Во мне буйная.
(п. Тея, 1968 г.)
Жеребёнок
Гуляет по Тее жеребёнок —
Двухгодовалый монголок,
По дорогам снежным и людным,
Удивленным, игривым и чудным.
Люди спешат с авоськами —
С работы, на работу — взрослыми.
Жеребёнок — любопытный ребёнок,
Смеётся над людьми, бесёнок.
Смеётся удивленно — Кто вы?
Машет хвостом — Будьте здоровы!
И убегает от скучных легконогий,
Побродить по поселку горной.
1972 г.
5
Любуюсь
Дремлет лес —
Зимний, снежный,
Снежинками весь
Облеплен нежно.
В морозном мираже
Плывут сопки,
В кружевах ажуре
Тонут ветки.
Хвойные в роли часовых,
Охраняющих сон
Друзей лиственных,
Как важных персон.
1993 г.
Снега белые
Опять снега в изобилии
Завалили землю вволю,
Злые люди в озлоблении
Загнали сына в неволю.
Хожу я дорогой белой,
Усталый и недовольный,
От слуг душою черной —
Власть есть — ума не надо.
Искрится снега свежесть
Сахарною белизною,
Смеётся моя усталость
Грустью и болезнями.
Пройдут снега белые
Придёт на смену зелень.
Уйдут в синеву были
Ожидания лучших перемен.
А пока Сибирь спит
Под белым одеялом,
А Володя не может уснуть,
Побитый в тюрьме ОМОНом.
1995 г.
Ода белому цвету
Белые берёзы
На белом снегу,
Легко глазам
Замечаю на мигу.
Вьётся рядом
Белая река,
На кронах радуя
Белые облака.
Под белым солнцем
Белая Земля,
Улыбается всем
Белым днём зима.
1997 г. "Красноярская газета" N 1-2023г.
3 самых простых, а значит эффективных, физиотерапевтических способов помощи себе, не дырявя карман и здоровье лекарствами
1. Мой метод — массажные удары, как профилактика от рака, простаты, гастрита, колита….
Делается так: по утрам натощак делать массажные удары средними фалангами согнутых пальцев обеих рук, начиная от лобка и выше по животу, печени, желудку, селезенке, груди и по ключицам у ямки горла, сзади по ягодицам, для прямой кишки и по почкам 5-10 мин. минимум, если позволяет время.
Силу ударов по ходу сами почувствуете и определите. Массаж делать дольше и раза три за день там, где болезнь и еще перед обедом и ужином. От ударов по животу почувствуете, что там теплеет и какие-то боли уходят.
2. Парадоксальное дыхание — метод массажистки Стрельниковой из Москвы, по народному — дыхание наоборот, как профилактику от инфаркта, астмы, инсульта, бессонницы, стрессов, раздражения, головных болей….
Делается так: стоя у открытой форточки с пустым желудком, наклоняться вперед, стараясь коснуться пальцами пола, в наклоне энергично вдох через нос, выпрямившись — произвольно выдох через рот. Если в желудке будет еда в это время, то диафрагме будет больно.
Начать можно 25 раз утром, 30 раз перед обедом, 35 раз перед ужином, так постепенно увеличивая, пока не исчезнут боли в области сердца, головы, мозжение в левой руке.
Астматики дышат до 2000 раз в день, к концу второй недели, когда уже вылечиваются.
Впрок дышать нельзя, иначе избыток кислорода, в организме будет мешать пищеварению. Принцип помощи здесь такой: оказывается при любых физических нагрузках 15 % низы легких сачкуют, не заполняясь воздухом, только начинаете так дышать, то сразу же эти 15 % включаются в дело и избытком кислорода расширяются все сосуды и капилляры, и этим убираются инфарктные состояния и т.д.
3. Метод Порфирия Иванова: обжираешься — голодуй, утепляешься — холодуй, держи гармонию и тогда ни какая хворь не возьмет.
Делается так: 5 дней едят и 2 дня голодуют в неделю, и в это время ни грамма воды не пьют, и стоя босиком на земле, обливаются утром и вечером ведром холодной воды с головы до ног. Так через темя делается встряска всей нервной системе и уравнивание статистического электричества тела с земляным. Принцип помощи от голодовки такой: когда не ешь и не пьешь, то организм обезвоживается, и тогда кишечник начинает высасывать межклеточную жидкость вместе со шлаками — разными токсичными веществами и отложение солей из суставов, и выкидывает через кишки и мочу.
Итак, избавившись от вредных веществ, организм справляется с любой болезнью, даже зрение восстанавливает. Для начала можно поголодать один раз в месяц — в полнолуние, а потом 2 раза — в полнолуние и в ущерб луны, а закалка, хотя бы в начале обливаться обязательно холодной водой по утрам в ванной, после ванны, душа, бани.