Заявление бывшего президента является реакцией на реальные и воображаемые попытки подорвать политическое влияние его семьи
Бывший президент Филиппин Родриго Дутерте заявил, что вернётся из отставки, если Конгресс объявит импичмент его дочери — вице-президенту Саре Дутерте.
«Знайте, что если вы это сделаете, я вернусь в политику, я буду вынужден. Я баллотируюсь в сенаторы либо в вице-президенты, даже если я уже стар. Я ничего не теряю. Я на пенсии. Если импичмент произойдёт, и я всё ещё буду жив и у меня ещё не будет слабоумия, я буду баллотироваться», — сказал Дутерте на телешоу 20 ноября.
Бывший президент так реагирует на сообщения о том, что некоторые законодатели планируют подать жалобу на импичмент дочери Дутерте в связи с использованием конфиденциальных средств.
После окончания своего президентского срока в июне 2022 года Дутерте объявил о своём уходе из политики, но трое его детей продолжают занимать выборные должности. Согласно Конституции 1987 года, ему запрещено баллотироваться на второй президентский срок, но он может баллотироваться на другие должности.
Тем временем вице-президента Сару Дутерте обвиняют в ненадлежащем расходовании её конфиденциальных средств всего за 11 дней в декабре 2022 года. Конфиденциальные средства не подлежат обычным процедурам аудита, поскольку предполагается, что они связаны с деликатными вопросами национальной безопасности.
Во время обсуждения бюджета на этот год оппозиционные законодатели поставили под сомнение использование конфиденциальных средств гражданскими учреждениями. Сара Дутерте первоначально отвергла критику и обвинила оппонентов в том, что они враги государства. После того, как Конгресс перераспределил конфиденциальные фонды, Дутерте смягчилась и отозвала запрос на финансирование, поскольку она признала, что этот вопрос вызвал разногласия.
Однако её отец пришёл в ярость и в прямом эфире обвинил Конгресс в том, что он является «самым прогнившим учреждением». Он также обвинил спикера Палаты представителей, двоюродного брата президента Фердинанда Маркоса-младшего, в намерении баллотироваться на пост президента в 2028 году. Дутерте-старший также угрожал оппозиционному законодателю, который в ответ подал первую уголовную жалобу на бывшего президента.
Руководство Палаты представителей поспешило опровергнуть факт распространения жалобы на импичмент. Тем не менее вице-президент Сара Дутерте косвенно подтвердила серьёзность проблемы, когда рассказала СМИ о своём разговоре с президентом перед официальным визитом последнего в Соединённые Штаты.
«Я считаю, что президент Маркос-младший по-прежнему мне доверяет. Почему? Потому что перед тем, как он поехал, я спросил его об импичменте, и он сказал мне правду, что он знает об этом импичменте», — сказала Дутерте.
Отвечая на вопрос СМИ, Маркос-младший сказал, что Дутерте не заслуживает импичмента и что его офис уделяет внимание этому вопросу.
Слухи о разобщённости подорвали правительство «единства» Маркоса. В начале ноября военные чиновники подтвердили, что были «разговоры» о дестабилизации в отношении правительства. Неделю спустя бывший президент Глория Арройо, близкая союзница Дутертеса, потеряла свой пост вице-спикера Палаты представителей после того, как ей не удалось подписать резолюцию, выражающую поддержку руководству Палаты представителей.
Заявление Дутерте о прекращении своей отставки отражает его негодование по поводу реальных или воображаемых попыток подорвать политическое влияние его семьи. Трудно сказать, серьёзно ли он относится к тому, чтобы баллотироваться на выборах 2025 и 2028 годов, поскольку он известен тем, что быстро принимает свои политические решения.
Если угроза импичмента уже была опровергнута, то теперь Сара Дутерте столкнулась с более серьёзной проблемой: Палата представителей провела слушания о возможном визите следователей Международного уголовного суда (МУС) в страну в связи с незавершённым расследованием роли бывшего президента в кровавой «войне с наркотиками».
Сара Дутерте выступила с заявлением, в котором напомнила законодателям, что поддержка расследования МУС является оскорблением независимости страны и целостности местного судебного процесса. Чего Сара Дутерте не упомянула, так это того, что её заявление сделано не только в защиту её отца, но и в защиту неё самой, поскольку её имя было включено в документы, представленные в качестве доказательств в МУС.
То, что законодатели обсуждают возможность сотрудничества с МУС, можно рассматривать как ещё один показатель растущего раскола между лагерями сторонников Маркоса и Дутерте. Нет сомнений, что резолюция Конгресса, одобряющая расследование МУС, вызовет ещё большую враждебность со стороны предположительно ушедшего в отставку патриарха политической династии Дутерте.