Для четкого понимания любой ситуации, нужно знать ее предысторию, и рассказ о санитарном транспорте "Армения", отнюдь не исключение. А потому, прошу прощения за занудство, но дам сухой, информационный материал, и лишь потом начну делать выводы. Биография этого транспорта, без преувеличения была боевой.
16 августа «Армения» еще в Одессе. Почему? А, потому, что....(смотрим фото)
18 августа "Армения" прибыла в Казачью бухту, где и начались разборки с теми, кто "эвакуировался".
25 августа в 12.28 «Армения», имея на борту 920 бойцов морской пехоты, боезапас, стрелковое оружие, вместе с транспортом «Крым» в охранении ЭМ «Бодрый» и ТЩ №11 вышла из Севастополя в Одессу, куда прибыла вместе транспортом «Крым» 26 августа в 5.50 утра. В Одессу отправлялись отряды моряков-добровольцев из Севастополя.
29 августа в 23.40 «Армения» вышла из Новороссийска в Феодосию, имея на борту 2000 бойцов пополнения для частей морской пехоты ЧФ. Пока транспорт использовался исключительно для решения задач ЧФ.
30 августа ЭМ «Беспощадный» вышел для встречи «Армении» в район Алушты. В 23.10 «Армения» и «Молдавия» в охранении ЭМ «Беспощадный», тральщика №13 и двух СКА прибыли в Севастополь.
31 августа «Армения» в охранении ЭМ «Беспощадный» трех СКА и четырех ТКА вышел с войсками в Одессу.
1 сентября «Армения», имея на борту 650 бойцов морской пехоты (так же отряды моряков-добровольцев), боезапас и вооружение в 7.10 прибыла в Одессу.
2 сентября в 21.30 из Одессы в Туапсе вышел транспорт «Армения», имея на борту 1500 раненых (морская пехота ЧФ). Охранение ЭМ «Сообразительный», СКА, тральщик. По маршруту следования транспорт получил радиограмму о необходимости забрать имущество ЧФ и больных моряков из медучреждений Феодосии.
4 сентября в 3.22, приняв 115 человек и грузы, транспорт вышел из Феодосии в Туапсе, охранении ЭМ и двух СКА.
5 сентября транспорта «Украина» и «Армения», имея на борту по 2000 красноармейцев в охранении двух СКА, тральщика и эсминца «Сообразительный» вышли из Новороссийска в Одессу. На траверсе Феодосии к конвою присоединился транспорт «Грузия». Охранение было усилено 4 катерами СКА, прибывшими с «Грузией».
7 сентября в 13.20 конвой зашел в Севастополь. Вечером конвой вышел в Одессу, куда прибыл 8 сентября в 5.00
Вечером 8 сентября, все три транспорта поодиночке убыли из Одессы. «Армения» имела на борту 500 раненых и 1100 пассажиров, «Грузия» имела на борту 1600 пассажиров. Суда следовали в Туапсе, с заходом в Феодосию.
10 сентября конвой, состоящий из «Армении» и «Грузии» в 12 часов вышел из Феодосии. В охранении тральщик №15 и три СКА.
Потом транспорт принял участие в легендарном Григорьевском десанте (пожалуй, одна из самых удачных десантных операций ЧФ)
17 сентября конвой в составе КР «Червона Украина», ЭМ «Беспощадный», двух тральщиков и 4 СКА, имея на борту 4372 человека, 26 орудий и 45 грузовиков 157-й сд, вышел из Новороссийска в Одессу. На переходе крейсер сменили два эсминца «Бодрый» и «Способный»
19 сентября в 3.20 конвой прибыл в Одессу. В 21.15 «Армения», имея на борту 1228 раненых и пассажиров, вышла из Одессы в сопровождении ЭМ «Способный» и 3 СКА. 21 сентября транспорта прибыли в Новороссийск.
24 сентября, имея на борту 1273 человека маршевого пополнения «Армения» вышла из Новороссийска в Одессу. 26 сентября в 3.30 «Армения» прибыла в Одессу в охранении тральщика и двух СКА.
28 сентября «Армения в охранении ТЩ-23 и двух СКА вернулась в Новороссийск. Но в тот же день, имея на борту 1023 раненых, убыл из Новороссийска в Туапсе.
2 октября «Армения» и «Котовский» доставили в Феодосию 1237 человек пополнения 51-й армии, после чего эти два транспорта 3 октября в 10.20 прибыли в Севастополь. Наблюдается тот факт, что "Армению" начали привлекать не только к морским, но и к армейским перевозкам. Ситуация связана с деятельностью Г.И.Левченко, в качестве представителя Ставки в Крыму.
4 октября с 5.30 до 7 часов утра шесть транспортов, парами вышли в Одессу для вывоза 157-й стрелковой дивизии (после десанта). «Армения» ушла в первой паре, вместе с «Украиной» в 5.30 утра. Переход осуществлялся без охранения (!)
8 октября «Армения» прибыла в Севастополь, выгрузилась, и в тот же день с частью эвакуированных войск перешла в Ак-Мечеть для дальнейшей выгрузки. Пока транспорту везло.
9 октября на подходе к Одессе «Армения» в 13.20 "Армения" была атакована авиацией, но повреждений не получила. В 20.30 транспорт в охранении двух СКА вышел из Одессы с эвакуированными войсками и имуществом.
10 октября «Армения» в сопровождении двух СКА прибыла в Севастополь.
13 октября «Армения» и «Абхазия» в сопровождении 7 ТКА вышли из Севастополя в Одессу. На переходе к ним присоединился транспорт «Грузия» и ЭМ «Шаумян»
14 октября в 5.10 конвой прибыл в Одессу.
16 октября вся группа транспортов, предназначенных для эвакуации Одессы (включая «Армению») вышла из Одессы. 17 октября транспорт, имея на борту 2145 бойцов и командиров Приморской армии прибыл в Севастополь
20 октября в 1.00 «Армения» прибыла из Севастополя в Ялту для приема эвакуируемых раненых. После чего в 21.00 «Армения» в сопровождении двух СКА вышла в Туапсе.
4 ноября транспорта «Армения» и «Абхазия» в сопровождении ЭМ «Способный» и тральщика «Груз» вышли в Севастополь.
Так начался ее последний рейс.
Что можно сказать? Большую часть рейсов "Армения" выполняла, имея более или менее приличное охранение. Началось ослабление конвоев именно с эвакуации Одессы.
Еще одно наблюдение: Никогда, ни при каких обстоятельствах (даже в бардаке эвакуации из Одессы) ни один из транспортов типа "Крым" (к ним относилась "Армения") не перевозил более 2,3 тыс. человек. Почему? Об этом мы поговорим позже.