Как мы докатились до такой жизни
В 2020 году в августе мы поехали на Дальний восток на заработки на мотоцикле. Но т.к. мотоцикл дорожный, ехать по грейдеру на нём не очень комфортно. В итоге проехали всю Россию до Владивостока и обратно по асфальту, наметили места, куда хочется ещё раз вернуться и заехать поглубже грунтами.
Проработав 3 года в одном месте, начали возникать мысли уволиться и уехать путешествовать, но звёзды встали иначе - родился ребёнок и сразу возможности значительно расширились. Взял на работе отпуск по уходу за ребёнком. Жена договорилась об удалёнке в ненапряжном режиме на своей работе. Привели технику и снаряжение в надлежащее состояние (несколько недель не вылезал из гаража, сервиса и магазинов). Нарыл много разнообразной информации по точкам интереса, познакомился в интернете с людьми из разных регионов, которые мне рассказали много полезной информации, которую я не смог найти в сети. Сроки и маршрут путешествия были приблизительные и корректировались по ходу движения. Изначально была программа максимум - кроме пройденного пути заехать в Монголию, Сахалин, Шантарские острова. Но в Монголию было решено не ехать на имеющейся машине, т.к. качество топлива низкое, а двигатель капризный. На Сахалин и Шантары нет смысла соваться без моторной лодки, но денег на покупку её не хватило (минимум 200 000 требовалось). В добавок с Сахалина ушла единственная сетевая АЗС Роснефть, а цены и качество топлива на оставшихся АЗС оставляют желать лучшего. Чтобы попасть на Шантары требуется везти с собой очень много топлива (около 250л соляры и 150-200л бензина для моторки). Посчитав массу снаряжения и качество дороги (грунтовка 600км в один конец через тайгу с полным отсутствием населёнки, на которой после дождей вязнут полноприводные грузовики), потребовался бы прицеп. Тащить свой через всю страну нецелесообразно, покупать на месте тоже задача не из лёгких, т.к. прицеп обычно покупают новым на всю жизнь, пока не сгниёт. В итоге БУ были в удручающем состоянии, а новый из магазина для таких испытаний не годится - надо дорабатывать и усиливать конструкцию, а это за 1 день не делается.
Снаряжение
Готовим еду на двухконфорочной газовой плите с бытовым баллоном 10л. Посуда 3л алюминиевый котелок и 5л алюм. чайник из столовой. Можно было взять и 2л котёл, но на всякий случай взяли побольше.
10л газового баллона хватало стабильно на 5 недель использования. Варили только завтрак и ужин. Вообще с этим баллоном езжу с 2016года и проблем с заправками не было (т.к. в пути не заправлял ни разу, а в Москве найти АГЗС не проблема, говорят 5л не всегда хотят заправлять). Но в России с газовыми заправками порой не всё так просто... Либо на обмен, либо не хотят с 10литровым возиться, либо попросу нет заправок, либо работают не 24/7!!!
Спим в палатке ORT на крыше автомобиля. Размер спального места 145*240см. Более чем удобно. Пол ровный. Беспружинный матрас 5см (как на обычные кровати кладут). Простыня, укрывались спальником-одеялом (заявленная температура до -10, по факту в 0 терпимо, в -4 холодно). Под матрас, когда стало холодно, подложили строительную фольгированную пенку-утеплитель, иначе было прохладно. Палатку купил сильно БУ, подлатал. Показала себя хорошо. Из минусов - ветроустойчивость. Надо хорошо растягивать, иначе треплет сильно на ветру. Особенно тент. Его растянуть не просто, приходилось дополнительно перекидывать верёвку, притягивая его к палатке. К палатке снизу можно пристегнуть стенки, опускающиеся до земли. У предыдущего хозяина они были, но он ими ни разу не пользовался. Нам они тоже ни разу не пригодились (слишком маленький объём под палаткой). В дождь, когда не хотелось ставить доплнительный шалман (кемпинговая палатка 3*3м), вполне умещались под карнизом автомобильной и дополнительные стенки только бы ограничивали перемещения. На будущее скорее всего надо использовать палатку-параллелепипед, которая полностью располагается на крыше автомобиля и доступ в неё либо через люк из салона, либо по лестнице с улицы. В такой палатке удобнее стоять в общественных местах и в случае опастности незамедлительно начать движение.
Отапливались китайским дизельным феном. Кто бы там что про него не говорил, сделан вполне добротно (специально проверил все узлы перед поездкой). Судя по отзывам в интеренете, у него иногда бывают глюки и он вываливается в ошибку по перегреву камеры сгорания и лечится это изменением настроек частоты вращения вентилятора в сервисном меню. За всё время у нас такая ошибка случилась 1 раз, я запомнил этот режим и больше так не делал. Я хотел, чтоб была высокая температура при низкой интенсивности обдува - логично, что прибор перегрелся. Из доработок удлинил кабель пульта управления, чтобы его можно было протянуть в палатку. По умолчанию он крепится на корпус. Есть регулировка по температура, датчик температуры стоит в пульте. если пульт находится на улице, а воздуховод греет палатку, то у фена срывает крышу и он начинает неистово жарить. Сделал освещение кунга, а также сделал все внешние электроприборы (выносная лампа и фен) на сетевых розетках от компьютерного блока питания. Крокодилы не удобны - каждый раз приходится открывать капот. Компрессор перевести не успел на такой разъём. через него можно пускать ток до 25А, хотя официально только 10А можно. Ограничением являются штатные провода - 0.75 квадрата, но если провода заменить на 2,5квадрата, то всё работает отлично. Почему использовал именно эти разъёмы? Они дешёвые и найти их можно в любом электромагазине. В продаже имеются более удобные разъёмы, но они стоят в 3-4 раза дороже и даже в Москве они встречаются далеко не в каждом магазине.
Китайская самая дешёвая кемпинговая палатка (назвали шалманом). Использовали в качестве кухни в дождливую или морозную погоду. Ветроустойчивость плохая, зато каркас полностью металлический. Не смотря на наличие юбки, феном отапливается плохо из-за хорошей вентиляции на ветру... В теплое время года, если закрыть все входы и зажечь газовую плитку становится душно.
Имелась и другая рыбацкая палатка-кубик, но её мы в этот раз оставили дома, т.к. в сложенном стостоянии она имеет длину 160см. в кузов ложится только по диагонали, а багажник на крыше имеет длину всего 130см. Куда её положить мы так и не придумали и купили шалман (в сложенном состоянии длина 1м).
Кемпинговя мебель: 2 стула из декатлона и БУ стол с авито. Столешница из ламинированного оргалита за время поездки протёрлась элементами собственной конструкции. На будущее заменю её фанерой.
Автозапчасти:
Брал только то, без чего нельзя продолжить движение, но всё-равно не учёл криворукости мастеров.
Верхние шаровые у меня расходник (меняю каждые 20-40 тыс км), взял 2шт, поменяли только 1;
Передняя ступица в сборе (не пригодилась);
Сайлентблоки передних стоек и задних амортизаторов (пригодилось);
Набор подшипников и сальников переднего моста. Мост слабоват, периодически приходится перетряхивать (пригодился 1 сальник);
Крестовина заднего кардана (не пригодилась);
Масло в ДВС, масляный фильтр, топливный фильтр (менял всё каждые 10тыс км);
Воздушный фильтр ДВС (пригодилось);
Тормозуха (пригодилось);
Антифриз (не пригодилось);
Тормозные колодки перед/зад (новые и БУ докатки) (пригодилось);
Стойки стабилизатора 2шт (пригодилась 1);
Камера автомобильная большого размера, вторая запаска слошком тяжёлая штука, но мне всего говорили, что нужно иметь 2 полноценных запаски (не пригодилось);
Ремкомлект колеса - жгуты, клей (не пригодилось!!!);
Золотник колеса (пригодилось);
Пластиковые стяжки, изолента, армированный скотч (всегда вожу, почти не пригодились);
Вязальная проволока (пригодилась);
провод 2.5квадрата 5м (пригодилось);
болты/гайки/шайбы много, самый ходовой размер 8мм, реже 6 и 10мм (пригодилось).
Из того, чего не было, но понадобилось:
нижняя шаровая;
передний привод колеса;
сальник передней ступицы;
ремкомплект главного тормозного цилиндра (ему просто пришёл конец, всё штатно);
задние тормозные цилиндры;
Инструмент:
2 набор ключей, головок (большой и маленький)
2 монтировки (большая и маленькая) - проедение сложных переговоров, бортовать колёса и много иных применений;
домкрат бутылочный;
реечный домкрат (хайджек);
мультиметр;
провода прикуривания.
Сендтраки не брал - по опыту использования, за 10 лет требовались только 1 раз, да и в том случае можно было заменить лебёдкой.
Канистры для топлива пластиковые, 4шт по 35л. Топлива много не бывает. Обычно беру на 6 канистр, но сейчас было ограничение по объёму кузова из-за большого количества детских вещей. Канистры использую большого объёма, топливо перекачиваю погружным насосом (12л/мин). От металлических и 20литровых канистр отказался, т.к. в стальных появляется ржавчина, алюминиевые слишком дороги, а заправляясь из 20л канистр их приходится ворочать и как следствие обливаться солярой.
Раз денег на моторку не хватило, взяли надувную двухместную байдарку "Каньон экстрим" от Вольного Ветра. Вес с вёслами, ремнабором и насосом около 20кг. Объём занимает как 2 канистры по 35л.
Емкости для воды. Куллерная бутыль с помпой очень хорошо зарекомендовала себя по прочности и удобству эксплуатации в теплое время года. 5л баклашки слишком быстро портятся, если с ними не быть нежным. С наступлением холодов перешли на алюминиевую канистру. При замерзании в ней воды, её можно поставить близко к костру либо на печку - служит как дополнительный аккумулятор тепла. Расход воды воды за несколько поездок стабилен - 5л на человека в сутки (помыть посуду, приготовить еду).
Так как диапазон температур во время путешествия предполагался от -15 до +30, одежды пришлось брать несколько больше. использовалась концепция слоёв и для увеличения комфорта брался верхний слой летний и демисезонный. Если бы так случилось, что уличные температуры были бы ниже -15, не проблема была бы купить зимнюю рабочую спецовку (не красивая, зато дешёвая и можно купить в любой деревне).
Детская одежда много. Очень много... За время пути девчонка могла подрасти. Поэтому пришлось везти несколько ростовок (подробнее о детском вопросе в следующем разделе).
Все вещи хранятся либо в клетчатых торгаш-баулах на молнии либо в ящиках. Баулы хорошо защищают от солярки, воды и пыли. А пыли в кузове очень много, если ехать проехать в сухую погоду несколько сотен километров по не асфальтированной дороге. Ящики перепробывал разные. В итоге сделал сам: сварил каркас из металлического профиля и изнутри вшил 6мм фанеру, получился своеобразный органайзер-комод, прикрученный болтами к кузову. До этого пробовал экспедиционные ящики RVBox, в целом хорошие, прочные, но не держат сосредоточенных нагрузок, сложно зафиксировать в кузове, чтобы не прыгали на кочках и дорого стоят. Строительные чёрные прямоугольные тазики. стоят дёшево, но также сложно зафиксировать, т.к. имеют сужение ко дну.
Как жить с грудным ребёнком в палатке несколько месяцев
Многие нам неоднократно задавали вопрос: "Как можно путешествовать столько времени в спартанских условиях, когда ребёнку и года нет?!" Мы и сами смутно представляли в начале пути. В интернете информации по данному вопросу практически нет.
На момент старта путешествия дочери было 5 месяцев.
Подход к вопросу простой. Ребёнок это человек, пусть и маленький. Если Взрослому комфортна погода и одежда, значит и ребёнку тоже комфортно. Поэтому мы дочь не кутаем и плавно приобщаем к закаливанию (благо личный опыт в этом деле тоже имеется). Когда Аня только родилась в феврале месяце, в 2 недели от роду поехали на дачу - дом с печкой, но становится в нём тепло не сразу. Когда весной купил автопалатку, съездил в первые выходные потестировать самостоятельно, тестирование было успешным и во второе поехали уже втроём. До -10 -15 на улице с феном в палатке можно создать температуру +18 +22 градуса. Можно и ещё теплее нагнать, но это ни к чему.
Купание ребёнка сначала происходило дома в ванночке, но в поездку ванночку не попрёшь, да и незачем. Поэтому сначала осуществляли обтирание водой из речки - да ребёнку это не очень нравилось, но потом привыкла и перестала возмущаться. После стали окунать ненадолго в реку. Когда выпал снег, ребёнка случайно уронили в сугроб, подняли, отряхнули, виду не подал никто.
Подгузники. Преимущественно используем старые разрезанные тканые простыни. Тем самым ребёнок быстро приучается к горшку. Цивильные покупные подгузники используем редко. Когда нет возможности переодеться сразу. Например во время посещения музея либо длительной пешей прогулки в холодное время года.
Стирка. Описанные пелёнки легко стираются (полоскаются без мыла) в речке, сохнут либо днём на верёвке на стоянке, либо в машине во время движения, либо ночью в палатке, когда работает фен. Ночью роса - на улице ничего не сохнет. Обкаканные пелёнки случаются редко, но их по-возможности сразу же застирываем от основной грязи (до конца отстирать не всегда получается в холодной воде), более качественная стирка происходит в стиральной машинке, которую можно найти либо в съёмной квартире, в которой мы старались останавливаться раз в 1-2 недели либо в прачечных. Прачку найти можно либо на парковках дальнобоев рядом с кафе и мотелями, либо в больших торговых центрах в больших городах. Когда похолодало и вода стала твёрдой, стирались исключительно в прачечных. В среднем раз в 3-5 дней. Цена вопроса 150-350р. Там, где цены были пониже, пользовались ещё и сушилкой (там же в прачечной).
В связи с тем, что требуется много пелёнок и одежды везли 2 больших баула только с детскими вещами! В то время как наши с Таней вещи умещались в 2 маленьких баульчика.
С детским питанием дела обстояли замечательно - грудное вскармливание + со временем прикорм частями той еды, которую едим сами. Если бы надо было отдельно ещё детскую кухню делать, далеко бы мы не уехали...
Первую половину путешествия ребенок был не очень подвижен и с коврика 1,5*1,5м быстро не убегал, но со временем стало веселее... Пришли к тому, что коврик не требуется и ребёнок отлично чувствует себя на траве. Да тянет всё в рот, но в лесу это вам не в городе, главное чтоб что-то ядовитое не съел, поэтому сначала сами осматривали местность на тему ядовитых растений. В нашей местности таких произрастает мало. Кровохлёбка, борщевик, крапива и прочие колючие растения. Сложности вызывали опавшие листья деревьев - ребенок ими периодически давился, приходилось их доставать изо рта. сосновые иголки, шишки, крупные палки - вполне безопасные предметы. Руководствовались принципом - если ребёнок ест из миски кота, то это проблемы кота. Поначалу это выглядело стрёмно, но увидев, что ничего критческого не происходит, мы успокоились. Режим дня очень удобно подстраивать под режим ребёнка. Утром встаём все вместе в 7-9 утра. Вечером детский отбой в 8-9 все остальные максимум в 10. Ночью 1-2 побудки.
Пока было тепло, ребёнка в туалет выставляли на улицу. Когда начала сидеть, стали сажать на горшок, к тому моменту похолодало, поэтому на горшке она сидела прямо в машине или в палатке. Из плюсов, для выливания горшка можно сбросить скорость до 60км/ч и открыть окно (при большей скорости содержимое иногда летело не в ту сторону, в которую хотелось бы).
В пеших прогулках использовали подвеску-кенгуру, но больше 3-4км ходить с такой ношей было нелегко. Коляску не брали, т.к. она занимает много мета и проходимость у неё сильно ограничена.
Во время движения ребёнок находился в кресле, но с увеличением подвижности стал ползать по вороху тряпок, т.к. в кресле стало тесно.
Люди
Отъехав от Москвы до Нижнего Новгорода, очень хотелось достать пулемёт... Да, вождение в Москве быстрое (за МКАДом медленнее), да не включают порой поворотники и подрезают/не пропускают. Но это всё мелочи, по сравнению с вождением на удалении 300-400км от Москвы... Именно такое кольцо отчуждения вокруг столицы, т.к. многие ездят работать в Москву из прилежащих регионов и похоже именно эти приезжие создают хаос на дорогах и в Москве и у себя дома. Дальше в целом почти везде движение спокойное, комфортное. Исключение - Татары. Их много и они по всей стране (дальнобойщики). Культура вождения отсутствует (хуже чем в Москве). Как правило большинство дальнобойщиков по всей стране замечательные общительные, отзывчивые люди, но не татары - едет, не обращая внимания ни на что вокруг, вызываешь его по рации - не отвечает. На Урале и в Сибири нам встречались исключительно хорошие люди! Везде, где нам требовалась какая-то помощь, нам всегда помогали и рады были пообщаться. На Дальнем востоке с этим несколько хуже, не знаю с чем это связано, но люди более закрытые и необщительные. Пожалуй самое гнилое месте - это Владивосток. В этом городе у нас было больше всего неприятностей за обе поездки (сейчас и 2020г на мотоцикле). Но везде есть и хорошие люди.
В Москве больше всего дорожных камер. Чем дальше на восток, тем камер меньше и они менее продвинутые (не используют искусственный интеллект для определения грязного номера). В некоторых регионах до Байкала много лиц нетрадиционной ориентации с камерами треногами, причём во время прошлой поездки и нынешней - это разные регионы. После Байкала наступает анархия, Московские законы и правила туда не дошли ещё. На дорогах все нарушают злостно ПДД (ездят через сплошную там где этого не стоило бы делать), трафик низкий, но всё-таки из-за таких манёвров случаются серьёзные ДТП.
Почти на каждой ночёвке мы слышали выстрелы. Охотники. Скорее всего браконьеры. Один раз заезжая на ночёвку по тупиковой дороге несколько километров, наткнулись на УАЗик головастик (буханка с кузовом), встали неподалёку, услышали несколько выстрелов. Через некоторое время мимо прошёл мужик с ружьём, я решил с ним немного пообщаться за жизнь, заодно спросил про охоту. Мужик напрягся и отбрехался, что уток стрелял. Но среди ночи он проехал мимо на том самом УАЗе... Явно не уток он там стрелял, а как минимум кабана или лося... В другом месте обгоняли двух мужиков на советском мотоцикле, один из них ехал с двустволкой незачехлённой (согласно закону, оружие можно транспортировать только в зачехлённом разряженном виде).
Магазины
Магазины восточнее Байкала имеют выбор гораздо скуднее магазинов западнее великого озера, цены на основные продукты порой в 1,5раза выше московских. В сетевых магазинах наподобие Пятёрочки, Магнита и т.п. по всей России цены одинаковые. Сетевые магазины европейской части России заканчиваются в Иркутске. От Улан-Удэ до Владивостока присутствует несколько своих восточных сетевых магазинов.
Хлеб нормальный чёрный, а не серый найти можно преимущественно только в больших городах. В глухих сёлах, либо белый, либо серый.
Тушёнки в России нормальной нет! Совсем нет! Белорусская заканчивается в Кемерово, дальше только Алтайская, но в ней процент жира и мяса максимум 58% (водичка плещется). Мы пробовали разные.
Овощи/ фрукты. Восточнее Байкала преимущественно либо Китайские либо Краснодарские. Цены в 2-3 раза выше московских. Странно, ведь В Приморье и Амурской области климат вполне располагающий к земледелию. Даже арбузы растут!
Крупы/макароны по всей России в достатке.
Алкоголь. Водка в изобилии (похоже самый популярный продукт). Коньяк - в лучшем случае Армянский, других известных в европейской части марок я не встретил, но в изобилии много незнакомых мне названий, встречаются вполне годные варианты (довелось попробовать - отвращения не вызвало). Пиво - вот здесь изобилие всякой ссанины наподобие Жигулёвского и Балтики. Очень много разливнух. Порой, идя к продуктовому супермаркету, проходишь 3-4 разливнухи. Россия спивается. Пару раз заходили - ничего годного не встретили. При этом продавцы удивлялись, почему мы берём так мало (всего 0.5л в одни руки).
Оружейные магазины встречаются достаточно часто. Я заходил только в Новосибирске. Меры безопасности, как в обычном продуктовом магазине (т.е. никакие). В Москве с этим значительно строже. Самый популярный калибр - 12. С экзотикой всё очень грустно. На мой Ланкастер выбора патронов практически не было.
Топливо
Чем дальше на восток, тем топливо дороже. Если в Москве на момент старта (18 июля 2023г) соляра стоила 58-60р, то на Дальнем востоке заправлялись по 67р. А в самых удалённых уголках Приморья до 75-80р доходила (но мы туда не поехали). Качество топлива на сетевых АЗС приемлемое. Лукойл заканчивается в Кемерово. Газпромнефть - в Иркутске. Роснефть распространена по всей стране. В восточной России единственная нормальная сеть - ННК-Альянс.
Самое низкое качество топлива на Алтае (Алтайский край и республика Алтай). Здесь нет ни одной настоящей сетевой АЗС - только франшиза. В целом для всех регионов, чем дальше от центра региона, тем топливо хуже. Солярку найти проще, чем бензин. В глухомани на АЗС бензин могут отпускать только спецслужбам (скорая, пожарные и т.д.), т.к. бензовозы могут приезжать порой раз в неделю! Чем дальше от "большой земли", тем больше выпендриваются на АЗС и придумывают свои порядки (заезжать к колонке только в определённом направлении, не заправлять в пластиковые топливные канистры и т.п.). Не удивительно, ведь всё равно больше заправиться негде порой в радиусе нескольких сотен километров.
При планировании маршрута рассчитывал, что расход топлива будет меньше, но не вышло. Т.к. Россия плоская только до Новосибирска, а дальше, особенно за Байкалом много рельефа. В итоге средний расход на равнине был 10-12л по трассе, по горкам-пригоркам 13-15л.
Иногда удавалось заправляться мимо кассы через дальнобойщиков, но редко, т.к. большинство современных грузовиков оборудовано датчиками контроля. Мимо кассы заправлялись только у камазистов, т.к. у них нет датчиков и расход огромный. лишние 100-150л топлива для него не было проблемой. В Москве и Питере много барыг с тёмными схемами, которые продают топливо с писталета на АЗС через Авито. В России с этим хуже. Один раз нам предлагали заехать на автобазу и нас бы заправили по сходной цене, но у нас не было достаточно пустой тары. Меньше 100л никого не интересует.
Финансы
Всего на поездку, длительностью почти 4 месяца и 28000км потрачено около 670 000 руб.
топливо - 250 000
супермаркеты - 90 000
рестораны/кафе - 70 000
жилье - 30 000
ремонт и непредвиденные расходы - 230 000
Во время поездки наш суммарный доход составлял около 90 000 в месяц
Расходы можно было бы немного снизить, если не питаться в кафе (большую часть времени обедали в придорожных кафе с чеком 500-1000р на двоих и пару раз заходили в пафосные рестораны в больших городах), а готовить самостоятельно. Кстати пафосные рестораны в России = средненький ресторан в Москве. Рекомендую к посещению - всё чисто, красиво, вкусно, при этом ценник очень гуманный.