Hotel Riez - частная резиденция, и пусть не смущает слово "Hotel", который для современников имеет вполне однозначные коннотации. Со времен строительства Версаля "отелем" в Европе называли классический тип дома для одной семьи, в котором могли быть выделены апартаменты, занимающие несколько комнат, а то и целый этаж, для проживания родственников. К XIX веку эта традиция усложнилась, на первых этажах подобных зданий стали размещать конторские помещения, отдавая под жильё - вторые и третьи этажи.
Здание Hotel Riez построено по проекту бельгийского архитектора Жана-Батиста Девина, выпускника брюссельской Академии изящных искусств. Его монограмма вырезана на стене рядом с главным входом в дом. Такая традиция подписных зданий была распространена в Европе довольно длительное время. Девин после заверешния своего образования в 1898 году сначал архитектурную практику и до Первой мировой работал в стилистике ар нуво.
Однако его увлекал не флореальный вариант ар нуво, как у Виктора Орта, а более лаконичный, собранный, "геометричный". Девин испытывал сильное влияние Поля Анкара, одного из столпов бельгийского ар нуво, который использовал в своей работе необычные средства для декоративного украшения здания - цветной кирпич, необычную кладку кирпича, фресковую роспись и технику стграффито. И ещё одно обстоятельство, повлиявшее на эстетический вкус Девина и определивший вектор дальнейшего развития - знакомство с Йозефом Хоффманом, который 22 сентября 1912 года пригласил архитектора и его коллег на авторскую экскурсию во Дворец Стокле.
Дворец до сих пор принадлежит семье Стокле, является частной резиденцией, поэтому возможности посетить этот архитектурный шедевр, практически, нет никакой возможности. Хотя Дворец - памятник истории и архитектуре, внесён в реестры Всемирного наследия Юнеско. Всё в этом проекте - архитектурное, ландшафтное, интерьерное решение (даже вазочки!) - произведение искусства и создано по проекту Йозефа Хоффмана!
Эта экскурсия произвела сильное впечатление на Девина, как и харизма австрийского архитектора, который на тот момент уже вышел из Венского сецессиона и был владельцем Венских мастерских, которые и изготовили всё интерьерные составляющие для Дворца Стокле - от ковров до светильников.
В 1925 году Иоахим Риез, торговец строительными материалами, выиграл аукцион, организованный по просьбе Городского совета больниц и социальной помощи Брюсселя на право приобретения участка земли и через два года обратился за разрешением на строительство трёх домов с общим фасадом длиной 60 метров.
Эту работу он и поручил архитектору Жану-Батисту Девин, который построил два дома для сдачи в аренду и одно угловое здание, где на первом этаже планировалось разместить контору промышленной компании «Rupel Industrial» и на втором этаже - квартиру для Риеза и его супруги. Ууглового здания - два отдельных входа.
Строительные работы были почти завершены, когда Риез попросил внести изменения в первоначальный план: поднять второй этаж в задней части главного здания, которое тогда строилось, и установить технический лифт (для перевозки тяяжестей, в том числе и угля и т. д.). Девин, несмотря на сложности, решил и эти вопросы. Все строительные и отделочные работы были завершены в 1929 году, а в «Брюссельском справочнике по торговле и промышленности» было указано, что промышленная компания «Rupel Industrial» вьъехала в новый офис.
Фелиси-Анна Бови, жена Иоахима Риеза, умерла в 1935 году, а сам Риез скончался в 1948 году. Здания перешли в собственность к двум незамужним сёстрам Риеза - Дениз и Эльмир, при том что компания Rupel Industrial продолжала арендовать первый этаж под офис. В 1963 году Элмир продала офисы и квартиру кооперативному обществу взаимного страхования от пожаров - CDA. В 1992 году здание было отреставрировано и переоборудовано архитектурным бюро Lantin-Schoreels-Clinquart-Minden под руководством Андре де Молинари, при этом был сохранён исторический облик.
Новые владельцы решили оформить внутреннее пространство в духе 1920-х годов, использовав мебель Жака Адне и Жюля Лелё, двух известных французских художников-декораторов, работавших в стилистике ар деко.
Светильники на лестничных площадках и люстры были созданы современной парижской студией Jean Perzel, которая с 1923 года и до сих пор продолжает традицию использования стиля "ревущих 1920-х" в предметном дизайне.
Изучение фотографий, сделанных до реставрации здания, показали, что большая часть стен в здании первоначально была отделана позолоченным тиснёным материалом, похожим "картонный камень”. Эту технологию часто внедрял декоратором Йозефом де Коэном, который занимался оформление интерьеров в зданиях, построенных Жаном-Батистом Девином. Воспроизводить такую технологию не стали, но создали очень похожую имитацию. О картонном камне - "Золотой салон": ар деко и магия "картонного камня".
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!