Как инновации попадают из секретных кабинетов на полки магазинов и причем тут социология.
Этот текст родился из конспекта, который я делал, когда читал эссе Бруно Латура о симметричной антропологии. Предисловие к этому эссе оказалось настолько структурированным и сконцентрированным на мыслях Латура о науке, что я стал записывать все то, что посчитал интересным. Заполнив несколько страниц блокнота, я стал замечать сходство Латуровского взгляда на научные открытия с тем, как мы видим инновации, так пришла мысль перевести весь свой конспект в поле инноваций. Ведь научное открытие очень схоже с инновационной идеей. Научное открытие точно так же является новшеством как инновация и точно так же призвано стать полезным.
Инновационная деятельность и алгоритмы работы с ней
Научная деятельность делает невидимое заметным, говорит Латур, тогда что с инновационной деятельностью?
Давайте сначала разберёмся что из себя представляет инновационная деятельность пошагово:
- Решение начать что-то новое. Появляется некий триггер, который мотивирует нас попробовать перенести свои текущие навыки в новую область. Сродню Value creation economy, когда мы определяем потребность аудитории, а потом ищем ее удовлетворение среди наших текущих компетенций.
- Сбор данных и ресурсов у стейкхолдеров. Чтобы применить свой опыт в новой области, нам понадобится собрать данные об этой области и используемых там технологиях.
- Воспроизведение. Полученные данные мы очищаем от лишнего и оставляем лишь факты, которые синтезируем с собственным знанием. Это помогает нам создать инновационный проект в рамках лаборатории.
- Выход за рамки лаборатории. В нашем инновационном проекте нет никакой пользы пока он работает только в рамках лаборатории (Пока, прототипы! Привет, MVP!), поэтому логично после лабораторных разработок и испытаний перенести его в «поля» и проверить его состоятельность в реальной жизни.
- Трансформация окружения. Если «полевые» испытания проходят успешно, то инновация естественным образом начинает изменять окружающую среду вокруг себя. Например, как изменились встречи друзей начиная с периода домашних телефонов до создания онлайн-баров, это совершенно разные два опыта, которые в сравнении сложно описать одним фреймом «встреча старых друзей».
Как мы видим важной частью инновационной деятельности является плотное взаимодействие со стейкхолдерами и венец этого взаимодействия — «машина». Под «машиной» понимается предметное представление инновации. Машины, можно сказать, являются связью инновации с пользователями, которые обеспечивают диффузию, меняющую окружающую среду этих пользователей.
Как инновации проникают в общество
Мы выяснили, что инновации начинаются в лаборатории, но их цель максимально сильно распространиться в обществе и расширить сеть. Первыми, кто подхватит инновации будут ранние последователи, их важно убедить с помощью контраста: показать эффект того, как изменится существующая реальность на ярком опыте или примере.
Ранние последователи частично расширяют сеть инновации и привносят локальные изменения в жизнь людей, следуя за идеей. Далее, если для общества очевиден импакт от проекта, инновация внедряется в широкие массы. Этому процессу способствуют четыре фактора:
- К похожим идеям приходили в разных локациях параллельно: в разных странах, компаниях и так далее.
- Лабораторные исследования легко переносятся в реальный мир.
- Эффект от инновации может повторить сам представитель широкого общества.
- Существует машина для использования инновации.
На пути к обществу инновация встречает сотни сомнений с разных сторон и от разных участников процесса. Они формируют градиент сопротивления — это результат столкновения неких сил (сомнения, риски, проблемы, недовольства и прочее), который делает претензию каждой из них на реальность более значимой, но это не значит, что эта претензия будет реализована. Это мешает диффузии инноваций.
К слову, градиент на то и градиент, что степень сопротивления инновациям постепенно меняется. Этот градиент можно иллюстрировать уже знакомой всем схемой сегментации общества по восприятию инноваций.
Как раз "новаторами" будут наши сообщники и гики / техно-энтузиасты, а вот дальше мы будем встречать постепенное увеличение сопротивления восприятию. Давайте разберемся, как сделать так, чтобы диффузия
не заглохла после прохождения первого же барьера.
Как укрепить процесс диффузии инноваций
Чем протяженней сеть инновации, которую мы создаём, тем более явным для общества становится результат этой инновации, а значит более реально ее последующее приземление в общество. Чтобы преодолеть градиент сопротивления, нам нужно как можно скорей перевести инновацию из разряда гипотез в крепкую идею:
- «Мобилизуйте мир» — сделайте так, чтобы всё работало вокруг идеи: должны вестись процессы, проводиться исследования и НИОКР.
- Убедите коллег в том, что ваши гипотезы имеют право на существование и рассмотрение, создайте список приближенных из тех, кто вас поддержал.
- «Найдите союзников в соседней системе» — пусть вас поддержит кто-то со стороны: государство, какая-то социальная группа, заинтересованный клиент.
- Создайте положительный образ своей деятельности. Все вокруг должны четко понимать, что вы делаете что-то полезное и оригинальное.
- Найдите понятие, которое элегантно объединит все элементы сети вокруг инновации, например, большую идею.
Несколько выводов
- Инновации, ровно как и научные открытия, бесполезны если мы не убедим общество в их значимости и применимости.
- На каждом этапе инновационного цикла важно как можно больше расширять сеть инновации между стейкхолдерами, это будет укреплять диффузию.
- Важно с самого начала создавать ядро внутри сети, которое будет бороться с градиентом сопротивлений: союзники, положительный образ деятельности и прочее.
- Если бы мы в ИКРЕ развивали CRAFT, например, как часть дизайн-мышления, то это был бы более короткий и простой путь (не значит правильный), так как сеть дизайн-мышления уже достаточно широка, чтобы легче и быстрей адаптировать новые познания внутри себя в обществе.