Общее vol1.
Очень многие считают, что только высшее музыкальное образование может дать гарантию хорошей постановки голоса и если вы не учились в консерватории, то на вас вешают ярлык «самоучка» и автоматически снижают восприятие качества вашего вокала.
Это, конечно же, стереотип. Который, впрочем, подтверждён множественным опытом. Профессионализм, в подавляющем большинстве случаев, вырабатывается с участием педагога. Или даже педагогов. Певец ничем не отличается от остальных участников забега и должен быть в первую очередь музыкантом.
А это вроде как значит, что человек обязан владеть своим голосом, заниматься им системно, проходить к этому делу с разных позиций и иметь ещё кучу разных навыков, чтобы ещё лучше видеть, слышать и уметь.
Если мы говорим про академический вокал, то всё приблизительно так и обстоит. Потому что потому. Сложная система, требующая постоянного контроля со стороны. Этакая вокальная физуха, на классическом консерваторском пару. С массой наработанных схем и солидным количеством серьёзных, квалифицированных педагогов.
А если я вам скажу, что с эстрадно-джазовым вокалом у нас всё не так? Что нет ни системы, ни правильных рельсов, ни вообще чего либо путного на эту тему в консерваториях? А если и есть, то, скорее, вопреки, чем благодаря? Поверите?
Больше двадцати лет назад я начал профессионально заниматься своим голосом. Это был путь проб, ошибок и глубокого изучения темы. Путь, который вылился в призвание и научил многому.
В том числе и недоверию отечественной системе образования по данному профилю, в которой нет особого места реальному изучению всего того, что я познал на себе.
Насколько хорошо вас могут научить играть на инструменте, настолько скудные и маломощные навыки преподавания вокала в тех стенах, где это должно быть нормой.
В этом тексте я не стану углубляться в причины данного явления, поскольку о них можно говорить долго, однако остановлюсь на парочке ключевых факторов.
Давным давно уже стоило начать говорить о том, что специалисты академического профиля не способны преподавать джазовый вокал. Сколько бы оперные профессора не бубнили о том, что в вокализации за триста лет ничего не изменилось, это не станет правдой.
Изменилось многое, как в самом голосе и его компонентах, так и в смежных дисциплинах. Часть из которых потеряли свою важность, другие просто перестали быть актуальными, третьи превратились в мусор.
Поэтому если вы учитесь джазовому вокалу у классического педагога, вы обречены как вся эта система. Более того, если у вашего учителя был классический педагог, то ситуация, скорее всего, ещё хуже. Поскольку испорченный телефон в данном случае, практически наверняка будет работать на все сто.
Во всём этом «образовании» присутствует чудовищная нехватка понимания главных джазовых концепций. Которые проистекают отнюдь не из методов преподавания, или элементов владения голосом. Чувство стиля, фразировка, звукоизвлечение, манера… Это всё нужно чувствовать и осознавать. Не тупо повторять за певцами, а уметь конфигурировать в себе.
В лучшем случае Система закрепляет за вами определённую территорию, из её стандартного набора. В этом загоне вы ходите, едите траву знаний, и поёте «джаз». Тот, который поют все. Так как поют остальные. С тем же самым вкусом, цветом и запахом.
В определённый момент я перестал следить за системными «новинками», поскольку ничего нового услышать не смог бы. Но переименовал бы факультеты эстрадно-джазового вокала в факультеты Эллы Фитцджеральд. А главной песней всех времён установил бы “Lullaby of Birdland”
Кому нужна такая система? Чему она может научить? Заводы стоят, одни вокалисты в стране. И три четверти из них профессионально не существующие единицы, которые либо будут переучиваться долго и мучительно, либо так и будут мусолить псевдо свинг, мучая себя, слушателя и особенно музыкантов, аккомпанирующих им.
В целом мы имеем катастрофический дефицит грамотных транспортировщиков знаний в этой области музыки. И вокалистам нужно учиться самим, если они хотят развиваться, конечно.
Да-да-да, двадцать первый век на дворе. Мир массовой музыки принадлежит самоучкам, разного уровня качества. И образование, любое образование, уже не может быть гарантией уровня и трудоустройства.
Сила самообразования складывается из множества факторов, в каждый из которых должно быть вложено множество усилий. Не бездумных движений и попыток обхитрить всех по волшебным рецептам методик «Научим петь за семь занятий», нет. Труд должен быть эффективным.
Доступность и переизбыток информации способны даже из хороших, работающих методов сделать в вашей голове кашу. А уж во что превращается вся та жижа, о которой сказано выше…
Что же делать? Как быть? Как в старом еврейском анекдоте. С этого дня начинаем называть писю половым членом и срочно лечимся от сифи… в смысле открываем глаза и уши, перестаём верить в волшебных пони и берём на себя ответственность за музыку. Поющих людей много, выгребут не все. Интересными и видимыми будут самые лучшие.
Несмотря на это есть разные уровни ответственности, о которых вам не расскажут некоторое пИдагоги. Есть разные ощущения, мысли, звучания, техники, навыки. Они все здесь, прямо перед вами, во множестве.
Ну и частью из них я буду делиться в этой рубрике. Возможно это поможет кому-то понять как это — быть современным и актуальным вокалистом.