Найти тему
1С-Infocloud

Потерял 4 600 000 миллионов из-за своей доверчивости. Что делать если меня обманул контрагент? 2 часть.

Оглавление

Продолжаем наш цикл статей про недобросовестных контрагентов. В этой статье расскажем что делать, если все-таки вас обманул контрагент и расскажем еще несколько историй о недобросовестных партнерах.

Выиграл тендер - оказалось обман

Героем нашей истории выступит Диджитал Агенство по разработке и поддержке сайтов. На корпоративную почту пришло приглашения поучаствовать в тендере по дизайн-поддержке от компании "Мираторг".

В приглашении были все необходимые документы заверенные печатью, поэтому подозрений никаких не возникло. Компания выслала свое коммерческое предложение и посчитала стоимость работ. Через 5 дней им пришел ответ, что агенство выиграло тендер и для дальнейшей работы необходимо заключить договор и выслать документы, указанные в списке. В списке был стандартный набор документов, кроме одного: «независимое федеральное заключение», СТО ФСС.004.0.07-2021.

С таким документом компания ни разу не сталкивалась, на вопросы об обязательности данного документа им ответили, чтобы поискали в интернете и данный документ легко заказать.

Поисковая система Яндекс действительно выдавала сайты, на которых можно заказать данный сертификат, стоимость везде одинаковая - 47 500 рублей. Но нигде не указывалось для чего же нужен этот сертификат и какими законами он регламентирован.

Агенство смутило необходимость делать дополнительный сертификат и в целом то, как легко им досталась победа в тендере. Решив перепроверит компанию и домен увидели, что он создан недавно и отличается от домена компании "Мираторг".

Агенство также сумело найти похожие истории мошеничества и в итоге отказались от проекта: "на «сладких» условиях под видом крупной компании вас приглашают заключить договор, вставляют в список требуемых документов «сертификат ОС-14 о компетенции бизнеса», «федеральное заключение» или еще какую-нибудь дичь. Оформить такую липовую бумажку в среднем стоит 40—50 тысяч рублей.В итоге все выглядит так. Мошенники настраивают контекстную рекламу и выводят по SEO в топ по запросам сайты, которые сделаны под эту услугу. Далее они берут деньги, фотошопят вам бумагу, которой можно будет воспользоваться по назначению только в уборной, а тендер внезапно заканчивается".

Мы видим яркий пример, как легко можно попасться на удочку мошенников. Но применив осмотрительность, компании удалось избежать убытков. А Что делать, если все-таки начали работать с недобросовестным контрагентом или мошенником?

-2

Нарвался на мошенника, как быть?

Рассмотрим способы решения проблемы, когда контрагент не исполняет условия договора или вы нарвались на мошенника.

1. Подать заявление о мошенничестве

Мошенничеством является хищение чужого имущества. Заявление о мошенничестве подается, если контрагент умышленно не исполняет условия договора, не оказывает услугу или не поставляет товар. Либо же не контрагент не может выполнить условия договора и он заранее знал об этом.

Заявление о мошенничестве можно подать и вслучае, если обманутая компания только предпологает, что контрагент умышленно не исполнял свои обязательства. Полиция примет заявление и начнет проверку.

Плюс этого способа в том, что неблагонадежный контрагент понимает, деятельность его фирмы на время парализовано, придется ходить на выховы в УЭБиПК (бывший ОБЭП), могут последовать обыски и изъятие документов. Многие контрагенты не заходят через это проходить и согласятся вернуть деньги или разрешить проблему с неисполнением обязательств.

2. «Продать» долг по договору цессии

Если заявление в полицию не помогло, как вариант вы можете передать право требовать исполнения обязательства другому лицу. В этом случае заключите договор цессии.

Договор можно заключить как с физическим, так и с юридическим лицом. По итогу обманутая компания получает от цессионария (того,с кем заключили договор) определенную сумму. Она может быть меньше, чем долг, но это экономит время потерпевшей стороны на взыскание средств.

Организация или физлицо, с которым заключён договор, пойдёт в суд и будет требовать выполнение обязательств. После суда цессионарий может получить даже в разы больше, чем заплатил за право требования.

Важно! Уступка требования возможна, только если нет запрета в договоре. Если в договоре есть положение о запрете, то для начала получите письменное согласие поставщика.

3. Подать претензию с проектом заявления в полицию

Если ваш контрагент не реагирует на устные требования, то вы можете отправить ему претензию с проектом заявления о мошенничестве. Так вы даете контрагенту понять, что настроены серьезно и даете ему последний шанс добровольно исполнить обязательства по договору, либо вернуть денежные средства, если они были потрачены.

4. Подписать дополнительное соглашение к договору

Когда ваш контрагент хочет исполнить свои обязательства по договору но не может, и при его проверки вы понимаете, что партнер благонадежен, то для свой безопасности вы можете подписать дополнительное соглашение.

До.соглашение заключается в той же форме, что и договор и содержит в себе информацию об изменении условий контракта. Возможно поменять не только предмет сделки, но и ее порядок и способ расчетов.

5. Заключить соглашение об отступном

Стороны договора могут расторгнуть договор путём предоставления отступного. Отступное это договоренность, к которой придут обе стороны. Здесь нет четких рамок, в чем выражается отступное и как оно оформляется. Все делается по усмотрению сторон.

Обычно по отступному одна из сторон передает часть имущества, либо уплачивает какую-то часть денег. Например:

Заказчик оформил договор подряда и заплатил деньги застройщику. Позже он передумал и решил отказаться от объекта строительства. Так как строительная фирма уже закупила материалы, она не могла вернуть деньги. В итоге приняли решение передать заказчику материалы в объеме, эквивалентном произведённым затратам.

6. Прекратить обязательство новацией

Еще вариант, что делать если контрагент не исполняет свои обязательства по договору - это оформление новации. Новация примерно тоже самое, что и отступное. Но стороны договора не просто договариваются о компенсации, они заключат новые обязательства.

Например, стороны оформили договор заёма на сумму непоставленного товара. С момента подписания договора у поставщика возникает обязанность возврата долга и процентов по нему.

Как вести себя с недоброжелательным контрагентом?

  • Лучше всего решать вопросы без конфликтов, поэтому выстраивайте с вашим контрагентом грамотную коммуникацию и вначале постарайтесь договориться об исполнении обязательств или возврате средств мирно.
  • Если контрагент не может выплатить полную стоимость долга и предлагает отступные в меньшем объеме, то не спешите сразу отказываться. Взвести все плюсы и минусы длительного разбирательства, готовы ли тратить свое время, силы и деньги, чтобы получить полную сумму долга. В некоторых случаях можно согласиться на меньшую сумму, главное это не терять эффективность и не тормозить рабочий процесс.
  • Не спешите сразу идти в суд, если договориться не получается. Пробуйте иные менее энерго и время затратные методы как: заявление о мошенничестве в сочетании с претензией и продажу долга.

Ну а чтобы не было таких ситуаций, когда контрагент должен вам крупную сумму и вы тратите свои нервы, время и деньги, чтобы эту сумму получить, используйте сервисы проверки контрагентов.

Например 1С: контрагент. Что это за сервис, какие его преимущества и как им пользоваться, мы расскажем в следующей статье. Не пропусти!

-3