Найти тему

Что ответила О.Ю. Васильева на мой вопрос о нехватке учителей и зарплатах

Вопрос этот получилось задать в рамках работы образовательной секции Всемирного Русского Народного собора. Там Ольга Васильевна вела всю работу. О том, как её подставили, о том, что там было интересного, ну и, конечно, о своем вопросе я расскажу в данной статье.

Однако перед этим скажу, что желающие могут посмотреть беседу на эту тему на канале Алексея Савватеева. А теперь начнем!

Информация о том, что в рамках данного Собора будет обсуждаться образование пришла от Алексея. Сам он попасть туда не смог, но с помощью наших сторонников устроил так, чтобы попал я.

Накануне изучив тематическую страницу Собора, я понял, что Кравцов там ожидается, но, скорее всего, не приедет. А именно для него был заготовлен краткий "спич" - выжимка из всех проблем образования и учительства, составленная таким образом, чтобы возможные лживые контраргументы заведомо были биты. Если бы это был Кравцов, звучало бы всё так:

Добрый день! Известно, что Россия имеет много победителей и призеров престижных олимпиад. И это хорошо. Но они куются в "Сириусе" и ограниченном круге спецшкол при помощи репетиторов. В массовой школе - не так. Тут по данным "Народного фронта" сорокапроцентная нехватка учителей, а по данным общественных организаций учителей и родителей - Савватеев с "Родной школой", РВС и многие другие - учителя получают низкую зарплату в общем и, в частности, мизерную за одну ставку.
Вопрос прост. Считаете ли вы, что в сегодняшних геополитических реалиях Россия может опираться только на Сириус, без опоры на массовую школу или нет?

Но Кравцова не было, а к Васильевой я питаю некоторые симпатии. Отдавая себе отчет, что их источник может находиться в "стокгольмском синдроме". Ведь даже заключенные нацистских концлагерей находили среди тюремщиков "добрых" людей.

Поэтому такая заготовленная речь усиливала дискомфорт. Дискомфорт...

Дело в том, что вокруг было полно деятелей Церкви, людей имеющих церковный сан. Происходило всё под сводами храма и выглядело чинно и благородно. Ко всему этому нельзя не испытывать молчаливого уважения, даже если ты не являешься человеком верующим, а вокруг полно чиновников. А лично мои отношения с религией сложны. Я не во всем принимаю "её язык", но понимаю, что если есть народная душа, то она в значительной степени связана с православием. А отправляясь на боевые задачи или, например, переживая тяжелую болезнь отца, я делал это с крестиком на шее.

-2

Ну и представьте, нужно было: нарушить регламент, возможно кого-то перебить, перечеркнуть спокойную рабочую атмосферу, обратив на себя внимание. Правда, чем больше выступлений я слушал, тем сильнее во мне начинали бурлить ярость и возмущение, облегчая задачу.

Начала выступление Ольга Юрьевна. Её выступление скорее оставило меня равнодушным. Она перечисляла какие-то конкретные дела, которые уже удалось сделать, но все они были столь малозначительными по сравнению с терзающими учителей и родителей проблемами, что даже ничего вспомнить не могу из той речи.

Дальше в три ручья из двух ноздрей полились "розовые сопли" чиновников. Которые, впрочем, вовсе не затрагивали Школу. Их своим выступлением прервал Валерий Александрович Фадеев:

Коллеги, я вынужден сказать, что не разделяю такого оптимизма...

Фадеева лично я заметил давно. И понял, что у него давний спор с министерствами. На канале есть несколько видео на эту тему:

Но и Валерий Александрович не сказал ничего о Школе. Он говорил о способе познания действительности через науку, искусство и религию.

Среди массы "сладкоголосых говорунов", которые были после него выделить некого. Поэтому перечислю только тех немногих, кто заслуживает внимания.

Дугин.

Александр Гельевич поднял важную, но очень огромную тему, которая имеет некоторое отношение к педагогике, но не к Школе. Он говорил о засилии иностранных концептов в различных сферах научного знания. Например, в политологии и педагогике.

Его соратник (не запомнил фамилии) продолжил данную линию, раскрыв то, какие образовательные системы есть в мире (германская, английская, американская, французская, русская), в чем их различия и где тут место России. Это уже ближе к Школе, но не она.

Очень понравилось мне выступление Генри Тиграновича Сардаряна из МГИМО.

-3

Он в некотором роде продолжил выступление Дугина, взяв конкретную проблему и наполнив её фактурой. А, кроме того, Генри Тигранович оказался замечательным оратором, слушать которого было интересно:

Почему критерии развития науки в России должны определять какие-то британские частные компании?

Рекомендую ознакомиться с тезисами его выступления по ссылке выше. Там не много, но очень верно и интересно. Однако и Генри Тигранович ничего не сказал о Школе. Видимо, просто потому, что он не знает Школы.

Единственным... Одним-единственным(!) из всех выступающих, кто сказал о Школе был Константин Валерьевич Малофеев. Который – барабанная дробь – сам является учителем:

Я раз в неделю преподаю историю в нашей православной гимназии...

Константин Валерьевич сказал о том, что полностью поддерживает тот законопроект, который совсем недавно так бурно обсуждало общество, – законопроект "о запрете телефонов". Что в их гимназии телефоны запрещены и только это позволяет видеть хоть какую-то осознанность в глазах учеников.

Потом он повернулся к представителям министерств просвещения и высшего образования и продолжил примерно так:

Если министерства считают нужным наличие у школьников планшетов для обучения, которые будут подключены только к образовательным ресурсам, это, конечно, их мнение. И пусть в таком случае это будет, если они смогут предоставить планшеты всем ученикам.

И клянусь, что в этой фразе я услышал глубоко спрятанную издёвку!

Но время шло, многие покинули зал. Видимо, как среди выступающих, так и среди слушателей было много случайных людей: приехали в составе "свит", нужно было прочитать доклад, потому что позвали, пригнали, как это часто бывает.

И вот, в значительно опустевшем зале почти не осталось ковыряющихся в телефонах людей.

-4

Церковный иерарх, которого можно видеть на фотографии покинул секцию одним из первых из-за болезни. За столом сидела Васильева, какой-то из заместителей какого-то министра (справа), и Могилевский, которого на этой фотографии еще нет.

Ольга Юрьевна отвлеклась от регламента, встала и сказала, что за оставшиеся полчаса заслушать восемнадцать выступающих не получится, поэтому не понятно, что делать...

И тут встрял я. Поняв, что никаких вопросов не предусмотрено, а этот момент может оказаться единственным, я поднялся над сидящими и с некоторыми нотками легкого возмущения спросил:

А вопросы с "земли" не предусмотрены?

Ольга Юрьевна не смогла сразу признаться и быстро ответила, что "Вопросы? Вопросы, конечно, предусмотрены, но, видимо, они будут после выступлений".

И этот мой поступок, как потом стало понятно, оказался той самой "костяшкой", которая дала название эффекту.

Эффект домино.
Эффект домино.

Пока же я, как человек в меру воспитанный, получив обещание, уселся на место.

Последней выступающей, которая говорила что-то полезное и небезразличное оказалась какая-то заместитель кого-то в Мордовии. Высокая красивая девушка, к которой, из-за этого, я сначала отнесся скептически. Но с первых слов стало ясно, что она приехала не "торговать лицом", просто сотрясая воздух.

Речь шла о методике, с помощью которой в Мордовии исследовали отношение молодых родителей с детьми в детских садах к семейным ценностям. Оказалось, что ценности эти среди родителей занимают крайне слабую позицию, а
отношение родителей, например, к однополым бракам, было вовсе не отрицательным. Что
ситуация в этой сфере "ужасная"...

После того, как выступающие закончились Ольга Юрьевна задалась вопросом о резолюции. Оказалось, что никаких ответственных в зале нет, как нет и организаторов. Нет никого, кто мог бы ей что-то разъяснить. И именно в этот момент я понял, что ее, скорее всего, не поставили в известность о том, какую роль она будет выполнять. Или дали не совсем полную информацию, попросту подставив.

И пока я переваривал новые вводные, уже подозревая, что никто ни на какие вопросы отвечать не собирается и думая над дальнейшим, с места встала сидевшая рядом со мной женщина из МФЮА. Намекнув на данное обещание, она заявила о том, что желает высказаться об оставшейся без обсуждения проблеме. И, что главное, эта замечательная женщина, набравшись наглости (а с ними только так и нужно, получается), прошла к трибуне и заявила о том, что...

нужно отменять ФГОС!

Ольга Юрьевна, Могилевский и "статс-секретарь, заместитель Министра просвещения" Корнеев Андрей Алексеевич просто молчали. Им нечего было ответить этой женщине на ее аргументы!

Когда она, не дождавшись ответа уходила от трибуны, встал и я. Возмущенно разводя руками, начал с вопроса:

А кто это все делать будет?!

Дело в том, что основным мотивом всех болтунов было то, что нам нужно воспитывать патриотизм, гражданственность и укреплять духовность. Кроме этого, в частностях, была "накидана" еще небольшая кучка предложений, реализовывать которые, конечно же, должны будут учителя, если все это, не дай бог, будет принято. Теперь, думаю, мой вопрос понятен читателю. Но на этом я не остановился и комкая заранее заготовленный текст, продолжил:

Кто нам прочтет доклад и ответит на вопрос о том, кто все это будет делать? Народный фронт: сорок процентов учителей не хватает! Общественные организации учителей и родителей – Савватеев, РВС и многие другие – у учителей низкие зарплаты! Может быть кто-то скажет, кто всё предложенное будет делать?!

"Молодой человек" – грустно вспомнила меня Васильева. – "Кадровый вопрос..."

В её глазах была растерянность. Но вскоре бывший министр нашлась. И начала говорить о том, что они стараются как-то исправлять ситуацию, что цели у нас одинаковые...

Буквально полторы фразы успела произнести она, по которым я понял, что ответа не будет и "взял стойку", решив помешать уйти от ответа, одновременно извинившись и сообщив, что хотел бы поговорить с Кравцовым. Но тут, к её удаче, с места выкрикнула еще одна женщина. Повод там был пустячный, но слова, – её слова позволили Ольге Юрьевне тут же переключиться:

Цели у нас с вами разные!

– Кто это? У кого с нами разные цели?! - Возмутилась Васильева. - Что вы там сидите? Представьтесь!

И, видя растерянность и даже испуг женщины, продолжила:

– Идите сюда! Отсюда скажите всем, какие у вас цели, что они с нашими не совпадают?

Возмущена она была искренне. Что до женщины, то та неуверенно подошла к кафедре и так же неуверенно начала говорить что-то пустячное, да еще совершенно не владея вопросом.

Видя это, Ольга Юрьевна справедливо "распекла" "оратора". А я в этот момент вдруг понял, что теперь разбежались даже те, кто до моего вопроса еще оставался. Васильева пребывала перед нами в одиночестве и, видимо, понимая, что беседа может вернуться в заданное мной русло, продолжила говорить.

Она говорила эмоционально и мне показалось, что даже обиженно. Она говорила о том, как много им удалось сделать за "эти ужасные тридцать лет". Сославшись на выступившего товарища из Воронежа, вспомнила учебник по Отечественной истории, который "даже в девяностые вызывал у всех ужас". О том, как сложно было его отменить, но цель была достигнута.

Из того, что и как она говорила, я понял, что не ошибался в ней. Эта женщина просто почему-то не может ничего сделать по-крупному, искренне стараясь исправить ситуацию в частностях. И никакого смысла продолжать ее "давить" уже не было. Она и так не смогла ничего сказать, видимо, не желая врать и извиваться.

Тогда я решил подойти к ней и спросить, какую помощь в решении этих вопросов можем оказать министерству мы – учителя и родители. Но вокруг нее очень быстро организовалась целая толпа пустяковых просителей, желающих сфотографироваться или получить автограф.

И вот тут я виню себя до сих пор. У меня не хватило наглости всё это разогнать и обратиться к Васильевой еще раз. Не хватило, в том числе и потому, что я почти не сомневался – "помочь" им мы никак не можем. Но, тем не менее.

Когда я медленным шагом направился к выходу, ко мне подошёл батюшка. Осмысленно глядя в глаза – осмысленности во всем действе было так мало, что я подчеркиваю каждый такой момент – он, поддерживая меня, произнес:

Вот так. Как только вы их ткнули носом, они сразу разбежались.

Если у моих уважаемых читателей есть сложные истории из школьной практики, какие-то личные приемы или наработки, то призываю присылать их мне. Я с удовольствием опубликую всё на радость и подмогу другим учителям. С изменением или оригинальными ФИО по желанию. Пишите в "телегу". По другим вопросам писать можно туда же.

Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).

Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).

Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).

Все о безопасности детей от ОБЖшника.

"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).

Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).

Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).

Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).

Новости образования.

Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).