«Храм у евреев один, и он разрушен»
В сознании русскоязычного человека мечеть, церковь, синагога — это все храмы. Храмы разных религий. Но это неверно: синагогу нельзя называть храмом.
Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для молитвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священники-коэны могли проводить богослужения. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте (на Храмовой горе), и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.
Синагога (от греч. συναγωγή — «собрание») — это не храм, а место для молитвы и ритуального чтения Торы. Синагога является центром еврейской общины, где люди собираются для религиозных и социальных мероприятий. Она служит местом для общения, обучения и совместной молитвы. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убранстве всех синагог присутствуют отсылки к Иерусалимскому Храму. Например, шкаф для хранения свитков Торы (арон а-кодеш) напоминает о Ковчеге Завета, а возвышение в центре зала (бима) — о жертвеннике во дворе Храма.
В православном храме есть священник, а в синагоге? Раввин — это не священник, он обладает знаниями в области еврейской религии, закона и традиций и служит духовным руководителем общины. Он может проводить религиозные службы, вести образовательные программы, предоставлять консультации и руководить различными религиозными обрядами, такими как свадьбы, похороны и обрезание. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объединены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авторитет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. Для общественного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен миньян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет, а также свиток Торы. И да, никакого запрета на посещение синагоги неевреями нет.
Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. При строительстве синагоги существуют определенные правила и рекомендации, которые могут варьироваться в зависимости от конкретных общин и традиций. Вот некоторые общие принципы:
- Ориентация: синагога обычно ориентирована на восток, в сторону Иерусалима, чтобы символически указывать на направление молитвы. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распространением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отношению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.
- Священные предметы: в синагоге обычно присутствуют священные предметы, такие как арон-а-кодеш (священный шкаф для хранения свитков Торы), бима (подиум для чтения Торы) и нер тамид (вечный светильник).
- Разделение полов: в ортодоксальных синагогах мужчины и женщины могут сидеть отдельно или быть разделены перегородкой. Во время молитвы мужчины не должны видеть женщин, чтобы не отвлекаться от служения Всевышнему.
- Миква: Некоторые синагоги могут иметь микву — ритуальную купель для обрядов очищения.
Важно отметить, что эти правила и рекомендации могут различаться в разных общинах и странах и могут быть дополнены местными законами и требованиями.
Синагога и храм — это два разных термина, которые относятся к религиозным сооружениям, но имеют различия в своем использовании и значении.
Синагога не является храмом. Храм у евреев один, и он разрушен. Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса).