Найти тему

По КБЖД от Шарыжалгая в сторону Порта Байкал

Всем добрый день! Ну что, еще не утомили вам бесконечные тоннели в публикациях про КБЖД? Если честно, то я дважды путешествовал по дороге на туристическом поезде и где-то уже на середине пути от тоннелей начинает подташнивать немного. Конечно, ты постоянно поражаешься тому инженерному подвигу, который совершили строители в начале ХХ века. Но при этом некое однообразие пейзажа определенным образом наскучивает.

Однако куда ж мы денемся теперь с этого маршрута?! Необходимо пройти его до конца. Но еще раз подумайте, а стоит ли действительно брать тур на целый день или лучше ограничиться самостоятельно организованным туром на КБЖД за гораздо более разумный бюджет. И мы начинаем сегодня от Шарыжалгая. На 137 км будет достаточно аккуратная база отдыха "Царское подворье". Отдых наедине с природой - вот что может двигать путешественником, который решит приехать в эти края. Здесь достаточно хорошее благоустройство, но из всех занятий будут только прогулки на свежем воздухе. Конечно, можно ездить в Слюдянку на некий променад, но... Это тоже не самое туристическое место. А вот природы здесь много!

База отдыха на 137 км. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
База отдыха на 137 км. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Есть, правда, один нюанс. Если верить информации с сайта этого средства размещения, то стоимость номера здесь начинается от 12000 руб. в сутки. Плюс еще питание 4500 руб. в сутки со взрослого. В самой базе отдыха Шарыжалгай цены пониже будут, но тоже все будет приближаться к 10000 руб.

Вплоть да пади Козлиная - остановочный пункт Пыловка - особо никаких сооружений не будет. А вот затем сразу три достаточно интересных тоннеля с обустроенным пространством между ними на 132-133 км.

Тоннель с лотком для воды. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тоннель с лотком для воды. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

У речки Шабартуйка в пади Каторжанка можно осмотреть руины еще одной бывшей электростанции. Ну и, конечно, главная достопримечательность здесь - это перевернутая ферма моста. Очень нетипично ее положили.

Шабартуй. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шабартуй. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот затем начинается самый трудный участок на всем протяжении КБЖД. Если саму дорогу называют "золотой пряжкой Транссиба", то эти места - золотая пряжка самой КБЖД. Во время строительства здесь шли постоянные обвалы, грунт был очень прочный. Район 122 км КБЖД - мыс Киркирей. Один построенный тоннель затем в итоге вообще выведут из эксплуатации, а вместо него построят новый № 18 бис. Здесь 13 сентября 1904 года и произошла смычка пути. На церемонии присутствовал лично Министр путей сообщения Хилков. И именно здесь в наши дни, наверное, наиболее обустроенная зона на всем протяжении КБЖД. Конечно, когда прибывает целый туристический поезд, то места не хватает. Но в целом есть где погулять и сфотографироваться.

Киркирей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Киркирей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

У тоннеля № 26 есть мыс, который называется Столбы. Выглядит вот так:

Мыс Столбы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мыс Столбы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, чуть было не забыл написать еще один факт про мыс Колокольный на нашем пути. Через него ведут достаточно средние по протяженности тоннели - Большой Колокольный № 23 и Малый Колокольный № 22. В одном из них есть выемка, через которую можно попасть на берег. Знамениты эти места тем, что здесь на территории южного Байкала можно увидеть нерп. Вообще они обычно ближе к центральной и северной частям озера встречаются. Но почему-то вот облюбовали себе место и у мыса Колокольный.

А еще через несколько километров будет Маритуй. И в годы строительства, и в наши дни - это крупнейшая станция на всем участке после разве что Култука и Слюдянки. Ну и Порта Байкал, конечно. Здесь была школа, больница, интернат, церковь, несколько крупных бараков, множество казарм, магазины, наконец. В наши дни численность населения составляет около 50 человек. При этом Маритуй называют столицей КБЖД. Там есть даже здание вокзала. Бывал дважды в этом поселке, пытался найти хоть какой-то киоск, где можно раздобыть что-то перекусить, но бесполезно. Здесь самое приличное здание вокзала из всех после Култука. Но и оно было закрыто.

После Маритуя будет несколько Сенных бухт, самый маленький тоннель на КБЖД, а перед самым длинным тоннелем - само село Половинная с памятником паровозу, пляжем, который небольшой мыс хоть немного отгораживает от Байкала. Именно здесь раньше делали часовую остановку туристические поезда. Но вот последние километры перед Половинной нередко называются самым скучным местом на всей КБЖД.

Мосты через р. Большая Половинная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мосты через р. Большая Половинная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На электричке добираться до этих мест около 3-х часов. Примерно столько же на судне на воздушной подушке Баргузин из Иркутска. Раньше он тоже доходил именно до этой бухты, но дальше не шел. А паровоз, который здесь установили, вроде как американский. В годы войны получали их по ленд-лизу. Причем сначала памятник установили на другой станции - Уланово, но затем почему-то решили перетащить.

В общем, остался нам с вами последний этап до переправы через исток Ангары. Что будет после него - я еще не решил. Но постараюсь что-нибудь придумать. Спасибо, что читаете. До встречи!