Найти тему
Журнал МУЗилка

«Золотой граммофон-1998». 7 хитов 25-летней давности.

Оглавление

В эти дни внимание меломанов вновь приковано к «Золотому граммофону». Как раз 29 ноября в Москве в «Крокус Сити Холле» проходит очередная церемония вручения премии 2023 года, по телевизору её обычно показывают ближе к новому году. На моём канале сформировалась традиция в конце года вспоминать песни прошлых лет. Сегодня перенесемся на четверть века назад, в 1998 год - непростой и кризисный для нашей страны. В быту его часто вспоминают в модальности «не дай бог повторится», а песни того времени до сих пор живут в памяти, музыкально год был разнообразным. В небольшом обзоре получится охватить лишь несколько популярных хитов. Я отобрал 7 композиций «Золотого граммофона-1998».

Учрежденная «Русским радио» премия «Золотой граммофон» в 1998 году вручалась в третий раз. Она к тому времени уже стала одним из главных музыкальных событий года, наряду с существовавшим ещё с советских времен и ставшим легендарным фестивалем «Песня года». Их программы немного отличались, и в каждой были знаковые и памятные хиты. В этот раз музыкальные экскурсы в прошлое я решил разбить на две части, поговорив отдельно о «Золотом граммофоне» и отдельно о «Песне года». Хиты, звучавшие и там и там, я равномерно распределил по двум публикациям. Поскольку на «Граммофоне» песен всегда звучало меньше, начинаю с него.

Примечание: Дзен позволяет напрямую добавлять видео только с Youtube, к сожалению большинство выступлений «Золотого граммофона-1998» с описанными песнями не представлены на этом видео-хостинге отдельными роликами, поэтому для иллюстрации я добавил другие видеозаписи.

Крошка моя

Муз. и сл. С. Жуков, исп. «Руки вверх»

«Крошка моя, я по тебе скучаю»,

- звучало в конце 90-х из каждого утюга. Исполнял эту песню дуэт Алексея Потехина и Сергея Жукова, объединившийся под названием «Руки вверх». Без песен этой группы невозможно себе представить не только «музыкальный 98», но и все последние годы ХХ столетия, их хиты стали своего рода «лейтмотивом» рубежа веков. История проекта берет начало в 1993 году, со знакомства Жукова и Потехина.

Алексей Потехин и Сергей Жуков. Группа "Руки вверх".
Алексей Потехин и Сергей Жуков. Группа "Руки вверх".

Спустя пять лет в их арсенале уже было несколько заметных широкой публике композиций, но настоящий музыкальный прорыв связывают как раз с 1997-1998 годами, когда «Руки вверх» представили второй полноформатный альбом «Сделай громче». Преисполненная хитами пластинка имела огромный успех. На ней были представлены сразу несколько композиций, ставших знаковыми. Это и «Песенка», с бессловесным перепевом «Ла-ла-ла», в дальнейшем адаптированная на западе, и «Чужие губы», подхваченная футбольными фанатами московского клуба «Локомотив» и, конечно же, «Крошка моя». Этот хит принес коллективу первую в их карьере статуэтку молодой, но уже популярной и престижной премии «Золотой граммофон».

Въедливый танцевальный хит с энергичной мелодией в тексте затрагивает жизненную, волнующую многих молодых людей тему. Песня написана Сергеем Жуковым от лица солдата, как обращение к возлюбленной, от которой он «письма не получает».

О предыстории, подоплеке и источниках вдохновения хита приводятся разные сведения, восходящие к высказываниям его автора. Так, например, Сергей Жуков рассказывал, что песня вдохновлена реальной историей его друга, которого девушка не дождалась из армии. При этом музыкант упомянул, что дело было за десять лет до появления хита «Крошка моя». Эта версия, в частности, была изложена в интервью журналу «Телепрограмма» в декабре 2019 года.

В более старом интервью молодой Сергей Жуков озвучивает несколько другие сведения, рассказывая, что образ лирического героя оброс подробностями не сразу, солдатом он стал, когда текст был уже написан. Не хватало одного слова, и Жуков примерял к герою песни разные профессии, он озвучил варианты «ждет шахтер от Вас письма» или «ждет диджей от вас письма». Солдат оказался попаданием в цель.

«Звезда моя далекая»

Муз. и исп. Д. Маликов, ст. Л. Виноградова

В завершающемся 2023 году представитель музыкальной династии Дмитрий Юрьевич Маликов отметил 35-летие своей творческой карьеры. Нынешней молодежи музыкант мог бы запомниться лишь как «дядька из рекламы Озона», однако, нестареющий композитор и певец держит руку на пульсе, освоил блогосферу и активно взаимодействует с новым поколением слушателей и артистов. В популярном шоу «МУЗ-ТВ» «Битва поколений», сталкивающем на одной сцене артистов разных эпох, в соперницы Маликову досталась Тося Чайкина. В третьем раунде, предполагающем «обмен хитами» девушка запела «Звезду мою далекую». Двухлетняя Антонина едва начала ходить в тот год, когда этот хит широко зазвучал в теле- и радиоэфире и принес автору музыки и исполнителю очередную статуэтку «Граммофона». Маликова тогда уже смело можно было назвать «завсегдатаем» премии, его хиты звучали на всех трех церемониях.

Дмитрий Маликов на "Золотом граммофоне 1998"
Дмитрий Маликов на "Золотом граммофоне 1998"

Маликов из тех композиторов, кто привык сначала сочинять музыку, а уже потом обращаться к поэтам за словами. Но со «Звездой» получилось наоборот. Этот хит он написал на готовые стихи, присланные ему из Италии. Апеннинский полуостров в тот период был постоянным местом жительства поэтессы Лидии Виноградовой, с которой Маликов начал соавторствовать, ещё делая первые шаги на эстраде. Как это часто бывает, стихи сочинялись сами собой, из житейской бытовой ситуации.

«По узкой горной дороге,
Что вьется как серпантин
Под месяцем одиноким
Я еду, как он, один»,

- эти строки «снизошли» к поэтессе во время поездки за покупками.

«Я ехала по узкой горной дороге, у себя дома в Италии, возвращалась с рынка, накупила много всяких вкусных вещей, потому что вечером должны были быть гости. И совершенно непонятно, каким образом написались эти строчки», - рассказывала Виноградова.

Песня с музыкой и в исполнении Дмитрия Маликова озаглавила его третий полноформатный альбом, выпущенный лейблом «Джем» 15 марта 1998 года.

Ча-ча-ча

Муз. А. Грозный, ст. О. Орлова. исп. группа «Блестящие».

Конец 90-х – первая половина нулевых в нашей поп-музыке запомнились «засильем» девичьих групп разного масштаба и степени долгожительства. Продюсеры один за другим запускали проекты, подбирая мало-мальски поющих девчонок, и выпускали их на сцену. К 1998 году тенденция популярности девичьих групп была ощутима, на третьей церемонии «Золотого граммофона» выступило сразу две широко популярных группы этого формата: «Стрелки» и «Блестящие».

Солистки в подобных коллективах менялись как в калейдоскопе, кого-то слушатель напрочь забыл, а кто-то надолго задержался на экранах, прославившись в составе коллектива или сделав заметную сольную карьеру. Так из группы «Блестящие», созданной в 1995 году двумя Андреями –Грозным и Шлыковым, вышло несколько популярных певиц. В первую очередь вспоминается безвременно ушедшая Жанна Фриске. К 1998 году она уже второй год работала в «Блестящих», на сцене «Золотого граммофона» распевала:

«Согревает огонь, обжигает земля, этой ночью с тобой мы танцуем ча-ча-ча».

Вместе с Фриске в составе группы на сцену вышли Ирина Лукьянова и близкая подруга Жанны, в дальнейшем сольная певица Ольга Орлова. Она и написала текст этого хита с музыкой Андрея Грозного.

Группа Блестяшие на "Золотом граммофоне-1998"
Группа Блестяшие на "Золотом граммофоне-1998"

Большую часть своей истории «Блестящие» были квартетом, песню «Ча-ча-ча» и альбом «Просто мечты», на котором она издана, девчонки записывали вчетвером. В ноябре 1998 года, почти перед церемонией группу покинула Полина Иодис, и на «Золотом граммофоне» выступало трио «Блестящие», а на отборочном этапе «Песни года» и «Стопудовом хите» - ещё квартет.

«Я это ты»

Муз, сл. и исполнение М. Насыров

Рано и трагично ушел из жизни певец Мурат Насыров, печальная новость облетела российский музыкальный мир в первый месяц 2007 года, певцу было всего 37 лет. Пик популярности артиста пришелся как раз на 90-е. На третьей церемонии вручения премии «Золотой граммофон» он получил награду за хит, оставшийся в памяти одной из главных его песен.

«Я это ты, ты это я, и никого не надо нам»,

- запел Насыров со сцены «Граммофона» свою авторскую композицию.

Насыров, Мурат Исмаилович (1969-2007)
Насыров, Мурат Исмаилович (1969-2007)

С самого начала творческого пути Насыров позиционировал себя автором-исполнителем, им двигало желание петь собственные песни. Но карьера музыканта складывалась таким образом, что наиболее популярными хитами в его исполнении стали каверы, а точнее русскоязычные версии зарубежных песен.

Дуэтом с Аленой Апиной он воспел «Лунные ночи», на мотив хита-победителя Евровидения-1975 «Digi-Don». А в дебютный альбом, озаглавленный авторской композицией «Кто-то простит», Мурата побудили добавить песню про мальчика, который очень хочет в Тамбов, текст был написан на мелодию родом из Бразилии. Этот хит в 1997 году стал мегапопулярен и собрал музыкальные награды, за него Насыров получил свою первую премию «Золотого граммофона», а вторую спустя год принес хит «Я – это ты». Премьерное исполнении композиции состоялось в ходе совместного тура с Аленой Апиной. В 1998 году Мурат Насыров выпустил альбом «Моя история» куда вошли и «Лунные ночи», и «Я это ты».

«Там за туманами»

Муз. И. Матвиенко, ст. А. Шаганов, исп. гр. «Любэ».

В 90-х продюсер Игорь Матвиенко явил слушателям две совершенно разных по эстетике и концепции мужских группы, и обе в 1998 году получили «Золотой граммофон» и стали лауреатами «Песни года». Разговор об одной из визитных карточек «Иванушек» я решил оставить до публикации о «Песне-98». Другой проект Игоря Игоревича, созданная ещё в конце 80-х группа «Любэ» во главе с бессменным солистом Николаем Расторгуевым, в этот год собрала награды хитом «Там, за туманами».

Николай Расторгуев на "Золотом граммофоне-1998"
Николай Расторгуев на "Золотом граммофоне-1998"

Песни, выпущенные поздней осенью или в начале зимы, зачастую отмечаются на музыкальных премиях на следующий год после выхода. «Там, за туманами» была представлена публике в конце 1997, стала стартовым треком на пластинке «Песни о людях», пятом полноформатном альбоме группы «Любэ». В ноябре выпустили клип режиссера Олега Жукова.

Визуальный ряд создал ассоциацию с военно-морской тематикой, хотя в тексте композиции явных признаков того, что речь идет именно о военном флоте – нет. Моряки на гражданских судах также тоскуют по «берегу родному», который остался «там, за туманами».

Источником вдохновения для частого соавтора Матвиенко поэта Александра Шаганова послужил круиз по северным морям. Под впечатлением он набросал черновик текста и принес Игорю Игоревичу. Матвиенко быстро сочинил мелодию, уже на следующее утро текст был доработан.

Спустя три года после выхода хит конца 1997 – 1998 годов приобрел новую трагичную ассоциацию. Крушение подлодки «Курск», произошедшее в 2000, изменило общественное восприятие хита.

«Всяко-разно»

Муз. В. Зинуров, сл. С. Суровенко, И. Богомазов исп. гр. Отпетые мошенники

«Всяко-разно, это не заразно», - для кого-то этот хулиганско-скандальный хит 1998 года стал «олицетворением дурновкусья» и бессмыслицы своего времени. Но, как ни крути, спустя 25 лет его хит-фраза сидит в памяти, а в своё время композиция и видеоклип на неё произвели настоящий фурор в меняющейся музыкальной реальности.

90-е годы и 1998-ой, в частности, оказались богаты на разного рода провокационные и неординарные музыкальные проявления. «Отпетые мошенники» логично вписались в этот контекст.

Три «Отпетых мошенника» - Сергей Суровенко, более известный как Аморалов, Игорь Богомазов и Вячеслав Зинуров, он же Том Хаус, и танцовщика Клава МС собрались вместе в 1996 году, но широкое общественное внимание неординарное мужское трио привлекло как раз в 1998 хитом «Всяко-разно», который они сами же и написали: Том Хаус – слова, Сергей Аморалов и Гарик Богомазов – музыку. «Золотой граммофон» за эту песню стал первым для коллектива.

Февраль

Муз. и сл. Л. Агутин исп. Л. Агутин и А. Варум

В 1998 году Леонид Агутин получал уже третью статуэтку «Золотого граммофона», и второй год подряд появился на сцене не один, а вместе с Анжеликой Варум.

Оба артиста были на виду с начала 90-х, каждый сам по себе. Варум исполняла хиты авторства своего папы про «Городок» и «Зимнюю вишню», а Агутин прослыл «Босоногим мальчиком». Официально авторский тандем оформится в миллениум, пара зарегистрировала брак в 2000 году, но уже в конце 90-х их жизненные и творческие судьбы тесно переплелись. В 1997 дуэт получит «Золотой граммофон» за «Королеву», а спустя год вновь появятся на церемонии и споют про «Февраль», который «как господин снимает белое пальто».

Хит авторства Леонида Агутина, станет «визитной карточкой» дуэта. Песня представлена в дискографии обоих исполнителей. У Агутина эта песня вышла на альбоме 1998 года с совсем неподходящим сезонным названием «Летний дождь». В 1999 году «Февраль» появился на пластинке Анжелики Варум «Только она».

****

Как же «Золотой граммофон-1998» года да без Шуры, ведь именно в этот год новосибирский юноша Александр Медведев «не поверил слезам», в трусах и шубе отплясывая перед телезрителями и на «Золотом граммофоне» и на «Песне-98». О Шуре и его хите «Не верь слезам» на моём канале совсем недавно выходил отдельный материал, дабы не повторяться, оставлю ссылку на публикацию.

Вскоре вернусь к читателям с продолжением разговора о хитах 25-летней давности уже через призму «Песни-98». А на сегодня всё.

Материал создан в развлекательных целях на базе информации из открытых источников. Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.