Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто (18 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, мастер городского пейзажа и глава венецианской школы ведутистов. Его атмосферные изображения Венеции и Лондона повлияли на все последующие поколения ландшафтных художников.
Антонио Каналь родился в семье художника, и его живописный путь был уже предопределен. Прозвище Каналетто (то есть уменьшительное от Каналь) будущий художник получил в детстве. До 1720 года о жизни Каналетто ничего не известно. Именно в этом году он и появился в списке городской гильдии живописцев и скульпторов. Его талант уже не вызывал ни у кого сомнения, несмотря на то, что он был очень молод.
Термин «ведута» образовался от итальянского слова «veduta», что в переводе означает «вид», и относится к картинам, изображающим повседневный городской пейзаж.
По сути, ведута – прообраз фотографии, золотое правило этого жанра – большая точность. Поэтому тот, кто заказывал художнику городской пейзаж, действительно увозил домой воспоминания о своем путешествии.
В 1730е годы Каналетто был в зените славы: исключительной красоты реалистичные виды города в его исполнении мечтал увезти с собой на родину каждый знатный вельможа и купец, гостивший в Венеции. Художник умел подмечать мелкие детали и подавать их настолько ярко и свежо, что разглядывать его ведуты было истинным наслаждением не только для владельцев картины, но и для гостей, которым работы Каналетто с гордостью демонстрировали.
Заказов было настолько много, что, в конце концов, Каналетто стал работать с использованием камеры-обскуры, с помощью которой быстро делал основные наброски будущей картины. Помимо этого он придумал и стал использовать механистическую технику с использованием линейки и компаса, а также вывел для себя композиционную формулу, согласно которой помещал на картину архитектурные сооружения и детали. Если пейзаж казался Каналетто недостаточно точным или гармоничным, он легко вносил небольшие изменения в изображение архитектурных построек.
Используя свою международную известность, художник в 1746 году отправился в Англию, поближе к заказчикам, где был принят очень тепло. Здесь он провел почти 10 лет, большинство времени посвящая работе в лондонской мастерской. Несмотря на большие отличия между английской и венецианской архитектурой, Каналетто создал в Лондоне множество новаторских и экспрессивных работ. Тем не менее, к концу своего пребывания в Англии стиль художника стал настолько механистическим (хотя и композиционно совершенным), что поползли слухи, будто бы он не знаменитый Каналетто, а самозванец, работающий в стиле выдающегося мастера. Скандал был настолько громким, что Каналетто был вынужден организовать публичную демонстрацию своего мастерства, нарисовав картину в присутствии свидетелей – и тем опроверг все домыслы злопыхателей.
Возвращение художника на родину было отмечено публикой, а позже и официальными представителями художественных кругов Италии. В 1763 году Антонио Каналь стал членом Венецианской академии изящных искусств, а несколько позже получил пост в Художественном колледже (Collegio dei Pittori). Каналетто работал до конца своих дней, однако вершины его творческого пути остались в прошлом. Тем не менее, именно Антонио Каналь стал одним из самых влиятельных ведутистов Италии, оставив после себя плеяду блистательных учеников.
На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».
Цитаты, которые часто любил говорит Каналетто:
- «Я не рисую то, что вижу, я рисую то, что чувствую».
- «Истинная цель искусства — сделать невидимое видимым».
- «Красота не в самих вещах, а в том, как мы их видим».
- «Хорошая картина — это путешествие в мир, где все красивее, чем на самом деле».
Я благодарю за эту чудесную подборку материала Ирину Стеблину дизайнера сайтов и страниц в соц сетях. Вместе с ней мы ещё раз расскажем об этом удивительном художнике, мастере своего времени о его картинах, чувствах и эмоциях, которые они вызывают. Я добавлю, как энергии планет данные ему при рождении помогали раскрывать свой талант.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересное