Одноклассница пригласила Витеньку на день рождения. По дороге из школы домой она завела мальчика в квартиру, куда надо придти, сказав Витеньке: «Его будут очень, очень ждать, надо, чтобы он непременно пришел!». Он пришел.
Первое впечатление мальчика – неописуемо. Витя был единственным мальчиком среди нарядных, бойких, уверенных в себе девочек, ни капельки не похожих на тесно жмущихся друг к другу тихонь, которыми они были в школе. Девочки, как казалось мальчику, были царицами. Среди цариц, мальчик растерялся. Ни одно мамино наставление, данное ему на дорогу, не годилось. Вдруг к Вите подскочила одна из цариц – Люся. Откуда-то у девчонки взялась такая смелость, уверенность бойкость, что мальчик ей сразу де доверился и подчинился.
Девочка звонко объявила: “Девочки! Смотрите! К нам Витенька пришел!”. Все царицы своими глазищами уставились на Витю. Растерянности это у мальчика не вызвало, так как через сжимаемую Люсей руку ему передавалась уверенность его защитницы. Люся знала, что надо мальчику. Ему нужно мальчишеское дело, которое его бы увлекло. Усадив Витю между Леной и Таней, Люся взяла руку Тани и отдала ее в полное распоряжение мальчику. Как девчонки без всяких слов понимают друг друга. Таня сразу же поняла, что задумала Люся, отдав мальчику ее руку. Витя удивился гибкости и послушности этой руки, с которой можно было делать все. Танины пальчики легко загибались, послушно принимая вид одинарных и двойных кукишей. Мальчик оказался в своей мальчишеской тарелке, показывал Танины кукиши девчонкам, которые заливались от смеха. Послушная Танина рука дала мальчику занятие, успокоившее его и вселившее в него уверенность.
Когда Витенька всегда знал, что надо среди девочек делать, так как следовал их подсказкам. Слушаясь девочек, мальчик считал, девчонок в отличие от мальчишек, неспособными на пакость. Так это и было. Мальчик не оставался без внимания. Всегда была девочка, видевшая, что мальчику надо помочь. Девочку, опекавшую мальчика, девочки слушались, а ее указания мальчику не замечали, приходя в восторг от поведения мальчика, не заметив, что он пользуется подсказками девочки. Мальчик был избалован вниманием цариц. Он до сих пор, попав в общество женщин, предпочитает пользоваться их подсказками, уже зная, что мужчина должен вести себя иначе.
Играя с девочками, мальчик увидел свойственную им мягкость, благожелательность. Эти качества девочек отчетливо проявлялось в играх. Не только стиль игры, а и ее содержание у девочек иная, чем у мальчишек. Для мальчишки важно выиграть. Для девочки интересно играть, представляя себя кем-то. Девочки играют так, что никто не выигрывает, а зато у каждого играющего есть своя роль. В играх с проигравшими, непонятно, лучше выиграть или проиграть. Это видно в игре в Акулину. Девочки поочередно прикручивались друг к дружке длинной лентой, пока лента не кончится. Девочка, которой не хватит ленты, проигрывает. Девочки помогают подруге уйти от проигрыша. Девочка вытягивает себе ленту, затягивая ее на девочках, старающихся сжаться. Проигравшая девочка водит. У мальчишек водящий имеет неприятнейшие обязанности. Видя старание девочек не проигрывать, мальчик ожидал, что у девчонок проигрыш ужас как неприятен. Это не так. Водящей повязывали платочек. Девочки любовно возятся с Акулиной. Пока повязывают платочек, Акулина забывает свое имя, обретая отчаяннейшую бойкость. Теперь ее зовут Акулиной. Вот и все неприятности. Акулина становится царицей, которую слушаются. Она организовывает игры. Акулина самая веселая, самая активная среди девочек Так проиграла ли девочка, став Акулиной, или же выиграла? Про такой желанный выигрыш при проигрыше Витя не слышал и не подозревал, что такое возможно. Девочки уверяли мальчика, что удивляться тут нечему. Девочка не хочет проигрывать, не хочет быть Акулиной. Ее настроение изменяет повязанный на нее платочек, так как он волшебный. Все дело в платочке.
Такое волшебство есть во всех девчоночьих играх. Волшебная сила платочка проявляется в том, что девочка, надевшая его, смело ведет себя понарошке. Она понарошке воображает себя Акулиной, изменяет свой характер, забывает свое имя, а действует и чувствует себя при этом по-настоящему.
Мальчику тоже довелось испытать на себе волшебную силу платочка. Люсю выбрали Акулиной, а она уговорила девчонок сделать Акулиной Витеньку, . , а она ему будет помогать. Девочки уговорили Витеньку стать Акулиной. Мальчик смело выполнял просьбы девочек, не ожидая от них подвоха. Как девчонки обрадовались! Они повязывали платочек на Акулину с радостью, а на мальчика они делали это с восторгом! Мальчик почувствовал волшебную силу платочка. Среди девочек мальчик был, в глубине души, не против того, чтобы быть похожим на девочку. Платочек проявил свою волшебную силу на Вите в том, что это стало ему ближе. Ему не хотелось сорвать платок, делающий его похожим на девчонку. Под влиянием платочка ему даже, как девчонку, потянуло к зеркалу, чего никогда не было. Девочки уверяли мальчишка, что он настоящая Акулина, не замечая, что мальчик слушается Люсю.
В играх девочки воображали себя различными людьми, превращаясь в них понарошке. Царством понарошки была игра в женихов и невест. Втянув мальчика в эту игру, девочки ввели особые правила. Одна из них становилась мальчиком понарошке, играя вместе с Витенькой и подсказывая ему, как надо ему играть. В этой игре девочки становились и не раз кем-то понарошке, и одной их них быть мальчиком понарошке было вполне естественно.
Чтобы войти в царство понарошки, необходим особый ритуал. При игре в Акулину им было повязывание платочка, а при игре в женихов и невест был ряд ритуалов. У Вити в этой игре был свой ритуал. Девочку, которую присоединяли к Вите, выбрали, как Акулину, и надели на нее не платочек, а кепочку. Девочка объявила Вите, что она теперь мальчик. "Ну, какой же ты мальчик. Ты в юбочке и у тебя девчоночья косичка! Таких мальчиков не бывает!" – сказал Витя. "Косичка и юбочка у меня потому, что я был девочкой. Теперь я мальчик Ваня. Мальчиком меня сделала Волшебная кепочка! Не веришь? Тогда я сниму кепочку, и стану девочкой! С тобой я не останусь, и ты не сможешь играть с девочками. Ты не будешь знать, в кого они превращаются, и никто тебе не покажет, как играть». Эта угроза была чисто мальчишеской. Девочки мальчику условий не ставили. Витя знал, что девочка понарошке может стать кем угодно, и поспешил заверить Ваню: «Не снимай кепочку! Хорошо, что ты мальчик!» Витя, возвращаясь с мальчишками из школы, рассказывал им невероятные истории, и решил рассказать их Ване.
"Слушай, Ваня, что я рассказываю мальчишкам, и мне такое же расскажи". Витя был уверен, что девочка это слушать не станет. Он рассказал Ване, что, удирая от ватаги мальчишек, которые его дразнят и жаждут избить, он взбегает по телеграфному столбу на его верхушку и сидит там, держась за ролики. Когда мальчишки разбежались, он обнял столб и по нему спустился. Ваня слушал этот рассказ, к удивлению Вити, более по-мальчишески, чем мальчишки. Мальчишки, сказали бы: «Врешь ты все!» Если бы Ваня так сказал, то это было бы по-мальчишески, но Ваня не выразил недоверия, о чем Витя мечтал, общаясь с мальчишками. Ваня в ответ рассказал, как он тоже взбежал на столб, но мальчишки не расходились. Ему пришлось бежать до следующего столба по проводам. Мальчишки Вите такого не рассказывали. Придумывать подобные истории и Вите и Ване было интересно. Они увлекались этим занятием, как мальчишки. Эти выдумки возбуждали воображение, и собеседники глубоко погружались в царство понарошки. Мальчишеские разговоры с Ваней Вите были интереснее, чем с мальчишками. Ваня рассказывал такие интересные истории, что Витя потом пересказывал их мальчишкам, которые не подозревали, что их придумала девочка.
Ваня поясняла Вите действия девочек, говоря в кого они превращаются в ходе игры. Акулине закрывали личико платочком с вышитым девчоночьим личиком. Казалось, что девочка смотрит вышитыми глазами, а она ничего не видела. Акулина вслепую ловила девочек и определяла, кто из пойманных папенька, маменькой, и доченька. Они среди девочек, которые все превращаются в кто в женихов, кто в свах, должны выбрать жениха для доченьки. Выбором жениха кон заканчивался. В следующий кон это повторялось и появлялся еще один жених. Отбирали не более пяти женихов, к которым присоединялись Витя и Ваня.
Далее все девочки, кроме женихов превращались в невест, которые рисовали картинки. На них были домики, цветы, девчоночьи мордочки и сердца, пронзенные стрелами. Часть картинки отрезалась и оставлялась на столе, а оставшаяся картинка была у невесты в кулачке. Женихи в это время разыгрывали черед выбора невест. Витя это доверял Ване. Ваня ему в выигранный им черед, доверял выбрать невест для них обоих. Жених выбирал не невесту, а часть картинки. Невеста, у которой была вторая половина картинки, становилась невестой этого жениха.
Жених и невеста усаживались на лавочку. Они были одинаково по-девчоночьи одеты, но жениха было видно. Он вел себя смело, обнимал невесту, что-то шептал ей на ушко, прижимал ее к себе и делал с ней все, что мог выдумать. Невеста ничему не противилась. Она лишь хохотала и повизгивала.
Невесты, оставшиеся лишними, тем временем плелись в монастырь. Сколько времени дать обниматься и шептаться женихам и невестам зависело от этих девочек. Их приход в монастырь обозначался тем, что они повязывали свои головки черными платочками. На этом игра заканчивалась.
Витя от выбора невест по картинкам отказался. Мальчик был уверен, что жених должен выбирать невестой девочку, которая ему нравится. Начав выбирать невест по-своему, Витя понял, почему девчонки не выбирают, а разыгрывают. Хороша любая девочка. Какую же выбрать? Витя испытал серьезное затруднение. Опять на него с ожиданием смотрели огромные девчоночьи глазищи, как в тот раз, когда он влез на парту, чтобы держать речь. Мальчик понял, что взвалил на себя непосильную ношу, и растерялся. Должно было кончиться слезами. Мальчишки при затруднении товарища норовят их увеличить. Иное дело девчонки, которые поступают прямо наоборот. В этот раз Витю спасли девчонки. Не зная, кого выбрать, мальчик задержал взгляд на Люсе. Девочка решила, что Витя выбрал ее, улыбнулась ему, подошла и протянула мальчику руку. Витя был бесконечно благодарен девочке за то, что так легко все получилось. Теперь он узнал, как надо выбирать невест. Надо внимательно смотреть на каждую девочку. Если найдешь лучшую, то хорошо, а если нет, то девочка непременно выйдет сама. Вите надо было выбрать не одну, а двух девочек невестами для себя и Вани. Вторая девочка Света тоже вышла сама.
Выразительный девчоночий взгляд, сообразительность, решительность девочек, а, главное, желание помочь товарищу, а не топить его, помогли Вите и в этот раз. Мальчик подумал, что в тот раз, когда он, встав на парту, ничего не мог сказать девчонкам, следовало по взгляду выбрать девочку, желающую ему помочь. Ей одной надо было рассказать, как утешить плачущих девочек, что мальчик сумел бы. Эта девочка легко разъяснила бы это всем.
Витя не знал Люся или Света станет его невестой, – это решал Ваня. Она выбрала себе невесту по девчоночьим правилам, – девчонки благоразумны.
С Люсей, ставшей Витиной невестой, он вел себя точно так, как вели себя женихи девочки. Он был смел и активен, стараясь не уступать в смелости и активности женихам девчонкам. Усадив невесту рядом с собой, Витя, крепко обнял ее и шептал ей на ушко, все, что хотел. Что мальчику это нравилось сказать мало, так как это для него был настоящий восторг. Мальчик оценил прелесть по-девчоночьи окунуться в царство понарошки! Чтобы вот так взять и крепко обнять девочку – об этом было бы даже страшно подумать. Любая девочка будет стараться изо всех сил вырваться из объятий мальчика и будет при этом еще и страшно визжать. Нельзя так обижать девочку! Это даже не могло придти Вите в голову, а понарошке можно и выбрать себе ту девочку, которую хочешь и даже обнять ее! В этой игре на мальчика накатывало настоящее девчоночье воображение. Витя воображал себя женихом, а Люсю своей невестой. Поэтому он шептал девочке то, что ни за что не решился бы ей сказать не понарошке. Он шептал ей в самое ухо, чтобы она хорошо слышала, что она очень красива, что он рад, что ее выбрал, что ему с ней приятно сидеть обнявшись и другие слова, которые жених может сказать только невесте. Люся слушала, ухо не отворачивала и не только терпела, а тоже шептала мальчику что-то в ответ. Девчонки шепчутся так тихо и неразборчиво, что Витя не мог разобрать, что ему Люся шепчет. Невеста шептала недолго. Она больше старалась слушать.
Войти в царство понарошки Ване удавалось лучше Вити. Ваня, оставшись в кепочке после игры, устраивала девчонкам мальчишеские шалости, которые не придет в голову делать девочке. Вместо дерганья девчонок за косички, Ваня подкравшись набрасывала девочке на лицо платок, завязав его сзади так, что не развяжешь, незаметно сшивала вместе девчоночьи юбочки. Когда одна девочка вставала, то тащила другую за юбку, начиная девчоночий переполох и визг. Мальчика удивляло, что девочки не обижаются на Ванины мальчишеские шалости. Они их только веселят.
Вите нравились девчоночьи игры, когда воображаешь и действуешь понарошке ничего не стесняясь. Он скучал по ним, перейдя в 5 класс в другую школу. Там ни девочки на Витю, ни он на девочек не обращали никакого внимания. Тогда Витя организовал точно такие игры с мальчишками. Это были те же девчоночьи игры, в которых было можно все делать понарошке. Вместо женихов и невест или Акулины у мальчишек были шпионы, пограничники, контрабандисты. Правила игр Витя выдумывал сам, вспоминая все то, что подсмотрел у девчонок. Мальчишкам такие игры нравились не меньше, чем девчонкам. Они играли в них с упоением целыми днями. Мальчишки не подозревали, что играют в девчоночьи игры. Эти игры были самыми любимыми среди мальчишек, а так как организовывать их умел только Витя, то он был лидером среди всех мальчишек двора.
Кроме игр у девочек на днях рождения были и другие развлечения. Вдруг среди девчонок появлялся мешок, который ходил, говорил басом или пищал. Ясно было, что девочка накрыла себя мешком с головы до пят с руками, чтобы ее никто не мог узнать, и пошла развлекать девчонок. Появлялись другой, третий мешки. Мешки, повеселив девчонок, спускались со второго этажа, выходили во двор и даже на улицу, удивляя мальчишек и прохожих. Такого рода развлечения, когда девочка нарядится или накрасится, что ее не узнать, были непременно и всегда неожиданно. Вдруг возглас: «Девочки! Давайте с Матреной!» Появлялась высоченная Матрена в широченных многочисленных юбках до самого пола. Ее тряпичная голова с вышитым девчоночьим личиком была вшита выше головы неизвестной девочки, находящейся внутри. Матрена нахально вмешивается во все и даже в ход игры, нарушая все правила. Матрена молчит, а говорит девочка, которую Матрена, держит за руку. Через руку Матрена поручает девочке говорить. Если она скажет не то, Матрена отрицательно качнет головой, а, если то, Матрена это покажет. Матрена самая смелая среди девочек. Она тоже выходила на улицу.
Девчоночьи дни рождения спасли Витеньке жизнь. Было это так. Став уже Виталием Анатольевичем, кончив университет, Витенька женился, но вскоре заболел. Жена очень энергичная женщина, тут же вызвала лучшего врача, который распорядился немедленно отправить Витю в инфекционную больницу. Привезли мальчика в больницу, а там на него глянули знакомые добрейшие глазки. Одна из девочек, с которыми Витенька отмечал их дни рождения, стала врачом и была крупной шишкой в инфекционной больнице. Она тут же Витеньку узнала и сказала его супруге, чтобы та в больницу не ездила. Она Витеньку знает. Они вместе учились в школе, и она берет его полностью на себя. Вот лежит Витенька с высоченной температурой, то и дело теряя сознание. Появляются знакомые беспокойные глаза. Витеньке делают укол в руку и ему становится легче. Так, делая уколы и ночью и днем, девочка спасла Витеньку от неминуемой гибели. После выздоровления в больнице надо было лежать еще 5 дней, пока не будет готов какой-то посев. Ни в один из этих дней девочка не появилась.