Новостные сюжеты часто показывают как бойцы ВС РФ производят пуски ракет из переносного ЗРК. Стрелки рассказывают, как им удается поразить из ПЗРК разного рода БПЛА. Кто не сильно в теме, те не подозревают с какими сложностями сталкиваются бойцы при ведении стрельбы из ПЗРК.
Укоренилось мнение, что оператор ПЗРК просто навел ПУ на летательный аппарат, тот захватил цель и поразил ее. Но это не так. Как говорит украинская поговорка, "нэ так йилося, як хотилося". Не все так просто в поражении целей переносными ЗРК.
Основная масса переносных ракетных комплексов имеет Тепловую головку самонаведения (ТГСН). Наведение ракеты на цель производится с помощью датчика имеющую соответствующую матрицу в головной части. Первые ПЗРК "Стрела 2" или американская "Ред ай" имели определенные ограничения. Инфракрасные или тепловые ГСН были менее чувствительны, чем более поздние разработки. Они не всегда успешно могли поразить цель в связи с захватом цели и промахивались. К тому же тепловые ловушки, которые стали применять ВВС ведущих стран, позволяли уводить ракеты от самолетов. Эффективность применения упала.
Так прочитал в одной из статей интересные данные. В ходе борьбы за независимость Зимбабве, партизаны применяли советские ПЗРК и удачно сбивали двухмоторные самолеты оснащенные турбовинтовыми и реактивными двигателями. Как только противник перешел на поршневые моторы, эффективность поражения воздушных целей снизилась на порядок. Поршневые моторы имеют более слабую тепловую сигнатуру.
Основная масса БРЛА в качестве двигателя используют поршневые конструкции. К тому же в постройке БПЛА используют материалы в обшивке которых применяются композитные материалы. Они не дают высокие контрастные тепловые сигнатуры.
Более современные комплексы ПЗРК "Стрела 3м", "Игла", "Стингер" используют охлаждаемые ТГСН. С помощью азота происходит охлаждение тепловой матрицы до -200 градусов. Это повышает ее чувствительность к обнаружению и идентификации контрастных целей. Выделению основной цели от ловушек и других помех.
В связи с этим у ПЗРК имеется другое ограничение, это время на применение ракеты. Если ракету в этот период не удается запустить, то пусковую трубу с ракетой нужно просто выбросить.
Кроме того есть определенный алгоритм работы оператора, он дает ПЗРК время на подготовку к пуску ракеты. Примерно 5-7 секунд идет на подготовку к старту ракеты. Это не считая времени на охлаждение ТГСН. За это время необходимо инициировать химический источник питания, дать раскрутиться гироскопам ракеты, ГСН захватить цель.
За это время цель может уйти с линии прицеливания по разным причинам. Особо остро стоит вопрос под каким ракурсом воздушная цель находится относительно стрелка. ПЗРК не очень эффективно работают в боковую проекцию летательных аппаратов. Если против крупных целей таких как самолет и вертолет еще удается удачно произвести пуск, то с БПЛА это сделать сложно. Особенно против тех, кто использует электрические двигатели.
Есть еще одна проблема с поражением БПЛА ракетами ПЗРК. Боевая часть на ракетах небольшая. Ракеты комплексов "Стрела" имеют боевую часть весом 1,17 кг. Взрывчатого вещества там всего 390 грамм. Поражение цели происходит при физическом столкновении ракеты и цели. Если это с самолетами и вертолетами происходит более или менее успешно, то с тихоходными БПЛА, это случается редко.
Дело в том, что разведывательные БПЛА имеют низкую эффективную площадь поверхности крыла и корпуса. Ракета на большой скорости может просто пролететь мимо.
Эффективнее конечно ракеты с подрывом БЧ у цели и поражение ее фугасным действием и осколками. Правда для этого необходимо увеличить вес комплекса, что и происходит. Стрела 2 весила до 12 кг в боевом оснащении. Более современные ПЗРК уже весят примерно 17 кг. Это снижает мобильность расчетов таких комплексов и требует необходимости перевозить боевой запас на транспорте или применять со специально оборудованных позиций.
Погодные условия так же играют свою роль. Туманы, низкая облачность, высокая растительность практически сводят на нет применение ПЗРК по воздушным целям. Достаточно БПЛА уйти в облака, как он становится трудной целью для ПЗРК. В этом случае БПЛА так же лишается возможности вести визуальную разведку.
Кто то возразит, ну их же сбивают! Сбивают, но для этого оператору ПЗРК необходимо иметь хорошую квалификацию. Если противник обнаружит позицию ПЗРК, то он ее накроет артиллерией или направит FPV дроны для уничтожение операторов И техники.
Процесс поражения БПЛА очень сложен. Кроме хорошей техники необходимо иметь хорошо обученный расчет. Не одна сторона конфликта не стопорится в развитии методов ведения БД. Идет постоянная конкуренция.