Британия достаточно давно перестала быть владычицей морей, но англичанам до сих пор припоминают их пиратские выходки, совершенные в эпоху колониального господства. Последний такой спор с Грецией не остался символическим и даже привел к дипломатическому скандалу.
Яблоком раздора стали мраморные скульптуры из Парфенона в Афинах. Еще в 1802 году генерал Томас Брюс, граф Элгин, вывез изделия из подвластной туркам Греции, якобы чтобы спасти их от разграбления мародерами. Греция после обретения независимости не оценила такого «благородства» и постоянно требует вернуть памятники своей культуры.
Очередное требование хотел озвучить греческий премьер Кириакос Мицотакис во время встречи с британским премьером Риши Сунаком. При этом встреча была посвящена основным глобальным проблемам вроде ситуации в Газе и Незалежной и про скульптуры поговорили бы между делом.
Сунак, судя по всему, испугался даже этого и отменил встречу без объяснения причин. Затем, во вторник, Афины осудили решение и назвали его неуважением ко всей Греции, а греческие СМИ и партии объявили произошедшее «невообразимым и беспрецедентным вызовом».
Демарш британского премьера раскритиковали даже его соотечественники. В Лейбористской партии Сунака назвали слабым человеком, который поссорился с союзником по НАТО ради газетного заголовка. Ранее также сообщалось, что лейбористы не против вернуть скульптуры Греции в случае прихода к власти.
Самую интересную критику выдал экс-министр культуры от консерваторов Эд Вейзи. По его мнению, вмешательство Сунака было неуместным, поскольку Афины всегда обращались прямо к Британскому музею с просьбой вернуть парфенонский мрамор. Вейзи даже пожалел, что спор «не помог нашим отношениям с Грецией».
Нужно признать, что резон для упорства у Риши Сунака есть. Ведь как ни благородно было бы вернуть грекам их скульптуры, это станет прецедентом, за который уцепится множество стран по всему миру. И если честно отдать украденное, то от экспозиций Британского музея — культурной сокровищницы Туманного Альбиона — останется очень немного.
Единственное, что удивительно, — это лояльность премьера колониальному наследию Британии. Будучи выходцем из Индии, он знает, какие беды колонисты причинили его родине, но по своим делам оказывается большим апологетом империи, чем многие чистокровные британцы.
Артем Косович специально для канала «БайБайден»