Идея о создании федерации свободных и демократических государств была одним из ключевых положений политической философии Иммануила Канта. Он развил эту идею в своем трактате «К вечному миру» (1795), где он предложил план построения международного сообщества, основанного на праве и морали. Кант считал, что войны и конфликты между государствами являются препятствием для развития человечества и его способности к разуму. Поэтому он выдвинул ряд принципов, которые должны соблюдаться всеми государствами, чтобы обеспечить вечный мир.
- Никакие секретные договоры не могут быть заключены, если они содержат причины для будущей войны.
- Никакие государства не могут быть подчинены другим государствам против их воли.
- Постоянные армии должны быть упразднены, так как они способствуют военному соперничеству и агрессии.
- Государственные долги не могут быть использованы как повод для войны.
- Никакое государство не должно вмешиваться во внутренние дела другого государства.
- Никакие действия, которые нарушают доверие и уважение между государствами, не должны быть допущены во время войны.
Кроме того, Кант предложил три окончательные статьи, которые должны лежать в основе международного порядка:
- Гражданская конституция каждого государства должна быть республиканской, то есть основанной на представительном правлении и разделении властей.
- Право народов должно быть основано на федерации свободных государств, которая бы сотрудничала по принципу равенства и взаимности.
- Права человека как гражданина мира должны быть ограничены условиями всеобщего гостеприимства, то есть правом каждого человека посещать другие страны без угрозы насилия или ущемления.
Кант полагал, что эти идеи не являются утопическими, а соответствуют скрытому плану природы, который направляет исторический процесс к совершенству. Он утверждал, что человечество имеет в себе склонность к разуму и морали, которая проявляется в его способности к образованию и культуре. Он также считал, что человечество имеет в себе склонность к конфликту и антагонизму, которая заставляет его выходить из состояния войны и искать мирные решения. Таким образом, Кант видел в истории диалектику между разумом и страстью, которая в конечном итоге приведет к гармонии и справедливости.