Найти тему

Энергопереход. К чистому нулю или отрицание реальности?

Изображение от wirestock на Freepik
Изображение от wirestock на Freepik

Нефтегазовой отрасли вновь пророчат черные дни. В докладе МЭА «Нефтяная и газовая промышленность в период перехода к чистому нулю», опубликованном в преддверии климатического саммита COP28 в Дубае, говорится, что если страны Парижского соглашения добьются перехода на безуглеродную экономику и обеспечат требования по сдерживанию роста глобального потепления до 1,5 °C, то потребление нефти и газа упадет на 75% к 2050 году.

Авторы доклада отмечают, что сектор ТЭК (топливно-энергетический комплекс) сейчас - один из основных источников выбросов парниковых газов в атмосферу. Добыча, транспортировка и переработка нефти и газа составляют около 15% всех выбросов, связанных с энергетикой. Если страны выполнят свои обязательства по Парижскому соглашению, то спрос на ископаемое топливо к 2050 году упадет на 45%, а при переходе к безуглеродной экономике - более чем на 75%.

Безуглеродная экономика - экономическая модель, в основе которой лежит переход от традиционных источников энергии, таких как уголь и нефть, к альтернативным, экологически чистым источникам, вроде солнечной, ветровой и гидроэнергии.

Однако российские ученые-эксперты Агентства нефтегазовой информации не согласны с этими прогнозами и считают, что радикальное сокращение потребления нефти и газа маловероятно.

На нашей видеоконференции «Энергопереход: мифы и реальность» директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров выступил с докладом «Оценка запасов полезных ископаемых и мировой энергобаланс». В нем говорится, что решать проблемы на этапе энергоперехода необходимо с учетом роста потребления энергии в мире: пик потребности и потребления, придется на 2050 год. Прирост составит почти 30%.

Чтобы обеспечить такой рост энергопотребления в России до 2050 года необходимо нарастить 27 млрд. тонн рентабельных запасов углеводородов. Необходимость увеличения потребления ставит задачу искать новые источники энергии и использование уже известных.

Директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров
Директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров
«Чистая энергия» - это замечательная вещь! Но вряд ли энергия ветра и солнца позволят жить человеку, например, в Арктике, а в таких странах, как Россия, нужны ископаемые – уголь, газ, нефть, - сказал Шпуров.
100 лет назад, когда еще не было понятия «возобновляемых источников энергии», основной проблемой считалось: не «глобальное потепление», а «истощение ресурсов, - отметил заслуженный геолог России Валерий Карпов.

В докладе МЭА также подчеркивается, что сокращение доходов от нефтегазовой отрасли создаст экономические вызовы для стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, зависящих от этих ресурсов. Их бюджеты опираются на продажу нефти и газа, и уменьшение этого дохода может привести к серьезным экономическим трудностям. Согласно плану Net Zero Emissions, доход на душу населения от продажи нефти и газа в этих странах упадет на 70% к 2030 году и на 90% к 2050 году по сравнению со средним уровнем в период с 2010 по 2022 год. Однако, по мнению наших экспертов такой радикальный спад потребления нефтяных ресурсов маловероятен.

Изображение от atlascompany на Freepik
Изображение от atlascompany на Freepik
Когда мы говорим: «возобновляемая энергетика», «возобновляемые источники», то необходимо понимать, что самый известный и возобновляемый источник энергии - это дрова! Дрова - это не ископаемые! Они - это то, что растет! И, когда я использую дрова на рыбалке, то я понимаю, что я большой эколог и я использую возобновляемый источник энергии, - выразил свою позицию заслуженный геолог Югры, директор ООО «Шпильман бразерс» Александр Шпильман.
заслуженный геолог Югры, директор ООО «Шпильман бразерс»Александр Шпильман
заслуженный геолог Югры, директор ООО «Шпильман бразерс»Александр Шпильман

В ходе видеоконференции эксперты шаг за шагом развенчивали заблуждения, связанные с нефтегазовой отраслью. Так, например, многие ошибочно полагают, что электромобили полностью соответствуют концепции "зеленого" транспорта и не загрязняют окружающую среду.

Едет электромобиль по дороге, все хлопают в ладоши! А откуда в нем взялось электричество? После сожжения газа произошло преобразование в электричество путем сгорания! Никакой он не возобновляемый! И это очевидно!, - сказал Шпильман.

Иностранные медиа уже на протяжении длительного времени уделяют внимание теме перехода к возобновляемым источникам энергии. «Время использовать солнечные лучи для всех наших потребностей», - восклицают они. Давайте рассмотрим пример.

Александр Шпильман обратился к экспертам, чтобы изучить перспективы развития солнечной энергетики в Тюмени. Они открыли большой атлас по солнечной энергетике и сказали, что строить солнечную станцию здесь нельзя, потому что солнца здесь недостаточно. Надо учитывать места, где строить станции.

Это в пустыне выгоднее или в Китае, или в Африке, потому что там солнца много и преобразование эффективно!, - отметил эксперт.
Изображение от vecstock на Freepik
Изображение от vecstock на Freepik

Идея о повышении средней температуры на один градус в индустриальную эпоху также вызывает некоторые сомнения и вопросы. Как измерялась температура сто лет назад, когда не было современных технологий, таких как электронные датчики и спутники?

Что такое «средняя температура» Земли? Я перерыл все источники и не нашел! Если сложить температуру в Антарктиде, на экваторе, температуру в Тюмени добавить, то что это будет за цифра? Оказывается, температуру фиксирует программа НАСА. И тут у меня закрались сомнения. Примерно два года я не могу найти нормального источника. Я сам смогу подсчитать: растет или падает температура. Для понимания картины нужны исходные данные с метеостанций за все столетие! И это не прогнозы погоды, напечатанные в газетах! Доступа к такой информации нет, - сказал Шпильман.

Энергопереходы - не новость в истории человечества. Как отмечает зам. генерального директора ФАУ «ЗапсибНИИГГ» Александр Тимчук, вопрос о том, смогут ли страны моментально отказаться от углеводородов, остается открытым. «То, что все страны одновременно в ближайшей перспективе откажутся от углеводородов - такого не будет!» - здесь звучит нота реализма.

В докладе: «Роль газа в условиях энергоперехода», обсуждая роль газа, эксперт опирается на стратегический подход энергетической политики России, где отмечено, что «до 2035 года предусматривается лидирующая позиция газа среди других видов ископаемого топлива, как самого экологичного сырья с низким выбросом парниковых газов при использовании. К 2035 году базовый сценарий предполагает рост годовой добычи газа до 1 трлн. куб. м».

Энергопереход означает не только смену приоритетов в использовании энергии, но и изменение её структуры. Экологи высказывают опасения относительно возможных воздействий на природу и задают вопрос: не приведет ли использование возобновляемой и чистой энергии к нежелательным последствиям для окружающей среды?

Эксперты Агентства нефтегазовой информации еще раз подчеркнули, что несмотря на рост популярности возобновляемых источников, потребность в ископаемых топливах сохранится. «Зеленый переход» будет скорее результатом уравновешивания различных источников энергии, чем их полным замещением.

При использовании гиперссылка на агентство обязательна. Нарушение авторских прав преследуется по закону.

Актуальные новости о нефти и газе на нашем сайте: https://www.angi.ru/