Найти в Дзене
GigaScience

Война Бразилии с гравитацией. Часть 2. Катастрофа.

Предыдущая часть. <<< В предыдущей части мы кратко прошлись по истории космонавтики Бразилии в XX веке, пытаясь понять, почему за сорок лет, с 1961 по 2000 годы, эта латинская страна так и не смогла освоить технологию выведения полезной нагрузки на орбиту Земли. Сегодня мы продолжим это повествование, говоря о событиях в новом тысячелетии. Итак, как мы помним, начиная с 1981 года, в Космическом Агентстве Бразилии AEB, неторопливо шли работы над созданием первого носителя, который был бы способен вывести полезную нагрузку на орбиту Земли - речь идет о малой твердотопливной ракете VLS. За 20 лет было произведено всего лишь четыре попытки запуска, и ни одна из них не окончилась успехом. Руководство ведомства, при этом, словно и не видело проблемы в таком положении дел - и считало, что начатую программу необходимо довести до логического исхода. После четвертого неудачного испытательного полета подряд, бразильцы словно по инерции, продолжали работу все в таком же ключе, и готовили пятый экз
Оглавление

Предыдущая часть. <<<

В предыдущей части мы кратко прошлись по истории космонавтики Бразилии в XX веке, пытаясь понять, почему за сорок лет, с 1961 по 2000 годы, эта латинская страна так и не смогла освоить технологию выведения полезной нагрузки на орбиту Земли. Сегодня мы продолжим это повествование, говоря о событиях в новом тысячелетии.

Ракета VLS на стартовом столе, рядом - мобильная башня обслуживания.
Ракета VLS на стартовом столе, рядом - мобильная башня обслуживания.

Итак, как мы помним, начиная с 1981 года, в Космическом Агентстве Бразилии AEB, неторопливо шли работы над созданием первого носителя, который был бы способен вывести полезную нагрузку на орбиту Земли - речь идет о малой твердотопливной ракете VLS. За 20 лет было произведено всего лишь четыре попытки запуска, и ни одна из них не окончилась успехом. Руководство ведомства, при этом, словно и не видело проблемы в таком положении дел - и считало, что начатую программу необходимо довести до логического исхода. После четвертого неудачного испытательного полета подряд, бразильцы словно по инерции, продолжали работу все в таком же ключе, и готовили пятый экземпляр ракеты, в надежде что их старания наконец увенчаются успехом.

Новый запуск должен был состояться в августе 2003 года, и на этом моменте мы подходим к одной из самых крупных катастроф в области космонавтики за всю историю человечества.

Как работает башня обслуживания. (GIF)
Как работает башня обслуживания. (GIF)

Инцидент произошел в 2003 году, 22 августа, во время подготовки к тестовому запуску ракеты VLS-1 в космическом центре Алькантара, расположенном в штате Мараньян, Бразилия.

Чтобы понять суть инцидента, стоит обговорить следующее: для инженерного сопровождения ракет и для подготовки их к запуску, довольно часто используются мобильные башни обслуживания. Это специальное подвижное сооружение, которое способно передвигаться на стартовом комплексе своим ходом. Суть в следующем: пока ракета стоит на стартовом столе во время различных подготовительных операций, башня обслуживания, эдакий вертикальный ангар, "наезжает" на ракету так, что та оказывается во внутреннем пространстве башни. Внутренние многоуровневые помещения предназначены для обеспечения прямого доступа инженерного персонала к ракете, чтобы те могли совершать разнообразные манипуляции. После того, как ракета полностью готова к старту, башня точно так же уезжает, оставляя аппарат под открытым небом. Это довольно удобный подход, позволяющий повысить скорость и эффективность работ.

В тот день ситуация была именно такой: до старта ракеты VLS-1 оставалось 3_дня, и работы по ее отладке шли полным ходом. Напомним, что подобные твердотопливные ракеты начинены топливом всегда, с самого момента изготовления порохового ускорителя. Поэтому, на стартовом столе стояла техника, полностью заправленная топливной смесью, а передвижная башня обслуживания возвышалась над ней так, что технически, ракета находилась внутри помещения, внутри передвижного здания. Инженерно-технический персонал вел плановые работы, и в здании находилось несколько десятков человек.

Последствия трагедии - разрушенная башня обслуживания.
Последствия трагедии - разрушенная башня обслуживания.

Трагедия случилась в 13:26 по местному времени. С технической точки зрения, произошло воспламенение (активация) одного из твердотопливных блоков. Пороховое ракетное топливо (смесь перхлората аммония, порошка алюминия и разных полимерных добавок) специально составлено таким образом, что мгновенной детонации вещества не происходит - но оно очень быстро сгорает, создавая выброс огромного количества раскаленных едких газов под высоким давлением.

Таким образом, все внутренние помещения башни обслуживания моментально заполнились этими чудовищно горячими газами (до 3000°C) и плотным дымом, что исключало вероятность выживания в таких условиях. Пожар продолжался несколько минут, и все сооружение выгорело дотла. Вскоре, потеряв прочность от огромных температур, вся конструкция завалилась на бок, что мы и можем наблюдать на фотографиях с места трагедии. В результате катастрофы, погибли 21_человек - в основном техники и инженеры, которые готовили ракету к полету. Стоит заметить что это были самые высококлассные специалисты бразильской космонавтики, ведь они, по сути, работали на переднем крае космической программы своей страны. Эта горькая утрата стала ударом не только для семей и близких, но в конечном итоге отразилась и на всем бразильском обществе, которое потеряло ценных граждан, двигающих науку и технику Бразилии вперед.

Расследование причин инцидента, привело к основной версии: ракетный двигатель активировался из-за недочетов конструкции, которые привели к возможности пробития электрического разряда внутри корпуса ракеты. Вероятнее всего, конкретной причиной события стало статическое электричество. Впрочем, учитывая характер повреждений, точная причина остается неясной по сей день, и вряд-ли будет когда-либо разгадана полностью. В расследовании участвовали российские эксперты, и, собственно, это именно они указали на недочет конструкции, который мог сделать версию статического разряда возможной.

Немного другой ракурс.
Немного другой ракурс.

Это стало третьей по количеству жертв, и самой неожиданной в истории катастрофой в аэрокосмической области. Ведь другие трагедии случались, обычно, во время запуска или полета ракет, но этот случай отличается тем, что простые подготовительные работы обернулись столь смертоносным событием из-за банального просчета в инженерной конструкции. Последствия для AEB и бразильской космонавтики в целом были колоссальными.

  • Во-первых, применительно к инфраструктуре, была фактически уничтожена стартовая площадка и башня обслуживания - основа любого космодрома. В дальнейшем, потребовались огромные инвестиции и длительные работы на полное восстановление сооружений космического центра Алькантара.
  • Во-вторых, очевидной фатальной утратой стали погибшие специалисты, которых невозможно было моментально заменить другими сотрудниками.
  • В-третьих, сама стратегия космического агентства Бразилии AEB встала под вопрос: правильно ли ведомство определило цели развития и средства их достижения? Ладно бы речь шла о, в целом, удачной разработке, которая дала сбой и повлекла трагедию. Но в данном случае, эта ракета-носитель стала настоящим "неудачником" и создавала вокруг себя только беды и несчастья.

Все это вкупе сыграло огромную роль для всей бразильской космической индустрии. Программа этой страны и так развивалась крохотными темпами, но инцидент в Алькантаре отбросил латинских ракетостроителей на десятилетия назад, когда проект достижения околоземного пространства нужно было начинать практически с нуля.

Мемориал в память о жертвах трагедии в Алькантаре.
Мемориал в память о жертвах трагедии в Алькантаре.

Писать о катастрофах, подобных той, что произошла в 2003 году на космодроме Алькантара, весьма тяжело. Стремления, которые движут странами, включая Бразилию, в их попытках освоения космоса, возвышены и полны надежд, но реальность зачастую жестока и непредсказуема. Несмотря на то, что технические причины, такие как возможный электростатический разряд, могут быть указаны как непосредственные факторы инцидента, существуют более глобальные проблемы, влияющие на развитие космической программы Бразилии.

Одной из центральных и очевидных проблем является недофинансирование, и эта проблема не решена до сих пор. Для примера, в 2015 году бюджет AEB составлял всего $70_миллионов, в то время как, например, у индийского космического агентства ISRO бюджет был $1.16_миллиарда, у японского - $3.7_миллиарда, а у NASA - $17.4_миллиарда. А к 2019 году бюджет AEB был сокращен до приблизительно $45_миллионов. Это недофинансирование серьезно ограничивает способность Бразилии развивать свои космические технологии и поддерживать высокотехнологичные проекты.

Кроме того, Бразилия сталкивалась с проблемой недостаточного инвестирования в основные научные и технологические разработки на протяжении многих лет. Вместо стратегических инвестиций в важные научные исследования, страна пыталась продвинуть свою космическую программу через несколько амбициозных, но в конечном итоге неудачных проектов и партнерств, включая неудачную попытку создать национальную космическую ракету для запуска спутников на орбиту​. Это, своего рода, игра в "достижения" - даже не обладая технологиями жидкостных двигателей, бразильцы упорно пытались повторить знаковое, символическое событие - выведение спутника на орбиту собственной техникой.

Бюджет бразильского космического агентства в долларах США (примерные оценки, без поправок на колебания курса). В 2003 году отчетливо видно повышение затрат - это было обусловлено необходимостью восстановить космодром.
Бюджет бразильского космического агентства в долларах США (примерные оценки, без поправок на колебания курса). В 2003 году отчетливо видно повышение затрат - это было обусловлено необходимостью восстановить космодром.

По злой иронии, проект собственной космической ракеты VLS-1, оказался даже не единственным провалом в сплошной черной полосе. В том же 2003 году, когда произошла трагедия, Бразилия уже прорабатывала проект партнерства с Украиной, в сфере космических технологий. Целью было проведение запусков украинской ракеты Циклон-4 с территории Бразилии, поскольку географическое расположение космодрома Алькантара (почти на экваторе) было очень выгодным. Смысл сотрудничества виделся в том, что проект Alcantara Cyclone Space должен был дать Бразилии и Украине доступ к глобальному рынку коммерческих запусков спутников на низкую и среднюю околоземную орбиту, а также возможность запуска очень легких телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту.

Однако, и этот проект столкнулся с серьезными проблемами. По словам Петронио Норонья де Соуза, директора по космической политике и стратегическим инвестициям AEB, проблемы проекта заключались в комбинации факторов, включая бюджетные препятствия, технологические аспекты, отношения между Бразилией и Украиной, а также реальный рынок экспорта. В итоге, из-за этих многочисленных трудностей, а также из-за снижения общего экономического положения Бразилии, правительство этой страны приняло решение прекратить проект Циклон-4. Проще говоря, обе стороны просто не нашли достаточных средств для инвестиций, которые могли бы сделать сотрудничество реальным.

Ракета Циклон-4, которая должна была стать основой сотрудничества Бразилии и Украины.
Ракета Циклон-4, которая должна была стать основой сотрудничества Бразилии и Украины.

Словно этого было мало, в 2011 году всплыли "подковерные" политические интриги, о достоверности которых мы, редакция, не беремся судить, но все же озвучим дополнительную причину сворачивания проекта Alcantara Cyclone. Дело в том, что правительственные ведомства США, судя по всему, оказывали некоторое давление на бразильских партнеров, указывая на необходимость подписания и соблюдения дополнительных соглашений о гарантиях безопасности в рамках разработки ракетных технологий. По сути, это продолжение все той же истории с Режимом контроля ракетных технологий (MTCR), который мы упоминали в первой части статьи.

Если говорить конкретно, речь идет о том, что США "шантажировали" Бразилию: в раскрытом документе упоминается, что США не будут разрешать запуски американских спутников или иностранных спутников с американскими компонентами с космодрома Алькантара на ракете Циклон, до тех пор, пока не вступит в силу Соглашение о технологических гарантиях (TSA) между США и Бразилией, которое последняя - еще не ратифицировала.

Не все космические программы настолько провальны.
Удачный пример - Индия:

Можно по-разному относиться к такой информации, считать ее серьезным "разоблачением" недружелюбной политики США, или разумными требованиями к безопасности - однако сама ситуация подтверждается такого рода документами, утекшими в открытый доступ благодаря Wikileaks. И это, безусловно, могло сыграть свою роль в неудаче сотрудничества Бразилии с Украиной, и стало дополнительной преградой на пути латинской космонавтики в целом.

Впрочем, на этом рассказ о беспросветно неудачной космической программе Бразилии подходит к концу, и в следующей части мы готовы будем осветить обратную сторону этой темной медали. А заодно, постараемся показать Вам, как сотрудничество и кооперация способны вытянуть из бездны даже самых безнадежно отстающих покорителей космоса.

Читать продолжение. >>>

-8