Здравствуйте!
Наши технократы, молящиеся на "цивилизованный запад", уже просто сошли с ума с "цифровизацией" образования. Просто заковыряли бесконечным созданием "образовательных платформ" и обязательной регистрацией на них. Дошло до того, что даже макулатуру просто так пособирать уже нельзя. Только - после регистрации на соответствующем сайте (вспомним совсем недавний Бумбатл").
Школа будущего
Герман Греф грезит "школой будущего", где не будет ни учителей, ни оценок, а только один сплошной искусственный интеллект. Банкир упорно лезет в образование и считает себя вправе решать, какими должны быть дети, как их следует учить. Упорно продвигает свои идеи и, особенно, - "персонализированное образование". По сути, это не что иное, как самообучение у компьютера по программе, составленной - кем? Правильно, искусственным интеллектом!
Самое печальное, что под его идеи выделяются федеральные деньги. Большие деньги... Совсем недавно, в октябре 2023 года, В. Путин лично пообещал в Великом Новгороде дать Грефу выпрашиваемый миллиард на внедрение цифровых технологий - хоть и поворчал.
Вот уже на самом высоком уровне, в Минцифры, заговорили об автоматизированной проверке детских домашних работ... Позвольте, а как же учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка?
Что поделаешь, не слишком нужны "творцы", а нужны - покладистые, дрессированные роботы-потребители.
А на западе-то - опомнились!
Например, в Швеции решили отказаться от электронных учебников и вернуться к бумажным.
Шведское среднее образование считается одним из образцовых. Шведы одни из первых внедрили в процесс обучения цифровые технологии, автоматизировали каждое ученическое и учительское место. А теперь - рраз! - и разворот почти на 180 градусов. В этом году в Швеции выделяется около 60 млн. евро на то, чтобы вернуть в школы бумажные учебники. И на будущий год тоже запланировали около 50 млн. на эти цели.
А всё потому, что за последние 7 лет существенно ухудшились навыки чтения и понимания текста у шведских детей в возрасте до 10 лет. Существенно - это на 7-8%.
Некоторые из маленьких шведов практически не умеют писать. Но хорошо набирают тексты на клавиатуре.
В связи с этим шведский министр школьного образования Лотта Эндхольм приняла волевое решение вернуть в школы традиционные учебники.
Министра поддержали профессора из Каролинского университета, одного из ведущих высших медицинских учебных заведений:
«Есть четкие научные доказательства того, что цифровые инструменты скорее ухудшают, чем улучшают качество обучения… Мы считаем, что фокус внимания должен вернуться к получению знаний с помощью печатных учебников и опыта учителей, а не к приобретению знаний в первую очередь из свободно доступных цифровых источников, точность которых не была проверена».
А ещё в Швеции решили постепенно полностью отказаться от цифровизации обучения в дошкольных учреждениях.
Почему наши технократы, молящиеся на запад, просмотрели эти тенденции? Думаю, потому, что на выпуске новых учебников столько не заработать, как на внедрении искусственного интеллекта. Да и на выходе из школ получить читающего, думающего человека - не в их интересах.
Компьютеры, технологии, конечно, должны присутствовать в процессе обучения. Но - как инструменты учителя, как дополнение к книге.
Но нас же ведут к тому, что учитель должен стать просто оператором, обслуживающим гаджеты. А когда техника станет совершеннее, он и вовсе станет ненужным. Я, честно говоря, не вижу и не представляю, как этому можно противостоять. Боюсь, то процесс необратим.
Здоровья и терпения учителям и школьным администраторам!