Вы часто обращаете внимание на наличники старых домов? А если обращаете, то замечаете что просто самым важным всегда было оформление верхней части наличника. Тут место "небесной хляби" и всего светлого божественного по древним поверьям. Поэтому важно было обращение к обережным богам и символам. Расскажу далее на примере одного окошка из города Касимов Рязанской области.
На самом деле я тут была 2 раза и видела этот дом, общалась с его хозяйкой. Но фото сделала только в конце лета 2023 г.
Обратите внимание на этот стилизованный под растительный орнамент женский образ Берегини. Надо включить фантазию и "очеловечить" образ, увидев как у нее раскинуты руки вверх с мольбой о небесной воле и свете. Потом "руки" изгибаются и превращаются в растения. Кстати, чуть ниже совсем упрощённый символ Берегини с опущенными к земле руками - просьба урожая и прибыли во всем. Окантовка окна из множества мелких объемных (как бы граненых) квадратов - так же символы плодородия и достатка.
Когда я подошла делать фото, меня увидела хозяйка из окна и вышла узнать зачем я тут. Как всегда, честно объяснила что меня интересует сохранение культурного наследия, хотя бы через фото и публикации. От хозяйки я узнала что дом построил ее отец ещё до начала ВОВ. Точный год она сказать не может, но примерный период уже понятен. Она была рада узнать про живой интерес к истории и сказала что зимой ее домом интересовались архитекторы из Москвы. К слову, одним из этих "архитекторов" была я, потому что иногда надо придумывать упрощённые и понятные легенды, чем долгое объяснение про выставку, которая только в процессе создания. Я поблагодарила женщину и сказала что подарю ей одну из своих открыток, но так как у меня сейчас с собой ее нет, то на следущий день рано утром перед отъездом из города брошу, как почту, ей во двор. Мы попрощались, а утром я так и сделала. Возможно, у истории ещё будет продолжение, потому что в город этот я ещё вернусь.
P.s. буду рада если вы оцените мою статью с историей и подпишитесь на блог. Это стимулирует меня развивать этот канал.