Найти тему
Загадки истории

Как русский царь Грозный отреагировал на события Варфоломеевской ночи

Оглавление

«Я тебе устрою Варфоломеевскую ночь», - так звучит угроза, которая означает, что того, к кому обращены слова, ждет страшная расправа.

24 августа 1572 года во Франции было уничтожено несколько тысяч людей, которые относили себя к гугенотам – религиозному течению, где считали, что только Господь может решить, спасен ли человек или же нет.

Естественно, гугеноты многим не нравились. Папа Римский радовался, что католики уничтожили много религиозных противников. И понятно, почему было именно так. Ведь того же Папу считают наместником Господа на Земле. Получается, что у католиков человек, пусть и, как считается, сильно приближенный к Богу, решает массу вопросов.

В 1572 года у Папы была огромная власть. А вот гугеноты его не слушались, не подчинялись ему. Непорядок!

Еще с 1559 года отношения между католиками и гугенотами обострились. Но это был достаточно вялотекущий конфликт, который сильно обострился в 70-х.

Вообще, конечно, представители французских властных кругов плохо относились к гугенотам, которые наводили смуту в стране. Но было принято решение сгладить конфликт. Тогда Генриха Наваррского решили поженить на католичке Марии Валуа.

Жених был сторонником гугенотов. Невеста, как я указала – католиков.

Однако именно после свадьбы отношения между сторонниками разных религиозных течений накалились до предела.

И 24 августа 1572 года случилась Варфоломеевская ночь. Одно из самых жестоких событий в истории.

Не только ради веры

Обязательно нужно подчеркнуть, что гугенотов католики уничтожали не только, исходя из религиозных соображений.

Варфоломеевская ночь была отличной возможностью, например, поквитаться с теми, к кому имелась личная неприязнь. Скажем:

· избавиться от кредитора, который настойчиво требовал вернуть долг;

· разобраться с оппонентами в споре за наследство и так далее.

В общем, люди – такие люди. Каждый преследовал свои какие-то цели.

Конечно, много было фанатиков, которые уничтожали ради веры, хоть это довольно странно звучит. Но многие думали о какой-то корысти.

Впрочем, что касается религиозных войн, то и 21 веке они случаются. Это факт.

Поэтому, хоть и прошло несколько столетий, а человечество не особо-то изменилось, к сожалению.

Варфоломеевская ночь потрясла людей не только в Париже, во Франции. Внимание на неё обратили в разных уголках мира. В частности, заинтересовался событием и русский царь Иван Четвертый, известный под прозвищем «Грозный». Есть документальное подтверждение.

Реакция Грозного

Примечательно, что Иван Васильевич считается тираном, который своих подданных не особо-то жалел, мог легко казнить любого. Но то, что он писал императору Священной Римской империи Максимилиану Второму, наводит на интересные мысли.

Цитирую:

«А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».

В принципе, всё понятно. Но могу и пояснить.

Иван Васильевич пишет, что во Франции несколько тысяч человек лишили жизней. Причем уничтожали не только взрослых гугенотов, но и перед младенцами не останавливались. И это, действительно, так было. Французские католики будто озверели, расправляясь со своими религиозными противниками.

-2

Грозный считал, что христианский правитель должен скорбеть по усопшим. Он называет случившееся «безчеловечеством». И обвиняет во всем французского короля, который без ума такое сотворил со своим народом.

Эти строки из письма – характеристика всем. И европейскому правителю, который, по мнению Ивана Васильевича, поступил ужасно. И Максимилиану Второму, которому Грозный пишет честно и откровенно то, о чем думает. И самому Ивану Васильевичу, который, судя по написанному, был не таким уж тираном – считал, что не может правитель так поступать со своим народом.

Очень важно работать с историческими документами, которые могут сильно поменять представление о той или иной личности. Как, например, об Иване Грозном. Да, это был своенравный правитель, но даже он ужасался от того, что творили в Европе в 16 веке.

Зачастую, там, под видом борьбы за «чистоту веры», происходили, простите за такое слово, разборки, которые касались власти, влияния, денег, корысти и тому подобного.