«Я тебе устрою Варфоломеевскую ночь», - так звучит угроза, которая означает, что того, к кому обращены слова, ждет страшная расправа.
24 августа 1572 года во Франции было уничтожено несколько тысяч людей, которые относили себя к гугенотам – религиозному течению, где считали, что только Господь может решить, спасен ли человек или же нет.
Естественно, гугеноты многим не нравились. Папа Римский радовался, что католики уничтожили много религиозных противников. И понятно, почему было именно так. Ведь того же Папу считают наместником Господа на Земле. Получается, что у католиков человек, пусть и, как считается, сильно приближенный к Богу, решает массу вопросов.
В 1572 года у Папы была огромная власть. А вот гугеноты его не слушались, не подчинялись ему. Непорядок!
Еще с 1559 года отношения между католиками и гугенотами обострились. Но это был достаточно вялотекущий конфликт, который сильно обострился в 70-х.
Вообще, конечно, представители французских властных кругов плохо относились к гугенотам, которые наводили смуту в стране. Но было принято решение сгладить конфликт. Тогда Генриха Наваррского решили поженить на католичке Марии Валуа.
Жених был сторонником гугенотов. Невеста, как я указала – католиков.
Однако именно после свадьбы отношения между сторонниками разных религиозных течений накалились до предела.
И 24 августа 1572 года случилась Варфоломеевская ночь. Одно из самых жестоких событий в истории.
Не только ради веры
Обязательно нужно подчеркнуть, что гугенотов католики уничтожали не только, исходя из религиозных соображений.
Варфоломеевская ночь была отличной возможностью, например, поквитаться с теми, к кому имелась личная неприязнь. Скажем:
· избавиться от кредитора, который настойчиво требовал вернуть долг;
· разобраться с оппонентами в споре за наследство и так далее.
В общем, люди – такие люди. Каждый преследовал свои какие-то цели.
Конечно, много было фанатиков, которые уничтожали ради веры, хоть это довольно странно звучит. Но многие думали о какой-то корысти.
Впрочем, что касается религиозных войн, то и 21 веке они случаются. Это факт.
Поэтому, хоть и прошло несколько столетий, а человечество не особо-то изменилось, к сожалению.
Варфоломеевская ночь потрясла людей не только в Париже, во Франции. Внимание на неё обратили в разных уголках мира. В частности, заинтересовался событием и русский царь Иван Четвертый, известный под прозвищем «Грозный». Есть документальное подтверждение.
Реакция Грозного
Примечательно, что Иван Васильевич считается тираном, который своих подданных не особо-то жалел, мог легко казнить любого. Но то, что он писал императору Священной Римской империи Максимилиану Второму, наводит на интересные мысли.
Цитирую:
«А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».
В принципе, всё понятно. Но могу и пояснить.
Иван Васильевич пишет, что во Франции несколько тысяч человек лишили жизней. Причем уничтожали не только взрослых гугенотов, но и перед младенцами не останавливались. И это, действительно, так было. Французские католики будто озверели, расправляясь со своими религиозными противниками.
Грозный считал, что христианский правитель должен скорбеть по усопшим. Он называет случившееся «безчеловечеством». И обвиняет во всем французского короля, который без ума такое сотворил со своим народом.
Эти строки из письма – характеристика всем. И европейскому правителю, который, по мнению Ивана Васильевича, поступил ужасно. И Максимилиану Второму, которому Грозный пишет честно и откровенно то, о чем думает. И самому Ивану Васильевичу, который, судя по написанному, был не таким уж тираном – считал, что не может правитель так поступать со своим народом.
Очень важно работать с историческими документами, которые могут сильно поменять представление о той или иной личности. Как, например, об Иване Грозном. Да, это был своенравный правитель, но даже он ужасался от того, что творили в Европе в 16 веке.
Зачастую, там, под видом борьбы за «чистоту веры», происходили, простите за такое слово, разборки, которые касались власти, влияния, денег, корысти и тому подобного.