Вокруг этой картины с момента ее появления горели нешуточные страсти: В.Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И.Тургенева, а М.Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей.
Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.
Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако в деталях сцена отдыха трёх товарищей вовсе не правдива. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты.
9 неправдоподобных фактов об «Охотниках на привале».
1. Скептик.
Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова.
Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.
2. Новичок.
Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу.
Судя по новым, не успевшим ещё износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.
3. Заяц-русак.
Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).
4. Рябчик.
Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.
5. Враль.
В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880-1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».
6. Сапоги.
Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдаёт неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.
7. Бинокль.
У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.
8. Рожок.
Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пёс, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер — легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.
9. Ружья.
Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.
«Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.