На первый взгляд история Володарского типична для революционера: мальчик из бедной семьи, испытав на себе несправедливость социального и политического строя Российской империи, выбирает путь социалиста. Он занимается пропагандой и агитацией, проявляет себя как сильный оратор. И вот, на пике своей популярности среди народных масс, он трагически погибает 26-летним от пули эсера. Его убийство становится поводом для героизации, плачей, песен и прочих почестей, а также одним из первых оснований для красного террора. Вот такая история, несколько напоминающая биографию рок-звезды, не дожившей до 30-ти. Что тут добавить? Но при более внимательном изучении жизнеописания бунтаря обнаруживаются «пробелы» и неоднозначные детали. А начинается всё с имени бунтаря.
На постаменте памятника революционеру можно прочитать краткое «ВОЛОДАРСКИЙ».
В печатных изданиях перед этой фамилией иногда ставится инициал «В.», а иногда — «М.», но обозначения не расшифровываются. Настоящее же имя бунтаря — Моисей Маркович Гольдштейн. Он родился в 1891 году в местечке Острополь Волынской губернии Украины. Семья мальчика жила в черте еврейской оседлости и ничем не выделялась среди прочих, несмотря на то, что старший предок Моисея дед Борух-Копл имел право причислять себя к крестьянскому сословию. Такую награду он получил за 25-летнюю службу в солдатах, пройдя школу кантонистов.
Кантонисты — несовершеннолетние солдатские сыновья, числившиеся с рождения за военным ведомством, а также взятые принудительно в кантонисты малолетние бродяги, дети евреев, раскольников, польских повстанцев, цыган и прочих [9].
Но сословие — не капитал. Поэтому сын Боруха Мордух Гольдштейн жил как большинство евреев в России XIX века: «Что делал Мордка Гольдштейн? А всё. Собирал старьё, шил из него тряпьё для бедняков, ездил по сёлам — перелицовывал свиты, ставил заплаты, изобретал из юбок порты, из протёртых зипунов кацавейки, иногда перепродавал в местечке крестьянский хлеб за ничтожный гешефт. Вертелся» [4, стр. 102].
Гешефт (разг. ирон.) — мелкое выгодное предприятие, торговая сделка, спекуляция. Извлечение личной выгоды в деле, требующем бескорыстия; неразборчивая нажива [2].
В многодетной семье этого предприимчивого человека появился на свет Моисей Гольдштейн, будущий В. Володарский.
Когда мальчик изъявил желание учиться, средств для оплаты школы не нашлось, но он сам решил эту проблему. Вот как описывается этот эпизод в раннесоветской биографии Володарского: «Самостоятельно пишет он прошение директору школы, самостоятельно подаёт и добивается своего: ему разрешают учиться — бесплатно» [7; стр. 6].
Так же сказочно описано и начало революционной деятельности Гольдштейна: «Однажды, возвращаясь из школы домой, мальчик находит книжку — революционную брошюру; читает её; и это навсегда определяет его жизненную дорогу: он становится революционером, отдаёт свою жизнь делу освобождения пролетариата» [7, стр. 6]. Моисею было 14 лет, когда он стал членом Малого Бунда, а чуть позже и социал-демократической организации «Спiлка».
Бунд — социал-демократическая организация, представлявшая главным образом еврейских ремесленников западных областей Российской империи; основан в 1897 в городе Вильно [1].
После окончания школы Моисей поступил в гимназию: на этот раз семья оплатила учёбу. Однако долго тратиться не пришлось, потому что уже через год Моисея исключили с формулировкой «неблагонадёжный». Тогда же он впервые попал в тюрьму за агитационную деятельность. Серьёзных улик против него обнаружено не было и Моисей вернулся домой.
Когда терять стало нечего, Гольдштейн полностью посвятил себя работе в революционном подполье, что, конечно, со временем снова привлекло к нему внимание полиции. В 1911 году бунтарь попался с мешком прокламаций. Несмотря на то, что ему удалось сбежать и некоторое время скрываться, дело всё же закончилось судом и ссылкой в Архангельскую губернию.
Здесь Моисей с пользой проводит время: «уча детей губернатора, получает возможность закончить образование» [7, стр. 8]. Так он экстерном сдал экзамены в Архангельской гимназии. А уже в 1913 году Гольдштейн попал под амнистию, объявленную по случаю 300-летия дома Романовых, и вернулся домой.
Но жизнь в местечке не сулила никаких перспектив. Положение евреев в России становилось всё тяжелее. После Первой русской революции правительство проводило политику, направленную против национальных меньшинств. Тяжелое экономическое положение, политическое бесправие и погромы привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России. В 1913 году Моисей Гольдштейн принял решение уехать в США.
В Америке он успешно встроился в ряды фабричных рабочих города Филадельфия (штат Пенсильвания). Вспомнив о семейном деле, он поступил закройщиком на портняжную фабрику и довольно быстро занял руководящую должность в цеху — кажется, карьера в капиталистической Америке складывалась удачно. При этом о своей гражданской позиции Моисей не забыл и вступил в социалистическую партию Америки. Кроме того Гольдштейн установил связь с русскоязычной социалистической газетой «Новый мир», которая издавалась в Нью-Йорке. Здесь он получил опыт работы журналиста, а затем и редактора.
«Новый мир» была создана меньшевиками и высказывалась умеренно, но прибывшие в Америку в 1916 году Н. Бухарин, А. Коллонтай, а чуть позже и Л. Троцкий, радикализируют публикации. Правда это продолжается недолго: после известия о Февральской революции в 1917 году костяк редакции поторопился в Петроград. Гольдштейн-Володарский вернулся в Россию вместе с новыми товарищами.
Этот момент можно обозначить как начало конца. Да, в России политическая карьера Володарского быстро наберёт обороты, но долго это не продлится. До меткого выстрела на Шлиссельбургском тракте остаётся чуть больше года.
Источники:
- Академик — Политология. Словарь. — РГУ. В. Н. Коновалов. 2010. — URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/498/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B4. [Дата обращения: 05.03.23]
- Академик — Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 — URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/778914. [Дата обращения: 05.03.23]
- Арский П. А., Дмитриев Ал. М. М. Володарский : (Материалы для биографии и характеристики) — Л. : Губкомпом при Ленингр. губисполкоме, 1925.
- Бейдер В. Х. Ретроспектива: документальная повесть о революционном деятеле и публицисте В. Володарском. — Л., 1989.
- Википедия — В. Володарский — URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92._%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9. [Дата обращения: 05.03.23]
- Википедия — Газета «Новый мир» — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%80_(%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0,_%D0%9D%D1%8C%D1%8E-%D0%99%D0%BE%D1%80%D0%BA) . [Дата обращения: 05.03.23]
- Князев В. В. В. Володарский: Изд-во Ком. интернационала, 1922.
- Флеровский И. П. В. Володарский. — М.: Гос. изд-во, 1922.
- Электронная еврейская энциклопедия — URL:https://eleven.co.il/jews-of-russia/history-status-1772-1917/11955/ . [Дата обращения: 05.03.23]
- Livejournal — День в истории. Убийство Володарского — URL:https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/2361403/2361403_original.jpg . [Дата обращения: 05.03.23]
***
Научный сотрудник музея "Невская застава" Дарья Киселева