"Покажите мне народ, у которого бы больше было песен… По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство, летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, со смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню".
Н.В. Гоголь. Петербургские записки 1836 года
В 1879 г. филолог проф. Рудольф Вестфаль из Юрьева (Дерпта) опубликовал статью «О русской народной песне». По его словам, русская народная песня занимает уникальное место в мировой музыке. Она поется в своеобразной тональности, которая напоминает древнегреческую, но не тождественна ей. Русские песни отличаются оригинальностью гармонии, голосоведения и каденции, которые звучат прекрасно, но не соответствуют европейской теории музыки, учению о гармонии и композиторской практике. Они исполняются крестьянским хором без какой-либо музыкальной подготовки, без камертона и дирижера, без сопровождения, a capella; это — четырехголосие, в котором никогда не бывает скучного унисона, а отсюда — свободные вариации и подвижные подголоски. Богатство этих песен неисчерпаемо, их мелодика, ритм и выразительность просто пленяют, особенно при исполнении древних многообразных свадебных песен, то жалобно звучащих, то вдумчиво-благословляющих.
Собирание русского фольклора началось в XVIII в. Первое «Собрание русских простых песен с нотами» В. Трутовского (части I—IV) вышло в 1776—1795 гг., «Собрание народных русских песен с их голосами» Н.Львова и И.Прача — в 1790 г.
"Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач (Иван Прач — известный на рубеже XVIII–XIX вв. клавикордный мастер, придворный капельмейстер, композитор и перелагатель русских народных песен на ноты. — Прим. ред.), в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1 изд., 1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных сочинителей".
Русская песня. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
17 февраля 1911 г. в Москве состоялся первый концерт хора, организованного М.Е. Пятницким. На сцену вышли крестьяне. Они пели русские народные песни, водили хороводы. Мнения, публики разделились. Одни хвалили, другие называли исполнителей «поющими лапотниками». Один из друзей писал М. Пятницкому: «До тебя издавали ноты, записи и думали, что этого достаточно... а ты даешь песню живьем, как она есть: «Нате, слушайте и смотрите, как поет сам народ!» Это великое дело...».
"Я считаю знаменательным и для русской жизни в высокой степени типичным, что к пению меня поощряли простые мастеровые русские люди. Русские люди поют песни с самого рождения. Так это было в дни моего отрочества. Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. От природы, от быта русская песня и от любви. Ведь любовь — песня".
Ф.И. Шаляпин. Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре
"Русь! Русь!.. Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?"
Н.В. Гоголь. Мертвые души